Цифровая этнография. Китайские микроблоги как иллюзия голоса

Красивое и интригующее словосочетание «цифровая этнография» обозначает область антропологии, изучающую взаимодействия человека и цифровых технологий. Одна из глав книги «The Routledge Companion to Digital Ethnography» 2016 года выпуска посвящена Китаю и его соцмедиа. Авторы исследования выбрали 42 участника из разных социальных групп – студенты, офисные работники и трудовые мигранты; все они жили в Пекине в 2013-2015 годах. Исследователи наблюдали за их поведением в Weibo, анализировали их посты, провели серию интервью, чтобы определить, как и почему китайские пользователи популярного микроблога выражают своё мнение, называя его – «голос». Магазета сделала сокращённый перевод этой главы, чтобы тезисно рассказать о результатах наблюдений.

Взаимодействие человека и технологий можно рассматривать с разных аспектов, напоминающих то виртуальную социологию, то изучение дискурса новых медиа. Исследования китайского интернета обычно сосредоточены на двух областях: формирование онлайн-сообществ в контексте социального режима[1] и роль интернета в преобразовании отношений между государством и обществом в строго регламентированной медиа-среде.

С появлением микроблогов, особенно Sina Weibo (微博, известен как «Твиттер Китая») в 2009 году, стала очевидна их важная роль во время социальных кризисов. Через микроблог распространялась информация, разоблачалась коррупция в правительстве и обеспечивалась большая прозрачность действий государства. Во время чрезвычайных событий микроблог служил платформой для выражения мнения граждан: оно было заметно даже при официальной цензуре в СМИ.

В последние годы с развитием интернета формат публичного общения в Китае однозначно изменился. Хотя Weibo стал платформой, усилившей звучание «голосов» китайских пользователей, тем не менее, их мнение часто становится здесь неуместным, незаметным или ограниченным по разнообразным причинам. Этот феномен исследовали Кара Уоллис (Cara Wallis) и Си Цуй (Xi Cui), чья работа легла в основу этого материала.

Пекин. Автор: Gigi @ling_gigi/Unsplash

Китайский интернет: от досок объявлений до микроблогов

Крупномасштабные исследования, проведенные официальными государственными органами, такими как Китайский информационный центр сети Интернет (CNNIC) показали, что большинство интернет-пользователей в Китае выходят в интернет в основном для развлечения и общения. Высказывались и мнения о том, что интернет является своеобразным «предохранительным клапаном», и что он может способствовать, если не большей демократизации, то хотя бы большей либерализации гражданского общества в Китае.

Микроблог Weibo изначально был «населён» преимущественно молодыми городскими пользователями с высшим образованием. С самого начала он, как и другие платформы, выстраивали сообщества вокруг спортсменов, кинозвезд и других знаменитостей, которые быстро стали так называемыми Big Vs (verifed users, проверенные пользователи с более чем миллионом подписчиков) – и лидерами общественного мнения. Цифровое неравенство Китая, особенно проявляющееся в резком разрыве интернет-активности между развитыми городскими и слаборазвитыми сельскими районами, также отразилось на пользовательской базе. Однако это не помешало формированию дискурса микроблогов СМИ и простых китайцев. В то же время исследования показали, что в 2013 году только 13% зарегистрированных пользователей Weibo активно создавали оригинальные посты, а 5% – поставляли 80% всего оригинального контента. Примечательно, что большинство пользователей из 100 млн ежедневных активных посетителей микроблога (97% из которых – находились в стране) не публиковали свои собственные мысли.

Что такое «голос» в соцсетях?

Ник Колдри (Nick Couldry) в 2010 году предложил различать выражение собственного мнения или «голос» в соцсетях как процесс и как ценность. «Голос» как процесс – это относительно простое действие, например, рассказ-повествование о своей жизни в этом мире. Более сложным является понятие «голоса» как ценности, которая может приносить пользу в организации человеческой жизни и ресурсов в данном конкретном обществе.

В Китае в последние годы стали доминирующими некоторые неолиберальные принципы, наряду с повышением потребления как маркера индивидуальной идентичности, статуса и ценности. Кроме того, возросшая коммерциализация китайского интернета, в том числе и Weibo, изменила онлайн-среду и отношение к «голосу» как к ценности.

Обесценивание «голоса»

Хотя распространено мнение, что молодые люди в Китае не умеют анализировать цифровые СМИ критически, почти каждый участник исследования отметил, что понимает – информация в Weibo носит поверхностный характер. Все, кроме одного участника, упомянули проблему фейковых новостей и слухов, а также необходимость фильтрации контента и борьбы с фейками. В целом многое из того, что публикуется и отправляется в китайских микроблогах, касается новостей моды, развлечений, и конечно же, забавных видео с кошками.

Именно обилие непроверенной или слишком поверхностной информации обесценивает «голос» пользователей. Они признавались, что читают чужие посты, но не публикуют собственные, «потому что этого никто не заметит». Такие чувства могут быть обусловлены статусом – вряд ли мнение одного студента имеет вес. Тем не менее, многие офисные работники и рабочие-мигранты говорили о том же. Сяо Дин, служащая, имеющая около 600 подписчиков и более 2500 постов к сентябрю 2015 года, отметила, что ощущает себя слишком скучной и предпочитает следить за более яркими блогерами, обесценивая свой собственный «голос».

