Китайские однолезвийные мечи дао, часть вторая

Китайские однолезвийные мечи дао, часть вторая

Краткая история развития древнекитайского однолезвийного поясного меча дао и его роль в системе боя богомола мэйхуа. Окончание

Цуй Шоушань и его деревенские ученики
Цуй Шоушань и его деревенские ученики—мастера боя богомола Тайцзи танланцюань (Лайян, 30е года ХХ в.)

В системе боя богомола мэйхуа есть специальный раздел, посвященный фехтованию мечом пэйдао. Он включает в себя такие формы, как «Цигэцзы», «Пидао», «Ланьмэньдао», «Ечжаньдао», «Хуэйлундао» и др. Эти базовые и продвинутые формы исполняются, как индивидуально, так и с партнером. Акцент делается на бой с одним или несколькими противниками, вооруженными мечами и копьями. Теоретический аспект данной системы фехтования органично сочетается с системой кулачного боя богомола мэйхуа, являясь его продолжением, но уже с учетом специфики этого вида оружия. С исторической точки зрения, это совершенно бесценный материал, который дошел до наших дней с середины 1700х годов в практически неизменном виде.

Рекомендуем прочитать и первую часть статьи →

Фехтование мечом пэйдао является самодостаточным методом в рамках системы боя богомола мэйхуа, использованным веками для обучения деревенского ополчения и милиции. Простые, но эффективные техники не раз положительно зарекомендовали себя на протяжении трех веков своего существования. Мастера системы боя богомола мэйхуа и их ученики, успешно применяли меч пэйдао против лютых местных бандитов, грозных воинов народного восстания нянь, вооруженных катанами и штыками японских оккупантов.

Китайские однолезвийные мечи дао, часть вторая

Существует общепринятое мнение, что в китайских традиционных боевых искусствах сначала обучали кулачному бою и только в конце бою с различными видами оружия. Однако, в рамках системы боя богомола мэйхуа, старые мастера отдавали предпочтение несколько иному порядку обучения фехтованию мечом ланьмэньдао. Согласно жестким правилам школы, первые шаги к постижению этого немудренного, но очень эффективного исскуства самообороны, делались сразу после окончания изучения кулачной базы и являлись необходимым этапом, предшествующим изучению кулачных форм и техник. Одной из важнейших причин была необходимость в кратчайшие сроки обучить, к примеру деревенское ополчение, и быть готовым противостоять любой внешней угрозе, будь то мародерствующие имперские солдаты, профессиональные бандиты или голодные повстанцы, теснимые маньчжурской армией. Все эти военные или около военные элементы, зачастую и как бы мимоходом, сметали с лица земли целые деревни, которые представляли собой родовые кланы и общины, и практически не пользовались никакими правами, тем более правом быть защищенным от внешних врагов, коим зачастую являлось само государство. Руководимые только одним принципом «спасение утопающих есть дело рук самих утопающих», деревенские общины, как могли, пытались обучить всю боеспособную молодежь навыкам элементарного боевого искусства, зачастую приглашая известных мастеров кулачного боя.

Исторически сложилось так, что мастера кулачного боя богомола мэйхуа в основном обучали в этих самых деревнях, поэтому методика преподавания включала строго регламентированные рамки периодизации обучения неофитов. Таким образом обучение ланьмэньдао начиналось очень рано, тем более, что при отсутсвии самого меча, его легко было заменить палкой или любым коротким предметом. Сначала изучали короткую форму, состоящую из семи базовых техник «цигэцзы».

В целях безопасности, использовались деревянные мечи

Затем, каждая техника отрабатывались с партнером, вооруженным копьем и мечом. Для этого, в целях безопасности, использовались деревянные мечи, но копья использовали настоящие. После этого, техники отрабатывались, сначала в ограниченном, а в последствии и свободном бою. При этом применялись специальные «мягкие дубины» (жуаньбан), которые делались из бамбуковой балки, вокруг которой обматывался хлопок и все это закреплялось холстяным чехлом. Удар такой «дубиной» был весьма чувствителен, что позволяло бойцам не терять чувства реальности, но при этом избежать травм. Вес и балансировка «мягкой дубины» также приблизительно соответствовали стальному мечу ланьмэньдао.

Ниже, приводится перевод семи базовых техник ланьмэньдао:

Увернуться, отрубить,
Рубить сверху и отбить
Подбивать и зацепить
Распороть и вверх рубить.
(шань-кань, пи-до, тяо-гуа, хуа-ляо)

Изготовление "软棒". Семинар в СПб, 2013 г.
Изготовление «软棒». Семинар в СПб, 2013 г.

После этого изучалась первая форма «Рубящий меч» (пидао). Форма состояла из десяти наиболее эффективных техник скомбинированных в тридцать движений. Форма «Пидао»,как и некоторые кулачные формы, имела две различные начальные техники, целью которых было наработать защиту от верхнего и среднего уровня атаки, и которые позволяли тренировать форму «пидао» в двух вариантах. Эта уникальная в своем роде система различных начальных техник,позволяла ученику глубже понять смысл фехтования и разнообразила арсенал будущего бойца. Следует заметить, что именно базовая форма «пидао» и ее техники были использованны в подготовке китайских армейских спецподразделений «большого меча» (дадаодуэй), которые сыграли немаловажную роль в победе над японскими агрессорами в уезде Хайян провинции Шаньдун.

