Улица красных наличников и Облапанный переулок

Фасад здания вдоль улицы Jinjiafang (c) КК

Центральный район Шанхая, называемый по традиции Старые западные ворота (Laoximen), находится в процессе реновации. В зоне сноса – и вековые двухэтажные шикумэни 1920-х годов, и скромные пятиэтажки 1980-х, и импозантные особняки 19-го века. Одно из самых заметных зданий в зоне сноса находится на дальнем от метро краю района, на углу улочек Jinjiafang и Honglangan Street. Его северный фасад – типичное для Шанхае эклектичное нео-барокко, а южный дворик неожиданно встречает традиционным полузамкнутым периметром с ярко-красными фигурными рамами и балконными перилами. Здание на Улице красных наличников (红栏杆街) отсылает к середине 19-го века, когда здесь находился известный квартал «красных фонарей».

Зона сноса у Старых западных ворот, снятая в 2017 году (отмечен особняк 红栏杆街60号). Фото: Катя Князева
Зона сноса у Старых западных ворот, снятая в 2017 году (отмечен особняк 红栏杆街60号). Фото: Катя Князева

Особняк на Улице красных наличников

Адрес: 60 Honglangan Street (открыть в baidu map)  红栏杆街60号
Годы постройки: неизвестно
Нынешнее состояние: в процессе сноса

Представление о Шанхае как о восточном Вавилоне с цветочными баржами. Источник: Earth Delineated (1898)
Представление о Шанхае как о восточном Вавилоне с цветочными баржами. Источник: Earth Delineated (1898)

До середины 19-го века Шанхай не имел славы «блудницы востока». По местным каналам не плавали цветочные баржи-бордели, как в Янчжоу и Сучжоу, а местное население считалось «скромным и щепетильным». Все поменяло появление в Шанхае иностранной торговли, узаконенное подписанием Нанкинского договора в 1843 году. С ростом портовой активности в город потянулись купцы из регионов Китая, прежде всего из морских провинций Фуцзянь и Гуандун. Обосновавшись в Шанхае, временно холостые мужчины с тяжелыми кошельками создали спрос на услуги чайных, театров, отелей и борделей.

Сцена в борделе. Источник: газета 图画日报 (1909)
Сцена в борделе. Источник: газета 图画日报 (1909)
Джентльмены и куртизанки в конце 19-го века. Источник: Library of Congress
Джентльмены и куртизанки в конце 19-го века. Источник: Library of Congress

Чтобы контролировать нашествие китайских и заморских купцов, Цинское правительство основало в Шанхае бюро по морской обороне. Казармы расположились в центре города-крепости, на берегу канала Чжаоцзя (нынешней East Fuxing Road). Но с приходом в город казарм, разврат только усугубился. Вокруг разросся квартал домов терпимости, заявлявших о себе ярко выкрашенными красными и зелеными окнами и дверями. Проходы между домами получали характерные названия – Улица красных наличников (红栏杆街), Красный переулок (红庄弄), Облапанный переулок (摸奶弄).

Проститутки выглядывают из нарядных окон. Источник: газета 图画日报 (1909)
Проститутки выглядывают из нарядных окон. Источник: газета 图画日报 (1909)
Куртизанка в конце 19-го века. Источник: Getty Research Institute
Куртизанка в конце 19-го века. Источник: Getty Research Institute

Муниципалитет Китайского города закрывал глаза на аморальное поведение военных, и про район пошло изречение: «У западных ворот возле казарм бесчинствуют блудницы, обмахиваясь фуражками, словно веерами». Казармы передислоцировались в конце 19-го века, но игривые названия улиц дошли до наших дней, а вместе с ними и обломки архитектуры развлечений.

Красные наличники. Фото: Катя Князева
Красные наличники. Фото: Катя Князева
Потолок украшен лепниной. Фото: Катя Князева
Потолок украшен лепниной. Фото: Катя Князева
Угол террасы. Фото: Катя Князева
Угол террасы. Фото: Катя Князева

Здание под номером 60 на углу Улицы красных наличников (红栏杆街60号) возможно, никогда не было борделем, но безусловно принадлежало представителям богатого сословия. За многочисленными перегородками коммуналок угадывается солидный масштаб помещений. На полах лежит широкий паркет и эксклюзивная плитка швейцарской мануфактуры Servais-Werke. Терраса на крыше дома украшена глазированными изразцами с изображениями музицирующих купидонов и танцующих фавнов. Один из жителей особняка, разводящий на террасе голубей, признался, что лично разбил их лица молотком. Молодежи в разгар Культурной революции (1966–1976) на ум приходили идеи и похуже.

Печать швейцарской мануфактуры на террасе. Фото: Катя Князева
Печать швейцарской мануфактуры на террасе. Фото: Катя Князева
Купидон на террасе. Фото: Катя Князева
Купидон на террасе. Фото: Катя Князева
Музицирующий купидон на террасе. Фото: Катя Князева
Музицирующий купидон на террасе. Фото: Катя Князева

Старому особняку недолго осталось украшать улочку с редким названием. Снос кварталов уже начался, а после него как правило проводится укрупнение кварталов и прочерчиваются широкие и прямые шоссе. Мелкая сетка старых улочек вместе с их «говорящими» названиями исчезает с карт города. Вскоре от китайского квартала «красных фонарей» не останется ни следа, а недавнее прошлое Шанхая отдалится еще на шаг, уйдя из фокуса на размытый дальний план.

Комната на первом этаже. Фото: Катя Князева
Комната на первом этаже. Фото: Катя Князева
Модель позирует фотографам в зоне сноса. Источник: Wechat 娄先生-建筑
Модель позирует фотографам в зоне сноса. Источник: Wechat 娄先生-建筑

Для заглавной иллюстрации использовано фото фасада здания вдоль улицы Jinjiafang. Фото: Катя Князева

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.