Центральный район Шанхая, называемый по традиции Старые западные ворота (Laoximen), находится в процессе реновации. В зоне сноса – и вековые двухэтажные шикумэни 1920-х годов, и скромные пятиэтажки 1980-х, и импозантные особняки 19-го века. Одно из самых заметных зданий в зоне сноса находится на дальнем от метро краю района, на углу улочек Jinjiafang и Honglangan Street. Его северный фасад – типичное для Шанхае эклектичное нео-барокко, а южный дворик неожиданно встречает традиционным полузамкнутым периметром с ярко-красными фигурными рамами и балконными перилами. Здание на Улице красных наличников (红栏杆街) отсылает к середине 19-го века, когда здесь находился известный квартал «красных фонарей».
Особняк на Улице красных наличников
Адрес: 60 Honglangan Street (открыть в baidu map) 红栏杆街60号
Годы постройки: неизвестно
Нынешнее состояние: в процессе сноса
До середины 19-го века Шанхай не имел славы «блудницы востока». По местным каналам не плавали цветочные баржи-бордели, как в Янчжоу и Сучжоу, а местное население считалось «скромным и щепетильным». Все поменяло появление в Шанхае иностранной торговли, узаконенное подписанием Нанкинского договора в 1843 году. С ростом портовой активности в город потянулись купцы из регионов Китая, прежде всего из морских провинций Фуцзянь и Гуандун. Обосновавшись в Шанхае, временно холостые мужчины с тяжелыми кошельками создали спрос на услуги чайных, театров, отелей и борделей.
Чтобы контролировать нашествие китайских и заморских купцов, Цинское правительство основало в Шанхае бюро по морской обороне. Казармы расположились в центре города-крепости, на берегу канала Чжаоцзя (нынешней East Fuxing Road). Но с приходом в город казарм, разврат только усугубился. Вокруг разросся квартал домов терпимости, заявлявших о себе ярко выкрашенными красными и зелеными окнами и дверями. Проходы между домами получали характерные названия – Улица красных наличников (红栏杆街), Красный переулок (红庄弄), Облапанный переулок (摸奶弄).
Муниципалитет Китайского города закрывал глаза на аморальное поведение военных, и про район пошло изречение: «У западных ворот возле казарм бесчинствуют блудницы, обмахиваясь фуражками, словно веерами». Казармы передислоцировались в конце 19-го века, но игривые названия улиц дошли до наших дней, а вместе с ними и обломки архитектуры развлечений.
Здание под номером 60 на углу Улицы красных наличников (红栏杆街60号) возможно, никогда не было борделем, но безусловно принадлежало представителям богатого сословия. За многочисленными перегородками коммуналок угадывается солидный масштаб помещений. На полах лежит широкий паркет и эксклюзивная плитка швейцарской мануфактуры Servais-Werke. Терраса на крыше дома украшена глазированными изразцами с изображениями музицирующих купидонов и танцующих фавнов. Один из жителей особняка, разводящий на террасе голубей, признался, что лично разбил их лица молотком. Молодежи в разгар Культурной революции (1966–1976) на ум приходили идеи и похуже.
Старому особняку недолго осталось украшать улочку с редким названием. Снос кварталов уже начался, а после него как правило проводится укрупнение кварталов и прочерчиваются широкие и прямые шоссе. Мелкая сетка старых улочек вместе с их «говорящими» названиями исчезает с карт города. Вскоре от китайского квартала «красных фонарей» не останется ни следа, а недавнее прошлое Шанхая отдалится еще на шаг, уйдя из фокуса на размытый дальний план.
Для заглавной иллюстрации использовано фото фасада здания вдоль улицы Jinjiafang. Фото: Катя Князева
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Спасибо за интересный рассказ. И весьма досадно, если в Китае не существуют (или не действуют) законы, которые охраняли бы подобные памятники старины.
Спасибо, что читаете! Так как все подчинено капиталу, законы выполняются, когда их удобно выполнять. На выселении и сносе муниципалитет изрядно наживается, и в новой коммерческой застройке участвует активно.