13 сентября в петербургском Манеже откроется выставка Цуй Жучжо, одного из самых дорогих китайских художников в мире. Прежде экспозиция из более чем 200 работ выставлялась в течение нескольких месяцев в музее Императорского дворца в Пекине, а в июле Цуй Жучжо стал почетным советником исследовательского института традиционной живописи при музее. Случаен ли такой коммерческий успех традиционного китайского мастера?
«Нет искусства без традиции, нет художника без корней»
Цуй Жучжо (崔如琢) родился в Пекине в 1944 году. В детстве учился каллиграфии у Чжэн Сунсяня (郑诵先, 1892-1976). Позже он стал учиться у мастера традиционной живописи Ли Кучаня (李苦禅), ученика Ци Байши. Но конечно, не последнюю роль в становлении Цуй Жучжо сыграло изучение коллекций китайской живописи в Императорском дворце. В течение нескольких лет он регулярно приходил в музей, чтобы созерцать и копировать работы старых мастеров. По словам Цуй Жучжо, это позволило буквально впитать традиции китайской живописи, проникнуть в глубины этого знания.
В 80-е годы Цуй Жучжо начал активно собирать свою коллекцию, начиная с мастеров династии Сун и заканчивая работами современников. В то время традиционная живопись была неинтересна серьезным коллекционерам: работы Ци Байши и Ли Кэжаня стоили копейки, даже работы Бада Шаньжэнь (八大山人, 1626-1705) можно было приобрести за несколько тысяч долларов. После переезда в США в 1981 году Цуй Жучжо скупал работы, которые китайские студенты вывозили из страны. Ситуация изменилась лишь после 1989 года, когда на аукционе Кристи была продана работа 17-18 века за 1.83 млн долларов.
Сейчас Цуй Жучжо является одним из крупнейших коллекционеров традиционной живописи. По его словам, именно жизнь вдали от Китая и знакомство с западным искусством заставили его еще больше оценить китайскую эстетическую традицию и осознать необходимость восстановления «разорванных нитей».
Три мечты
Покидая Китай в 1981 году подающим большие надежды художником, уже в США Цуй Жучжо снискал международную славу: его работы были приобретены в коллекции знаменитостей и крупнейших музеев. На родину он вернулся спустя 15 лет со степенью доктора американского университета и уже признанным мастером, в Китае его работы стали считаться лучшим подарком среди чиновников и бизнесменов.
С 2004 года работы Цуй Жучжо стали выставляться на аукционах. В 2014 году продажи его работ достигли 77 млн долларов, из которых 23.7 млн было отдано на аукционе Поли за один лишь «Пейзаж в снегу» (2006). В 2015 году был поставлен очередной рекорд — серия из восьми работ была продана на аукционе за 30 млн долларов.
Однако в свои 72 года у Цуй Жучжо не перестает мечтать: три самых заветных желания он намерен воплотить в жизнь. Во-первых, он надеется остаться в истории. Во-вторых, он мечтает, что его работы будут продаваться дороже Пикассо и Ван Гога — это станет главным признанием китайской художественной традиции в мире. В-третьих, Цуй Жучжо хотел бы, чтобы учрежденная им премия в сфере искусств и гуманитарных наук достигла большего авторитета, чем Нобелевская. Кто знает, но жизненный путь Цуй Жучжо подтверждает, что успех сопутствует любому его начинанию.
Для заглавной иллюстрации использована фотография работы Цуй Жучжо «Прекрасная весна» (2011) с сайта christies.com.
Другие публикации о современном искусстве в Китае
Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Ай Вэйвэй против
Сюй Бин: игры со словами
Ван Гуанъи: очеловечивая Мао
«Лестница в небо» Цай Гоцяна
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале