13-этажный отель «Катэй», выросший на набережной в течение 1928 года, опроверг популярное убеждение, что шанхайская почва не позволяет строить высотные здания. Проблема зыбкого грунта раньше решалась использованием деревянных столбов и цементных плотов, на которые здания ставили, как на подносы, а теперь строители освоили железобетонные сваи. В 1931 году газеты напечатали проект первого местного небоскреба – «Парк-отеля», выстроенного в 1934 году.
Не было сомнений, что город будет расти вверх. Опыт столиц мира подсказывал, что вскоре будут востребованы небоскребы, автомагистрали и многоярусные парковки. Каким же будет Шанхай будущего? Чешский архитектор Ханс Хаек (Hans Hajek) предложил возвести заостренный небоскреб в виде китайской пагоды на северном конце Банда, а плоский пейзаж Французской концессии уплотнить жилыми высотками. Дробные и тяжеловесные объекты Хаека трудно назвать привлекательными: к счастью, не все они пошли в работу. Несколько частных особняков по его дизайнам сохранились в западной части Шанхая, на улице Hongqiao Road 虹桥路.
Другие шанхайские архитекторы тоже активно предлагали свое видение. Владимир Ливин-Гольденштедт, автор популярного дома «Астрид», нарисовал два массивных многоквартирных здания для Французской концессии, назвав их «Леопольд» и «Магнат»; проекты не были осуществлены. Архитекторы Александр Леонард и Поль Вессер (Leonard & Veysseyre) выиграли конкурс на исполнение муниципального комплекса в центре Французской концессии. Впрочем, вскоре проект затормозился и на его месте был создан парк «Сянъян».
Обратив свой взор на деловой центр Шанхая, архитекторы предлагали разные варианты модернизации набережной. Шеренга разновозрастных зданий в стиле «офисного барокко» уже казалась старомодной. Один неизвестный архитектор предложил вместо трех зданий на квартале строить одно, но большое. По заказу Коммерческого банка он задумал снести телеграф и старый офис банка, чтобы построить высотку. Если бы проект был осуществлен, то мы бы недосчитались этих исторических зданий, а крупнейшие здания Банда – Гонкогско-Шанхайский банк и Таможенный союз – казались бы лилипутами.
1935 году «Банк Китая» затеял строительство штаб-квартиры в центральной части Банда, которая должна была затмить даже знаменитый «Катэй». Фирма «Palmer & Turner» предложила проект «двухголового монстра» длиной в квартал, но не угадала с эстетикой. Безликий интернациональный стиль не приглянулся китайскому руководству, которое привлекло местного архитектора Лу Цяньшоу (Luke Him Sau 陸謙受), и тот разгладил фасад и водрузил на здание китайскую «шляпку».
Французская набережная тоже устремилась в высоту. В 1931 году швейцарец Рене Минутти предложил заменить невысокие складские здания напротив французского консульства на высотку с угловой пирамидальной башней.
С проблемой личного автотранспорта планировщики бились с начала 1920-х годов, и единственное решение виделось в добавлении полос. Во Французской концессии расширили проезжую часть рю дю Консуля встроив вдоль зданий галереи для пешеходов. Предсказывали, что в Шанхае придется строить многоярусные парковки, как в американских городах. Но не все планировщики увлекались частным автотранспортом. Проект Сиднея Джей Пауэлла (Sydney J. Powell), появившийся в газетах в 1932 году, предлагал выстроить эстакаду вдоль набережной и пустить по ней пригородный поезд.
Проблемы расширения территории города и вектора городского развития тоже обсуждались. Считалось, что на севере город ограничен рекой Янцзы, а на востоке и юге – рекой Хуанпу, через которую не было мостов. Представлялось логичным, что Шанхай продолжит вытягиваться на запад и сольется с Ханчжоу и Сучжоу. То, что город перескочит-таки через реку и что в Пудуне вырастут небоскребы, не предсказывал никто.
В 1929 году республиканское правительство вдохновилось модной идеей «города-сада» и объявило о строительстве городского центра с нуля в отдаленном северном пригороде Цзянвань (Jiangwan 江湾). В крестообразном центре, напоминавшем китайский иероглиф 中, располагались правительственные и общественные здания, а от них во все стороны разбегались широкие прямые улицы. Предполагалось также сооружение новой железнодорожной сети и глубоководного порта.
Первой была выстроена мэрия по проекту архитектора Дун Даю (Dong Dayou 董大酉); следом появились стадион, библиотека и музей. Все здания были в ярком национальном стиле с элементами модернизма, который уверенно заявлял о конце эпохи подражания западу. Однако триумф самобытного городского планирования оказался скоротечным. В январе 1932 года под надуманным предлогом японские милитаристы разбомбили северные районы Шанхая, включая несостоявшийся город-сад. Перенос правительственных структур в Цзянвань был отменен, а начавшийся в 1937 году японский оккупационный режим надолго пригасил национальные амбиции в архитектуре.
В наши дни спортивный центр, стадион и библиотека используются по назначению. В бывшей мэрии находится спортивная академия, а городской музей стал одним из корпусов больницы Чанхай. Оригинальное здание в форме самолета, предназначавшееся для Управления гражданской авиации, тоже находится на территории больницы.
Несмотря на долгий перерыв в середине 20-го века, взрывной рост, предсказанный в далекие 1930-е годы, воплотился в 1990-е годы. Оказалось, что предсказания шанхайских футуристов были недалеки от реальности. К примеру, парк «Чжуншань» (бывший «Джессфилд-парк»), нынче окруженный небоскребами, весьма напоминает картину-фантазию 1931 года.
Для заглавной иллюстрации использована открытка с видом мэрии. Источник: Fin de Siecle Flickr copy
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.