Китайский фарфор в течение веков был навязчивой идеей европейской знати и ученых мужей. Одни охотно скупали заморские приобретения португальских купцов, другие бились над технологией его производства. Легкий, изящный материал долго казался непостижимым волшебством, пока в 1708 году немецкий философ и изобретатель Чирнхаус не раскрыл секрет его производства. Сколько же веков ушло в Китае на создание технологии производства — сказать трудно. Но мы попробуем проследить самые главные вехи развития китайской керамики.
Пещера, дракон, маньтоу и яйцо
Два ключевых элемента производства фарфора — сырье и температура. Подбор оптимальной пропорции каолина (белой глины), китайского камня, фарфорового камня и кварца достигается методом проб и ошибок, а строительство печей для обжига, способных достигать температуры выше 1200 градусов по Цельсию, требует технологий.
Как и во многих других частях света, китайцы долго обжигали свои горшки и триподы открытым способом. Но уже 2000 лет до н. э. появилась технология, позволяющая достигать более высоких температур, что значительно повысило водонепроницаемость получаемого материала и открыло больше возможностей для эстетического оформления. Так, черная керамика, которую находят на территории современного Чжэцзяна, была обожжена при 1000 градусов, что при открытом способе невозможно. Это достигалось с помощью печей, которые устраивали в земле, вырывая вертикальные или горизонтальные ямы, чтобы разнести открытый огонь и место для обжига.
Переломный момент в истории китайской керамики случился где-то в период Борющихся царств ( 475-221 гг. до н. э.) в городе Цзэнчэн на территории современного Гуандуна — был изобретен новый вид печи, который позволял превышать 1200 градусов по Цельсию, что было необходимо для химической реакции в производстве фарфора. Это тип печи, известный как драконья (龙窑), получил распространение во всем Южном Китае, а позже проник в Японию. Драконьи печи сохранились и до наших дней: например, в Уишань.
Драконьи печи, несмотря на то, что требовали больше пространства и должны были располагаться на склонах гор, имели огромное преимущество — они позволяли обжигать за раз сотни тысяч (!) изделий. Другой тип печей — маньтоу (馒头窑) — также появился в 3-4 веке до н. э., но на севере Китая — на территории современного Хэбэя. Они были компактнее и, соответственно, могли вместить намного меньше изделий.
Компромисс был достигнут лишь в конце династии Мин (1368-1644) созданием цзиндэчжэньской печи, форма которой напоминало яйцо, что позволяло обжигать большие объемы изделий, а располагать ее можно было в более доступных для транспортировки местах.
Селадон — керамика «под нефрит»
Полудрагоценный на Западе нефрит высоко почитался в Китае еще со времен неолита. Этот камень в различных оттенках зеленого отличается полупрозрачностью и однородностью цвета. Когда температура обжига превысила 1200 градусов, это позволило производить глазурованную керамику с ровной поверхностью и тем же полупрозрачным эффектом, который наблюдался у столь ценимого нефрита.
Селадон — такое название на Западе получила китайская керамика, имитирующая нефрит, а также вид глазури, используемый для ее производства. Базовая технология производства селадона уже была известна к 3 веку н. э., но популярность селадона пришлась на Тан и особенно Сун.
Основные центры производства селадона были сосредоточены на территории современного Чжэцзяна: Юэ (越窑; Шаосин и Цыси), Дэцин (德清窑; уезд Дэцин), Учжоу (婺州窑; Цзиньхуа), Оу (瓯窑; Вэньчжоу) и, конечно, Лунцюань (龙泉窑; Лишуй).
Несмотря на то, что продукция мастерских Лунцюань в основном ориентировалась на вкусы ученых мужей, она также поставлялась и для императорского двора, особенно с переносом столицы в Линьань (современный Ханчжоу), где также производили свой императорский фарфор.
Вкусы просвещенной публики влияли и на производство: к Южной Сун популярность толстой глазури достигла своего апогея — глазурованный слой часто в разы превосходил толщину самого изделия, что усиливало сходство с нефритом, но буквально превращало его из фарфора в керамику. Именно такой вид селадона широко распространился в Японии, где популярен до сих пор. Продукция мастерских из Лунцюаня также пользовалась спросом в Корее, государствах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Бело-синий Цзиндэчжэнь
Хотя первоначально Цзиндэ (или Синьпин) не был центром производства керамики, а прежде всего являлся торговым городом. Но сочетание природных ресурсов, расположения (выход к Янцзы) и маркетинговой политики местных производителей керамики сделали свое дело — при династии Сун заказы в местных мастерских размещал официальный поставщик керамики для императорского дворца. В производстве фарфора были вовлечены все окрестные деревни в радиусе 60 км. Работа эта была сезонная, что отлично сочеталось с сельскохозяйственными работами в несезон, а к династии Мин многие мастерские перешли на полную занятость — надо было удовлетворять спрос на внутреннем и внешнем рынках.
Успех Цзиндэчжэня при династии Юань (что способствовало упадку многих центров производства) также объясняют истощением запасов фарфорового камня, который до конца Сун был главным материалом для производства керамики. Более глубокие залежи камня содержали меньше оксида алюминия, от которого зависела жароустойчивость материала. Ситуацию исправил каолин, значительные запасы которого были обнаружены в соседних с Цзиндэчжэнем горах Гаолиншань, давших название материалу.
Цзиндэчжэнь сейчас прежде всего известен бело-синим фарфором (青花瓷; фарфор цинхуа), столь любимым династией Мин и ближневосточными купцами. И сам синий цвет — результат торгового и культурного обмена между регионами. Пигмент для производство бело-синей керамики был завезен из Персии еще при Тан и Сун, но не получил распространения до 14-го века. Потребовалось еще несколько веков, чтобы сочетание белого тонкого фарфора с синей росписью стало востребованным массовым покупателем и императорским двором.
Пятицветный и «розовый» фарфор
К концу династии Мин (1368-1644) популярность приобретает цветная роспись бело-синего фарфора (大明五彩瓷). Причем, все синие и черные элементы росписи выполняли синим пигментом до покрытие глазурью, а остальные цвета — зеленый, красный, желтый, фиолетовый — поверх глазурованной поверхности. Это значительно осложняло процесс и ограничивало возможности художника.
При цинском императоре Канси (1654-1722) был обнаружен синий и черный пигмент, который можно было наносить поверх глазури. Это технологическое решение сразу же расширило возможности росписи — она по сложности стала соотносима с живописью. Однако в отличие от сине-белой основы минского пятицветного фарфора, пигменты цинского (康熙五彩瓷) позволяли делать тонкие линии, но не давали делать равномерную заливку цветом, поэтому для заполнения использовались мелкие штрихи и точки.
Фэньцай (粉彩瓷) или «розовый» фарфор был изобретен также при Канси, но стал наиболее популярным при правлении его сына (1722-1735). Для изготовления фарфора фэньцай использовалась техника перегородчатой эмали, которая была представлена императорскому двору иезуитскими миссионерами. Цвета эмальерных рисунков на медных пластинах настолько поразили Канси, что он решил пригласить к своему двору европейского мастера, который и помог адаптировать технику для росписи фарфора. Часть пигментов приходилось ввозить из-за границы, что делало «розовый» фарфор недоступным для массового покупателя, но мастера Цзиндэчжэня находили возможность имитировать эффект.
Для заглавной иллюстрации использована работа французского художника Жака Линара 1627 года.
Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк и поделитесь ею с друзьями.
Хотите быть в курсе наших публикаций по теме, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.