Общественный сад — символ порабощения Китая

Отдыхающие в Общественном парке (с) ebay

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Парк Хуанпу - когда-то Общественный сад. Источник: flickr Sheyne Lucock
Парк Хуанпу — когда-то Общественный сад. Источник: flickr Sheyne Lucock

Общественный сад на набережной

Сад на карте baidu
Год постройки: 1868
Нынешнее состояние: парк Хуанпу (黄浦公园)

Почти все экскурсии по набережной для китайских туристов начинаются с посещения парка Хуанпу, бывшего английского Общественного сада, где гид объясняет значение парка как символа порабощения Китая империалистами. Согласно расхожей легенде, когда-то на воротах в сад красовалась оскорбительная табличка «Собакам и китайцам вход воспрещен».

Вход с табличкой в 1880-е годы. Источник: Harvard Libraries
Вход с табличкой в 1880-е годы. Источник: Harvard Libraries
Надпись: "Вход собакам и китайцам воспрещен". Источник: кадр из фильма "Кулак ярости"
Надпись: «Вход собакам и китайцам воспрещен». Источник: кадр из фильма «Кулак ярости»

Этот миф настолько устойчив, что попал в десятки книг и даже в кино. В фильме «Кулак ярости» индиец-полицейский останавливает героя Брюса Ли у входа в парк и указывает ему на табличку с теми самыми обидными словами — 狗与华人不得入内.

Вид в 1860 году с территории английского консульства в сторону реки до создания парка. Источник: Denison, Ren-Building Shanghai
Вид в 1860 году с территории английского консульства в сторону реки до создания парка. Источник: Denison, Ren-Building Shanghai

Такой таблички никогда не существовало, но реальные правила посещения парка были достаточно дискриминационными. В них было десять пунктов, из которых первый сообщал, что «парк предназначен только для иностранного сообщества», а четвертый, что «велосипеды и собаки не допускаются вовнутрь». Из китайцев посещать парк могли лишь няни («амы») иностранных детей со своими подопечными, но им не позволялось присаживаться на скамейки во время концертов на открытом воздухе.

Аэрофотосъемка парка в 1948 году
Общественный парк был основан в 1868 году на мысе, образовавшемся поверх торгового судна, затонувшего в месте слияния рек Сучжоу и Хуанпу. Аэрофотосъемка парка в 1948 году
Спутниковый вид парка Хуанпу в наши дни
Спутниковый вид парка Хуанпу в наши дни

Общественный парк был основан в 1868 году на мысе, образовавшемся поверх торгового судна, затонувшего в месте слияния рек Сучжоу и Хуанпу. Этот илистый мыс поначалу называли «Консульские грязи», потому что ровно напротив него, чуть подальше от берега, находилось английское консульство.

Вид в 1870-е годы изнутри сада в сторону конторы Jardine Matheson & Co. Источник: John Thomson
Вид в 1870-е годы изнутри сада в сторону конторы Jardine Matheson & Co. Источник: John Thomson
Парк в 1880-е годы, где видно крайняя близость к уровню воды в реке. Источник: Harvard Libraries
Парк в 1880-е годы, где видно крайняя близость к уровню воды в реке. Источник: Harvard Libraries

В парке, где прогуливались иностранные граждане, имелась крытая беседка-сцена, в которой по вечерам играл Муниципальный оркестр. В 1888 году подсветка сцены было заменена с газовой на электрическую; это была первая демонстрация электрического освещения в Шанхае. Ухоженный сад на кромке набережной демонстрировал прибывающим путешественникам, как далеко зашла цивилизация на этом далеком азиатском берегу.

Вид на мост "Гарден-бридж" и на Общественный сад (слева). Источник: René Antoine Nus virtualshanghai.net
Вид на мост «Гарден-бридж» и на Общественный сад (слева). Источник: René Antoine Nus / virtualshanghai.net

Именно в честь Общественного сада (Public Gardens) был назван мост «Гарден-бридж», ведущий на другой берег речки Сучжоу. Оскорбительные правила, запрещавшие свободный вход китайским гражданам, были отменены в 1928 году.

Вид на Общественный сад с высокого этажа здания на Банде. Источник: Stanley O. Gregory
Вид на Общественный сад с высокого этажа здания на Банде. Источник: Stanley O. Gregory

Парк не раз расширяли и перекраивали, чтобы отрегулировать направление течения в устье речки Сучжоу и предотвратить размывание берегов. Вплоть до сороковых годов, пока не были проведены основательные работы по углублению дна реки Хуанпу, дважды в день во время морских приливов парковые дорожки заливало водой, и тогда посетителям приходилось шлепать по лужам.

Открытка 1959 года с отдыхающими в парке Хуанпу. Источник: flickr Fin de Siecle
Открытка 1959 года с отдыхающими в парке Хуанпу. Источник: flickr Fin de Siecle
Посетители парка сидят в тени платанов в 1949 году. Источник: Jack Birns
Посетители парка сидят в тени платанов в 1949 году. Источник: Jack Birns

Сегодняшний парк Хуанпу на месте Общественного сада имеет скорее китайские, чем английские черты. Через него протекает ручей и переброшены мостики, а на бывшем илистом мысе взмыл в высоту Монумент народным героям. От старых времен остались лишь раскидистые старые платаны, все так же затеняющие парковые дорожки.

Парк в наши дни. Источник: flickr lengkiong 李宁强 lee
Парк в наши дни имеет скорее китайские черты. Источник: flickr lengkiong 李宁强 lee
Монумент у входа в парк. Источник: flickr Yuhong Chen
Монумент у входа в парк. Источник: flickr Yuhong Chen

Для заглавной иллюстрации использовано фото отдыхающих в Общественном парке. Источник: ebay

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Wǒ ❤️ Magazeta 🎄2018🎄

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.