На пороге нового года версии-1960 в Пекине открылась первая экспериментальная балетная труппа. Она была создана на базе профессионального балетного института, основанного пятью годами ранее, не без усилий нашего соотечественника Петра Андреевича Гусева (彼·安·古雪夫).
Воспитание первого поколения китайских танцоров взяли в руки советские специалисты, и вскоре пекинская публика смогла увидеть «Лебединое озеро» с Бай Шусян (白淑湘) в роли Одетты/Одилии. Гусев выбрал этот спектакль не случайно: это не только классическая постановка, но и прекрасный способ отработать технику, понять особенности русской балетной школы.
Балет не исчерпывается танцем, это комплексное произведение искусства, которое совместно создают хореографы, художники, дизайнеры, музыканты. Так же необходим большой штат технического персонала, но, создавая постановку с нуля, вчерашние студенты балетного института могли рассчитывать только на свои силы. Ситуацию усложнял и дефицит необходимых материалов. Дизайнер костюмов Ли Кэюй (李克瑜) так и не смог найти тюль, необходимый для «лебединых» пачек, и в ход пошли холщовые мешки для бобов.
Постановка потрясла китайских зрителей, не имеющих опыта восприятия балета. Они были немало смущены откровенными костюмами танцоров, и порой даже стеснялись смотреть на сцену. Однако очень скоро едва зародившаяся балетная школа Китая вышла на политические рельсы: чувство неловкости у зрителей заменил патриотизм, как хрупких лебедей на сцене заменили гордые воительницы. Подробнее: раз, два.