«Город нависал над путником, давил его беспощадно своей громадиной, а потом оставлял в недоумении посреди площади перед вознесшимся к небесам храмом. На улицах … в любое время года и в любые часы можно было встретить множество зевак с разинутыми от восхищения ртами, крутивших головами во все стороны – местные жители посматривали на них с нескрываемым превосходством…Тут полагалось не зевать – срезать кошелек с пояса могли за миг – и внимательно поглядывать под ноги, чтобы не испачкать обувь. Чего-чего, а нечистот здесь хватало и в прямом и в переносном смысле…Авторитетов здесь не признавали – в ночное время получить нож под ребра мог даже сам император, появись он … без охраны. Здесь ценили не изысканные манеры, а золото и умение владеть заточенным куском железа, жестокость да твердую руку и способность оставаться трезвым после нескольких кувшинов вина.»1
Продолжая наш краткий экскурс в историю развития ушу, необходимо упомянуть другой важный момент, также повлиявший на последующие метаморфозы китайских БИ. Развитие цивилизации, ремёсел, торговли и т.д. привело к интенсивному развитию городов, уровня жизни в них. Как и в других регионах Земли, города становились, по сути, центрами экономической и культурной жизни своего региона. Нам же интересно то, что городская площадь богатеющих и густонаселенных городов как центр сборища множества людей дала мощный толчок развитию разнообразных зрелищ народного театра, различных представлений, в которых встраивались элементы ушу, от ритуально-культовых танцев и традиционной оперы, до выступления циркачей и странствующих мастеров ушу, а также разнообразные соревнования силачей.
В праздники же такой ареной для бродячих трупп, борцов и акробатов становились и парки, и просто улицы. Дальнейший рост благосостояния увеличил спрос на развлечения, на повышение качества этих услуг, и в крупных торговых городах появились крытые театры «瓦子»2, также известные как «勾栏»3, «瓦肆»4, «瓦舍»5, предоставляя изысканной публике самый разнообразных спектр развлечений и удовольствий. Однако нам они интересны тем, что там регулярно происходили состязания силачей, борцов, рукопашников с большим спектром разыгрываемых наград — от памятных вымпелов до денежных вознаграждений. Был даже организован специальный госдепартамент, отвечающий за преподавание борьбы и проведение таких соревнований. Высокая популярность этих мероприятий способствовала созданию множества различных организаций и ассоциаций, объединяющих занимающихся борьбой, и принимать участие в этих соревнованиях стали даже женщины, хотя ранее было как-то не очень принято в обществе вообще их обучать боевым искусствам.
От него ведут свою историю школы ушу 岳武穆兵书, 岳家拳, 岳家枪, а широко распространенные стили 心意六合拳 и 形意拳 традиционно считают своим патриархом, хотя исторические исследования возводят корни этих стилей ко вполне конкретным людям династии Цин, а это разница аж в несколько веков! Кроме того, его считают создателем и одного из самых распространенных методов цигун ((气功 qìgōng)) нашего времени — упражнений «Восемь кусков парчи»8.
Герой войны с чжурчженями9 , синоним верности долгу в китайской культуре, он тоже, согласно веяниям своей эпохи, большое внимание уделял силовой подготовке своих солдат посредством занятий «相扑»10, прототипом японской борьбы сумо.
Содержание же «相扑» и «角力»11 того времени малоизвестно, хотя и охватывало в том числе известные нам сейчас «打, 踢, 靠»,однако они скорее всего не идентичны как одноименным основам 拳术12 нашего времени, так и 摔跤13. Направления эти, хотя и тесно переплетались, и были взаимосвязаны с кулачными техниками, но по ряду исторических, этнических причин развивались самостоятельно. Но связь борьбы и кулачного искусства проявляется в таких элементах, как, например, «扭»14 и «抓»15, являющиеся частью болевых методов воздействия на суставы, известных нам сейчас как 擒拿16, а также методы «抠, 点, 压»17 и пр., позволяющие воздействовать на 经穴18, акупунктурные точки и каналы, в разделе 点穴19. Хотя исторические отсылки возникновения «相扑»20 доходят порой аж к периоду 黄帝21, однако скорее всего была заимствована у соседних степняков, которые, по мнению современных китайских исследователей, использовали «грубую силу» 蛮力22 вместо искусных техник современного 摔跤13. Но скорее всего это произошло не ранее 秦汉23, когда у знати были в моде состязания в верховой езде и стрельбе из лука, охоте и силовых поединках, иногда упоминаемые и в 家法24.