Сяо Суй, студент первого курса, рассказал, что Weibo помогает ему выпустить пар: у него есть специальная страничка для публикации негативных мыслей, которыми он не хочет делиться с друзьями. Здесь «голос» выступает как процесс. В то же время маркетолог Билл заявил: «Weibo дает возможность говорить, но это фальшивая свобода слова. Вы можете сказать, что хотите, но никто не услышит вас. Разве что вы можете беспрепятственно выразить негатив».

Weibo как «наше медиа»

Микроблоги в Китае изначально позиционировались как пространство для всех. Широкую поддержку и резонанс в обществе вызвали такие Weibo-кампании как, например, помощь в поисках пропавших детей, сбор помощи жертвам землетрясений, раскрытие случаев нарушения закона членами элиты, освещение действий правительства после крушения поезда в Вэньчжоу, борьба с принудительными выселениями рабочих-мигрантов в Пекине и открытые обсуждения инцидентов в области безопасности пищевых продуктов.

Респонденты, участвовавшие в исследовании, описывали свой интерес к кампаниям как желание решить социальные проблемы, достичь справедливости, а не как политически окрашенный интерес. Почти все участники, особенно студенты, выразили презрение к непроверенным вбросам про государственных чиновников. Как оказалось, самой «политической» проблемой, на которую обратили внимание пользователи Weibo, стал визит Си Цзиньпина весной 2013 года в Африку. При этом интерес был прикован к его супруге Пэн Лиюань и акцент ставился на моде, а не на геополитике. Несмотря на подчёркнутое отсутствие интереса к политике, китайские пользователи с удовольствием размещали на своих страницах в Weibo изображения парадов, патриотические фото и заметки по случаю различных торжеств.

Чунцин. Автор: 偉宗 勞 @lwzee/Unsplash

Социальные различия и отрицание «голоса»

Хотя во время исследования микроблоги велись преимущественно молодыми образованными пользователями, живущими в городе, нельзя забывать, что более 200 млн сельских трудовых мигрантов делили с ними жизненное пространство. Однако же ни один из опрошенных трудовых мигрантов не использовал микроблоги. Кроме того, в 2013 году большинство сельских жителей вовсе не знали, что такое Weibo. В связи с этим, «голос» как процесс и ценность весьма ограничен для этой группы населения.

В Китае трудящихся-мигранты иногда общаются в миром через неправительственные организации, защищающие их права. Истории этих людей попадают в Weibo, но важно отметить, что в таком случае рассказы редактируются перед публикацией, чтобы сделать их более «интересными» для городской аудитории. Это объяснялось тем, что горожане не хотят читать грустные истории об эксплуатации или трудностях рабочих. Таким образом, мнение этой категории населения оказывается «отфильтрованным».

Кроме того, современный китайский правительственный и народный онлайн-дискурс сосредоточен на построении «цивилизованного» общества (文明社会). Таким образом «цивилизованность» служит формой дифференциации людей, мест или вещей, и часто сельская местность, мигранты и необразованные граждане оказываются исключенными из повестки. Кроме того, оказалось, что в «нецивилизованном» онлайн-поведении часто обвиняют людей с низким социально-экономическим статусом, в частности, трудящихся-мигрантов, несмотря на то что последние составляют незначительную долю пользователей Weibo.

Интересно, что такая критика принимала отчетливые гендерные формы. Например, рабочих-мигрантов мужского пола, особенно тех, кто занимается тяжёлым физическим трудом, чаще других обвиняли в том, что они использовали микроблоги для того, чтобы преувеличить проблемы и спровоцировать беспорядки. Сельских жителей также обвиняли в провокациях: городским пользователям казалось, что борьба селян за права на землю не должна рассматриваться так же пристально, как их собственные протесты против химических заводов.

С другой стороны, молодые женщины-мигранты были полностью исключены из этого круга; пользователи предполагали, что те вообще не использовали Weibo для самовыражения. Вместо этого их безосновательно осуждали за чрезмерное использование соцсетей для беспорядочных контактов и знакомств с мужчинами. На самом же деле исследование показало, что эту функцию соцсетей использовали все респонденты, особенно студенты.

Таким образом можно констатировать, что люди переносят свои предрассудки в онлайн-мир. В итоге такого предвзятого подхода «голос» как процесс и «голос» как ценность оказались ограничены или сведены к минимуму для той части населения, которая, вероятно, нуждается в этом гораздо больше, чем другие.

***

Микроблоги в Китае предоставили альтернативные средства выражения в строго регулируемой медиа-среде. С одной стороны, публичный характер микроблогов (в отличие от закрытых социальных сетей, таких как WeChat) поощряет самовыражение. С другой стороны, иерархическая схема акцентирования внимания на знаменитостях и лидерах общественного мнения Weibo, обилие непроверенной информации также ведут к тому, что многие пользователи чувствуют, что их «голос» не важен и обесценен. Еще хуже – имеет место предвзятое отношение к китайским трудящимся-мигрантам из сельской местности, которые не используют микроблоги, но тем не менее оказываются обвинёнными в дестабилизации и «нецивилизованном» поведении в интернете, а то и вовсе исключёнными из круга лиц, имеющих право выражать собственное мнение.

Для заглавной иллюстрации использовано фото Road Trip with Raj @roadtripwithraj | Unsplash.

Wǒ ❤ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Примечания

  1. Социальный режим – относительно устойчивая взаимосвязь социального явления, процесса или института с другими социальными объектами, обеспечивая достижение некоторых целей.[]
Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *