Большой скачок и урегулирование экономики (1956-66)

Здравствуйте, перед вами шестой пост из серии «Экономика Китая — ХХ век». Сегодня мы поговорим о «Большом скачке» и урегулировании экономики, расскажем анекдот и узнаем, были ли плюсы у «большого скачка»…

Успехи первой пятилетки вдохновили руководство Китая. Действительно, рост промышленности составил 18%, за тот же период у США — всего 2,8%… Естественно, от коммунистического энтузиазма у Мао началось «головокружение от успехов»…

1956 год — Мао Цзэдун впервые подвергает официальной критике экономическую систему в Союзе. Критиковать то критикует, но все же риторика остается прежней. На 8-ом съезде партии он заявляет о необходимости «догнать и перегнать» ведущие страны мира… хочется добавить «по объему мяса на душу населения».

К чему это привело у нас, мы знаем. Не будет ошибкой сказать, что почти ту же яму для себя вырыл и председатель Мао. В 1957 году начинается реализация политики «большого скачка». Известен такой лозунг «В экономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам». Уж очень он сильно напоминает старый добрый бородатый анекдот: Представьте… Холодная война… Ученые предсказали, что через три месяца земля столкнется с метеоритом и наступит долгожданный конец света. Что тут на планете началось! Французы стали взламывать погреба с лучшими винами, американцы решили успеть потратить все свои деньги, орды мусульман ринулись в Мекку… А Советский Союз молчит… День молчит, второй,.. через неделю газета «Правда» выходит под заголовком: «Завершим пятилетку в три месяца!»

Вот и Китай решил за два года планировалось увеличить производство чугуна с 5 до 120 тонн. Для достижения таких результатов решено сплотить 人民 в едином устремлении в светлое социалистическое будущее! И объединили, причем делали все масштабно. В 1958 году началось создание коммун (объединение от 5 до 7 тыс. сельскохозяйственных предприятий). На коммуну полностью ложились заботы о своем населении: культура, образование, медицинское обслуживание и т.д. Страна разделяется на 7 кооперативных районов. 80% регулирования коммунами проводилось на местном уровне. Дать предприятиям некоторую свободу действия — правильный ход, но такие огромные искусственные образования попросту не поддавались управлению, даже на месте. Вскоре пришлось дробить коммуны на несколько более мелких. А рыночные отношения, с которыми и так давно уже надо было покончить, были почти полностью разрушены. На этом кончилось «мирное сосуществование различных классов общества».

Для выполнения «плана по чугуну» было построено 600 тыс. доменных печей, на которых работало 50 млн. человек, причем ставились печи во дворах крестьян. В Китае есть поговорка, в которой говорится, что «лить сталь по все стране — бесперспективное дело». И правда, стали хоть и было много, но то была низкокачественная продукция. 20 млн человек были мобилизированы на добычу угля. Всего было образовано около 26 тыс. коммун (121млн. человек).

Политика «большого скачка» привела к разбалансировке экономики Китая. Получилось то, чего и следовало ожидать: огромная диспропорция между потребелением и накоплением, между промышленностью и с/х, доходами и расходами. Китай начала 60-х — страна экономических контрастов :) Упорядочение экономики проходило до 1966 года. Стимулировалось с/х и легкая промышленность, сокращался объем капиталовложений, модернизировалась техника, регулировался рынок.

Все же были и свои плюсы:
— были созднаны судо-, автомобиле-, авиа- и локомотивостроительная отрасли.
— Китай почти полностью обеспечил себя нефтью.
— шло быстрое развитие электроники и атомной энергетики.

Спасибо за внимание. В следующий раз мы поговорим о Культурной революции (1966-76)

Автор этой замечательной серии статей: Глеб _the_globe_

Фото аватара

Автор: Глеб Федоров

Московский китайский клуб, 记者. Папа как-то спросил, кем я хочу стать. Журналистом, сказал маленький я и накаркал. Нет бы получить нормальную профессию, а потом строить метро или самолеты, делать мебель или чинить автомобили. Вместо этого я поступил на журфак и выучил китайский, затем отработал военным корреспондентом и редактором в новостном сми. Как-то осенью, пытаясь вернуть жизнь к реальности и научиться чему-нибудь дельному, я отложил в сторону перо. Теперь по работе имею дело с китайцами и китайской электронной коммерцией, а также ищу для московских китаистов и китайцев интересные формы сосуществования.