В левом нижнем углу этой фрески в мавзолее Юэ Фэя изображены так называемые «каменные замки́», один из популярнейших тренажеров в современном традиционном ушу, где признают наработку «石锁功»25 необходимой не только для развития силовых качеств бойца, но для постановки основополагающей техники рук. Неизвестно, было ли это изображение с момента строительства «杭州岳王庙»26 в 1221 году , но в любом случае она показывает понимания важности силовой подготовки в разные времена.
Завоевание монголами Китая, приведшее к власти династию Юань27 , кроме долгожданного воссоздания империи, восстановления системы госэкзаменов и пр, породило систему жестких запретов, стремясь таким образом умиротворить хаос и мятежность, опасаясь, что будут «бунтовать и сеять смуту», как это неоднократно происходило ранее.
В «元史»28 указывается, что местным властям неоднократно предписывалось изымать оружие у населения, запрещалось его незаконное хранение: «民间私藏武器», за хранение и укрытие «оружия и доспехов» наказанием была смерть. В нарушение всех сложившихся обычаев, запрещалось хранить семейное оружие даже и в родовых святилищах, исключение делалось лишь для деревянных или глиняных реплик. Естественно, что попали под запрет и деревенские отряды самообороны, обучение военному делу, и охота. Даже запрещалось хранение железа в количестве, достаточном для оружейного производства.
Семейный храм предков в уезде Хайян
Но исходя из своей военной тактики кочевых племен, наиболее серьезным опасным оружием воспринимали лук и стрелы, а не традиционное китайское копье. И в «通制条格», раздел 卷二十七, от 1285 года не только предписывалось изымать их у местного населения, но и сортировать, низкого качества — уничтожать, среднего — передавать монголам в использование, а лучшие запасать в хранилищах:
«复分汉地及江南所收弓箭器为三等,下等毁之纩中等赐近居蒙古人,上等贮于库。»
В тексте «元史», «刑法志» также указывается запрет собираться толпой и занятия охотой, тренировки копьем и палкой, да и вообще боевыми искусствами:
«聚众围猎, 弄枪棒, 习武艺。»
Кроме того, в ряде областей был введен комендантский час, ограничивающий передвижения коренного населения преимущественно в ночное время:
«一更三点,钟声绝,禁人行,五更三点,钟声动,听人行,违行笞二十七。»
В тексте «通制条格», в 卷十六, указывается, что запрещались сходки и митинги, создавать различные общества, деревенские отряды самообороны, ограничивали даже количество кухонных ножей на семью и тп…
Традиционный деревенский дом в провинции Шаньдун
- Ян Валетов, «Сердце Проклятого» [↩]
- wǎzǐ [↩]
- gōulán [↩]
- wǎsì [↩]
- wǎshè [↩]
- 岳飞 yuèfēi [↩]
- 還我河山 [↩]
- 八段锦 [↩]
- 宋金战争 sòngjīn zhànzhēng [↩]
- xiàngpū [↩]
- juélì [↩]
- quánshù [↩]
- shuāijiāo [↩] [↩]
- niǔ [↩]
- zhuā [↩]
- qínná [↩]
- kōu, diǎn, yà [↩]
- jīng xué [↩]
- diǎnxué [↩]
- xiàngpū, сумо [↩]
- huángdì Хуан-ди, Желтый император [↩]
- mánlì [↩]
- qín hàn — эпоха династий Цинь 221-207 до н. э. ― Хань 206 до н. э. — 220 н. э. [↩]
- jiāfǎ [↩]
- shísuǒgōng [↩]
- Hángzhōu yuè wáng miào [↩]
- 元朝 Yuáncháo [↩]
- содержит в себе изложение событий царствования императоров династии Юань 元в хронологическом порядке, одна из 24 династических историй, составлена 宋濂 в 1370 году во время династии Мин 明, состоит из 210 свитков [↩]