Китайские однолезвийные мечи дао, часть вторая

Список движений формы «Рубящий меч» (пидао):

  1. Начальные руки
  2. Меч с первоначальным ударом ладонью
  3. Блестящий меч
  4. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  5. Меч возвращающийся дракон
  6. Блокирующая позиция, заполняющий плечо и поддерживающий меч
  7. Бьющий в пол меч
  8. Блестящий меч
  9. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  10. Меч возвращающийся дракон
  11. Обнимающий луну перед грудью меч
  12. Покрыть колено мечом
  13. Блестящий меч
  14. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  15. Меч возвращающийся дракон
  16. Блокирующая позиция, заполняющий плечо и поддерживающий меч
  17. Бьющий в пол меч
  18. Блестящий меч
  19. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  20. Меч возвращающийся дракон
  21. Меч капающей воды внутри и снаружи
  22. Блестящий меч
  23. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  24. Меч возвращающийся дракон
  25. Блокирующая позиция, заполняющий плечо и поддерживающий меч
  26. Бьющий в пол меч
  27. Блестящий меч
  28. Шаг вперед, меч с ударом ногой
  29. Меч возвращающийся дракон
  30. Рубящий меч и завершающая позиция

Китайские однолезвийные мечи дао, часть вторая

После многих лет обучения, и окончательного овладения кулачными формами и техниками, ученик изучал самую важную форму стиля с названием идентичным собственно мечу — «ланьмэньдао».

Форма «ланьмэньдао» затем нарабатывалась с партнером против копья и меча, по стандартной, вышеуказанной схеме.

Список движений формы "Меч преграждающий врата" (ланьмэньдао)

Список движений формы «Меч преграждающий врата» (ланьмэньдао):

  1. Начальные руки
  2. Гегемон осматривает войска
  3. Поддерживающий блестящий меч
  4. Перехватить меч
  5. Обнимающий луну перед грудью меч
  6. Меч белого гуся расправляющего крылья
  7. Заполняющий плечо меч
  8. Перемешивающий сверху меч
  9. Пронзающий ребра меч
  10. Снежинки покрывают голову
  11. Меч капающей воды и каменного жернова
  12. Поднять и резать корзину мечом
  13. Покрыть колено мечом
  14. Использовать как кавалерийский меч
  15. Капающая вода
  16. Пронзающий ребра меч
  17. Перехватить меч
  18. Верхний, средний, нижний меч с ударми ногами—меч трех мечей
  19. Меч капающей воды
  20. Плоско пронзить ребра
  21. Перехватить меч
  22. Меч капающей воды внутри и снаружи
  23. Застегнуть и шлифовать справа, меч возвращающийся дракон
  24. Защитить впереди и преградить сзади
  25. Дух Куэй играет с ковшом1
  26. Меч капающей воды
  27. Меч каменного жернова
  28. Пронзить ребра мечом
  29. Перехватить меч
  30. Обнимающий луну перед грудью меч
  31. Меч капающей воды и завершающая позиция

форма с партнером "Меч ночного боя"

Следующим этапом было овладение мастерством владения боя в сумерках и темноте. Для этого изучалась форма с партнером «Меч ночного боя» (ечжаньдао), которую соответственно отрабатывали, сначала днем, а потом и ночью. Таким образом, сегодня, изучение всех форм фехтования мечом дао в рамках системы боя богомола мэйхуа, не только позволяет овладеть высоко эффективными и проверенными временем техниками, но и действительно прикоснутся к живой истории этой замечательной военной Традиции.

Вместо эпилога

Чтобы Традиция сохранялась в веках — она должна передаваться между поколениями. Для этого мы решили провести серию открытых семинаров, посвященных оружейной технике Старого Китая.

На первом, посвященном именно «ланьмэньдао», семинаре все желающие могли попробовать себя в освоении базовой подготовки ушу, как она проводилась в Старом Китае, натренировать в паре 7 принципов техники меча-дао и выучить первые две дорожки базовой формы Пидао, при этом сохранялась именно старая, традиционная последовательность освоения парной работы от формальных упражнений к свободному поединку с использованием специального снаряжения «инбан» для снижения травматизма, начиная с изготовления этого самого снаряжения и до свободного боя.

Свободный бой с использованием "硬棒"
Свободный бой с использованием «硬棒»

Общее время семинара составило более 12 часов. Кроме питерских «богомолистов», в семинаре участвовали и приглашенные гости, занимающиеся другими стилями ушу, ибо оружие — объединяет!

Так как традиционно в Старом Китае следующим этапом обучения было освоение техники парной работы дао против копья, следующий семинар будет посвящен технике «Люхэгунь», который по сути является «копьем», и содержит в себе элементы шеста, копья, палицы-цзянь, алебарды-дадао и меча-дао.

http://www.youtube.com/watch?v=ZYYHZPyXiWk

Илья Профатилов, Москва-Хайян, 2013

  1. Дух Куэй, (кит: 魁星 — звезда Куэй) или Дакуэй Фуцзы (великий мастер Куэй) является персонажем китайской мифологии, духом покровителем экзаменационной системы и соратником духа литературы Вэнь Чана. В астрологии, дух Куэй находится в ковше созвездия Большой медведицы. В системе боя богомола это колющее движение мечом внешне напоминает играющего с ковшом духа Куэй. []
Фото аватара

Автор: Tanglang

Группа единомышленников из Питера, Москвы и других городов с середины 80-х проводит ежегодные многолетние этнографические исследования в малопосещаемых иностранцами регионах Китая с целью поиска, интервьюирования, изучения и сохранения наследия старых традиционных боевых и оздоровительных систем. Московский сайт http://www.mantisboxing.msk.ru/ Видеоблог http://www.youtube.com/meihuatanglangquan Сайт в СПБ www.taiji-tanglang.spb.ru Видеоблог http://www.youtube.com/TanglangSPb