Культура Древнего Китая по-прежнему предоставляет исследователям широкое поле деятельности, и порой именно художники выступают просветителями и первооткрывателями. Так, 25 января 1944 года в Чэнду открылась выставка Чжан Дацянь (张大千, 1899-1983), основной темой которой стали фрески храмового комплекса Цяньфодун (千佛洞, другое название — «Пещеры Могао», 莫高窟), построенного в 353—366 гг. н. э.
Легенда гласит, что монастырь был построен возле оазиса Дуньхуан из-за видения, явленного проезжавшему мимо монаху. В поисках уединения и духовного совершенствования он продолбил себе келью в скале, впрочем, через некоторое время его одиночество было нарушено такими же монахами, решившими последовать его примеру. За десять веков существования монастыря горы украсились сотнями пещер, расписанных религиозными фресками.
Чжан Дацянь приехал сюда в 1941 году, надеясь найти вдохновение в живописи мастеров древности. Он провел в Дуньхуане три года, копируя фрески и исследуя пещеры, став первым китайцем, который задался вопросами нумерации гротов и сохранения наследия первых буддистов. Почти одновременно с выставкой его работ, сделанных в пещерах Могао, открылся исследовательский центр искусства Дуньхуана, работающий и поныне.
Прочитать подробнее об этом путешествии и его результатах можно здесь.