Русско-Китайский банк был создан в декабре 1895 года на средства, одолженные у Франции. Министр финансов Сергей Юрьевич Витте намеревался сделать банк политическим орудием Российской империи на Дальнем Востоке. Финансирование российских проектов в Китае позволило России реализовывать имперские замыслы и противостоять британскому влиянию в Восточной Азии.
«Русско-Китайский банк», «Русско-Азиатский банк» и «Центральный банк Китая»
Адрес: 15 Zhongshan East 1st Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1902
Нынешнее состояние: внешнеторговая биржа
В начале 1896 года Русско-Китайский банк открыл представительство в Шанхае, в небольшой конторе на набережной со штатом в пять человек, а в конце года банк начал финансирование строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Так началось экономическое развитие Маньчжурского региона, возникло русское поселение на севере Китая и появился город Харбин. К началу 20-го века Русско-Китайский банк стал вторым по величине иностранным финансовым учреждением в Китае, уступив лишь Гонконгско-Шанхайскому банку.
Новое здание банка на Банде, открывшееся в октябре 1902 года, во всей полноте отражало величие имперских амбиций. Изящная архитектура в стиле итальянского возрождения выгодно отличалась от приземистых и однообразных колониальных контор. Здание тут же стали называть красивейшим в Китае: «Таким и должен быть настоящий банк – гармония величия и красоты».
Приглашенные на открытие министры, финансисты и журналисты бродили, как зачарованные, по роскошным залам, отделанным прохладным мрамором, и заглядывали во вместительное хранилище, оснащенное электрическим подъемником, чтобы не полагаться на китайских кули. Впервые в Шанхае внутри здания разместились санузлы и проточная канализация. На волне успеха проекта его автор – прусский архитектор Генрих Бекер – взялся на сооружение клуба «Конкордия» неподалеку.
Фасад украшали три скульптурные головы – в центре китаец в маньчжурской шапке и двое усатых русских по бокам. По замыслу архитектора первый этаж был сделан на уровне земли, чтобы не утомлять клиентов подъемом по ступенькам. Чтобы визуально приподнять крыльцо, его оформили колоннами, над которыми парили две аллегорические скульптуры, изображавшие Коммерцию и Промышленность. Китайские прохожие, по слухам, принимали эти изваяния за иностранных божков. В наши дни чтобы войти в здание, нужно спуститься на несколько ступеней под землю, а нижний край окон сравнялся с тротуаром из-за проседания почвы. Скульптуры пропали во время Культурной революции; разбитые в то же время лепные мужские головы были позднее заменены на львиные.
Вклад банка в рост российского престижа на востоке был огромен, но его перечеркнуло разгромное поражение страны в Русско-Японской войне в 1905 году. Царское правительство было вынуждено продать свою долю акций французским инвесторам. В попытках сохранить национальный контроль, Русско-Китайский банк был вынужден искать слияния с Северным банком и в 1910 году преобразовался в Русско-Азиатский банк.
Снова начался период подъема. Русско-Азиатский банк стал одним из самых влиятельных финансовых учреждений в Азии; его также называли одним из шести важнейших банков мира. Но в 1917 году в судьбу учреждения снова вмешалась политика. Октябрьская революция и рождение Советской России привели к конфискации акционерного капитала и к национализации банка и всех его российских отделений. Поначалу азиатские отделения банка продолжали работу подчиняясь головному офису в Париже, но в 1926 году парижский офис был добровольно расформирован.
Шанхай с тревогой встретил новость о ликвидации Русско-Азиатского банка. Крупнейшим кредитором оказался Таможенный союз, чей баланс в банке превышал миллион серебряных долларов. Вкладчики успокоились лишь узнав, что недавно созданный Центральный банк Китая поглотил распавшийся банк и въехал в его здание на Банде. Правда, ничего хорошего из этого не вышло.
В отличие от своего предшественника, Центральный банк не мог похвастаться стратегией и дальновидностью – он был финансовым орудием насквозь коррумпированной партии Гоминьдан. В 1935 году главой Центрального банка Китая был назначен мафиозо Ду Юэшен, к тому моменту считавшийся не гангстером, а банкиром. В ответ на возражения британских дипломатов, министр финансов Кун Сянси заявил, что Ду уже исправился и даже посещает церковь.
Как ни странно, Ду Юэшен оказался разумным и мудрым руководителем – чего нельзя сказать об остальных членах совета директоров. В 1941 году в условиях японской оккупации Центральный банк Китая стал главным резервным органом марионеточного правительства и принялся безудержно печатать купюры. Последовало обесценивание вкладов, дичайшая инфляция и паническая скупка золота. Центральный банк Китая мог бы гордится лишь своим вкладом в расшатывание экономики Китая, из-за которого население склонилось к поддержке коммунистов.
В 1949 году здание банка благополучно перекочевало в руки новой власти, которая устроила в нем Городской совет Компартии. С 1994 году в здании находится внешнеторговая биржа, ставшая первым коммерческим предприятием новой эры на Банде.
Новая книга Кати Князевой «Shanghai Old Town: The Walled City» уже в продаже. Подробности об издании, покупке в Шанхае и доставке в другие города здесь.
Для заглавной иллюстрации использовано фото здания банка в наши дни. Источник: bigpixel.cn
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Дурная архитектура.