Порой музеи становятся интересны не только своими экспонатами, но и собственной архитектурой и историей. Обычно китайские музеи располагаются в старых, но реставрированных зданиях, или в масштабных современных выставочных комплексах. Про необычный музей-достопримечательность в городе Сучжоу рассказывает Александра Тучкова.
Рядом с Парком каменных львов (狮子林) и садом Скромного чиновника (拙政园) в Сучжоу находится главный городской музей. Он появился в 1960-м году и первоначально располагался в бывшей резиденции одного из лидеров тайпинского восстания Ли Сючэна (李秀成, 1824-1864). Новое здание Музея Сучжоу в 2006 году спроектировал американский архитектор китайского происхождения Бэй Юймин (贝聿铭). Лауреат Притцрековской премии осуществил только два проекта на территории материкового Китая (другой – отель Fragrant Hills 1982 года в Пекине), миру архитектор запомнился прежде всего как автор пирамиды Лувра (1989).
Бэй Юймин родился в провинции Гуандун в 1917 году, а уже в 1935 эмигрировал в США. Сучжоу остался городом из его детских воспоминаний. Там архитектор проводил время с семьей, а его дед Бэй Жуньшэн владел Парком каменных львов((P. J. Carroll. Between Heaven and Modernity. Reconstructing Suzhou, 1895-1937. Stanford: Stanford University press, 2006. P. 92)). Связь с местом повлияла на облик музейного здания. Бэй Юймин, впечатленный эстетикой китайского садово-паркового искусства, считал: «Человек и природа едины».
Архитектор окружил музей природными элементами, чтобы воплотить этот принцип. В пространстве комплекса растут деревья гинкго, османтусы и бамбук. Перед входом в музей располагается беседка и пруд, в котором плавают карпы кои и цветут лотосы. К зданию ведут небольшие мостики.
Также в музейном саду посетители видят композицию из камней, которые напоминают лаконичные образы гор с работ художника династии Сун — Ми Фу (米芾, 1051-1107).
Завершающей деталью в создании созерцательного настроя становится водопад, который стекает по внутренним стенам музея. Здесь посетители могут отдохнуть после продолжительного осмотра экспозиции.
Музей Сучжоу наследует архитектурные традиции Цзяннани((江南 — территория к югу от реки Янцзы)). Постройки этого региона выглядят минималистично благодаря черно-белой цветовой гамме. Музейное здание с черной черепицей на крыше, отделкой и белыми стенами гармонирует с историческим центром города и архитектурным комплексом тайпинов, в котором сначала выставлялась коллекция.
Бэй Юймин использовал в строительстве простые геометрические формы – прямоугольники, квадраты и треугольники. Этот прием связывает проекты архитектора разных лет и определяет его стиль. Сравните музей Сучжоу с Китайским посольством в Вашингтоне (2006) и Музеем исламского искусства в Дохе (2018):
Архитектором руководило желание создать в музее магию света и тени. Открытые стальные конструкции, которые заменили дерево, позволили мягкому естественному свету проникнуть в помещение. Окна-жалюзи под потолком создали игру солнечных лучей на стенах. Изнутри музей постоянно меняется вместе с погодой и временем суток – то же происходит с эмоциями и визуальными ощущениями посетителей.
В выставочных зонах приглушенное освещение, интерьер в пастельных тонах. Залы не перегружены экспонатами или дополнительной информацией, что часто встречается в китайских музеях. Постоянная экспозиция делится на четыре части. В отделе «Изящество [района] Учжун» геометрия, замеченная в архитектуре здания, сохраняется в витринах. Они разделены на ячейки разного размера. У музейных предметов есть собственное пространство бытования, поэтому взгляд не рассеивается. Среди реликвий коллекции – оливковая чаша в форме лотоса эпохи Пяти династий, которая признана национальным сокровищем. Также в музее хранится жемчужный столп буддийских реликвий, Лотосовая сутра периода династии Сун, сделанная методом ксилографии.
Бэй Юймин предложил альтернативу оторванным от локального контекста громоздким зданиям из стекла и бетона и объединил китайские традиции с западным постмодернизмом. В Музее Сучжоу сталкиваются природа и продукты человеческой культуры. Такое гармоничное сочетание создает двойной эффект: душа вдохновляется природой, ум познает искусство. Архитектура и дизайн усиливают впечатления от экспозиции и приостанавливают хаотичный ритм обычной жизни, позволяя ненадолго оказаться в обстановке старого Сучжоу.
Автор: Александра Тучкова
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.