Однажды посчастливилось оказаться в Тяньцзине; искал в центре города банкомат 中国银行. Ходил, спрашивал прохожих – одни попросту не знали, другие указывали куда-то, но найти всё же не получалось. Наконец, завидев двух полицейских на электромопеде (думаю, все представляют себе это экологичное средство передвижения, но когда стражи порядка гордо восседают на нем вдвоем, у меня это всегда вызывает умиление), я направился к ним, надеясь, что здесь уж точно получу толковый ответ. И действительно – они всё ясно объяснили, десять раз переспросив, точно ли я понял. А я и вправду всё отлично уяснил, как не понять-то – идти прямо, пересечь три улицы, на четвертой (насколько помню 长春路) повернуть направо и «就是到了». Поблагодарив полицейских, я направился к банкомату, но не прошло и минуты, как мопед бесшумно поравнялся со мной, а они начали активно жестикулировать, показывая прямо, куда, в принципе, я и держал путь. Я опять сказал, что всё понял и тысячу раз поблагодарил, но они, как будто не услышав, чуть обогнали меня и так вдоль тротуара продолжали сопровождать до самого банкомата, время от времени, оборачиваясь, маша руками и улыбаясь.
Так под конвоем я добрался до пункта назначения, но какого же было мое удивление, когда я, сняв наличные и выйдя на улицу, обнаружил своих «друзей» на том же самом месте, где я с ними и распрощался. Они, продолжая улыбаться, посоветовали мне держать сумку ближе к груди и спрятать деньги в самый глубокий карман. Дав последний совет и убедившись, что я понял, они, отдав честь, откланялись. Я побрел дальше по своим делам, но в голове было полно мыслей — стало пронзительно стыдно за наших «полицейских» (до нового года в кавычках). В частности, за истории о «приключениях иностранцев в России». Одну из них мне рассказал знакомый китаец, который ездил в Красноярск работать преподавателем.
Он шел по улице, когда к нему подошел милиционер и попросил предъявить документы. Китаец дал ему всё, что было необходимо (паспорт, вид на жительство и т.д.). Всё было в порядке, но сотруднику внутренних дел так не показалось, ведь он, молча, взял одну из нужных бумаг и засунул в карман кителя, при этом сказав: «Пребываете вы на территории РФ незаконно, проедемте в отделение или… три тысячи рублей». У китайца не было выбора, при том, что он владеет русским языком на достаточно хорошем уровне. Конечно, можно было попробовать найти другого сотрудника, пойти к начальству и т.д., но вы же знаете наши правоохранительные органы, тем более большинство на его месте растерялось бы.
Я не спорю, с современными незаконными миграциями из азиатских стран, быть строже – вынужденная мера, но это нисколько не оправдывает нашу «доблестную» милицию в подобных действиях, ведь так они компрометируют не только себя, так теряется имидж всей страны.
Естественно судить обо всех полицейских Китая, исходя только из личного небольшого опыта, я не могу. Так же как я не хочу обобщать и нашу милицию, в ней действительно много хороших людей (по-крайней мере я в это верю). Но судя по многим рассказам знакомых и интернет-статьям, всё действительно обстоит так. Наши проигрывают по многим параметрам. Сначала было предположение, что китайская полиция относится так только к лаоваям, но оказалось, что и к своим гражданам они относятся очень отзывчиво. Также из общения с китайцами, я понял, что полицейский в Поднебесной действительно «друг человека», и «стукачество», на манер американо-европейского, здесь не только не считается плохим делом, но даже поощряется (корни чего, в принципе, можно искать в истории).
Возможно я гиперболизирую достоинства полиции Поднебесной — вопрос, как говорится, субъективный. Но как бы там ни было, пока знакомые китайцы в России показывают мне на наших сотрудников внутренних дел и говорят: «О, вон «дай, 100 рублей» стоит!», а китайский страж порядка по собственному желанию помогает открыть мне пиво, «хорошим полицейским» для меня будет явно не отечественный.