Цай Юаньпэй и художественное образование

Cai_Yuanpei

Сегодня вся прогрессивная молодежь Китая и не только выпьет в честь Цай Юаньпея (蔡元培, 1868-1949), ученого, педагога и философа, оказавшего немалое влияние на развитие искусства в Поднебесной в первой половине ХХ века.

Получив степень цзиньши на Родине (1890) и окончив Лейпцигский университет в Германии (1911), Цай Юаньпэй сыграл решающую роль в проведении реформы образования 1912 г., создал систему инспектирования учебных заведений, способствовал развитию в Китае женского образования [1]. Цай, первый министр просвещения Китайской республики, поощряет художников ехать учиться за границу, формируя первое поколение мастеров масляной живописи, способствует основанию Чжэцзянской академии изобразительного искусства под руководством недавно вернувшегося из Европы Линь Фэнмянь.

Короткой заметки, разумеется, недостаточно для того, чтобы по-настоящему раскрыть все разнообразие деятельности Цай, так что здесь мы ограничимся лишь художественной стороной его трудов, предоставив самым любопытным читателям подробную статью об этом необыкновенном человеке.

Цай выдвинул лозунг «замена религии художественным образованием», убежденный, что подлинное искусство способно предоставить не только эстетические, но и нравственные ориентиры. Его утверждение универсальности художественных ценностей, пересекающих все национальные и культурные границы, многим этноцентричным китайцам казалось революционным, даже шокирующим. Они по-прежнему расценивали Западную культуру как варварскую, Западное искусство – как полезную, но не художественную технику реалистического изображения предметов.

Хотя его оппоненты сомневались, что эстетическое воспитание способно решить актуальные проблемы Китая, концепция универсальности эстетических ценностей нашла себе применение, поспособствовав проникновению западного искусства в Китай начала ХХ века [2].

В феврале 1918 г. Цай Юаньпей основывает центр изучения живописи на базе Пекинского Университета (北大画法研究会). Его целью было посредством изучения западного рисунка воспитать новое поколение художников, картины которых сочетали бы чувственный опыт авторов и академизм западной живописи.

Пекинский университет стал первым учебным заведением, которое пригласило европейца преподавать искусство. Это произошло в 1919 г., а в 1920 г. количество желающих заниматься в центре увеличилось настолько, что пришлось создать две отдельные секции, по западному и традиционному рисунку, в апреле того же года состоялась выставка. Но несмотря на мощную поддержку со стороны одного из главных университетов Китая и выпуск журнала «Обучение рисунку» (绘学杂志), центр прекратил свое существование после отставки Цай Юаньпэя в 1923 г.

Цай также принял участие в создании Национальной музыкальной школы, предшественника Шанхайской консерватории. Теоретические работы Цай Юаньпэя, его активная гражданская позиция по-прежнему вызывают интерес исследователей. Так, в структуру Пекинского университета входит Институт по изучению наследия Цай Юаньпэя.

Примечания

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 553.[]
  2. А.В. Потапова. Первая волна авангарда в Китае: проблема формального поиска. Рукопись, 2010. С. 12.[]
Фото аватара

Автор: Анна Потапова

Искусствовед-недоучка, кандидат патафизических наук. Контужена в голову китайским искусством ХХ в.

5 комментариев

  1. Интересно, что введенное им в оборот инспектирование учебных заведений потом обернулось плохо для русских эмигрантов: китайцы настолько замучили проверками русские школы белых, что пришлось закрыть несколько десятков мелких школ. Затем это обернулось плохо для советских: тот же метод китайцы и пришедшие к власти милитаристы использовали против советских школ, чтобы массово закрывать школы советских граждан в Китае (речь о положении до 1945 года). Так что благие пожелания по-разному потом действуют! Мне не хватило ЗДЕСЬ какой-нибудь картины или рисунка вашего героя. Спасибо за статью!

  2. Хоть и не отношусь к “прогрессивной молодежи Китая”.скорее к “не только”, выпью сегодня за столь выдающегося представителя Поднебесной. Правда за “здоровье” покойников не пьют, хотя в Китае всё может быть…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *