Учиться в Китае: Академия искусств КНР

Ежегодно миллионы студентов приезжают в Китай не только, чтобы изучать китайский язык, но и получать высшее образование. Чем обучение в китайских вузах отличается от обучения в российских? К чему стоит быть готовым, подавая заявку на образовательный грант? В рамках нового проекта Магазета беседует с выпускниками магистерских и докторских программ в Китае об особенностях китайского образования. В этом выпуске своим опытом учебы в Академии искусств КНР поделилась Александра Бурова.

Академия искусств КНР. Источник: en.caa.edu.cn

Академия искусств КНР (中国美术学院)

Ханчжоу, провинция Чжэцзян
основан в 1928 году
более 8 000 студентов (включая магистров и докторантов)

Александра Бурова

Фото: из архива Александры Буровой

29 лет
Cпециалитет: книжная иллюстрация и дизайн в МГУП им. Ивана Фёдорова
Обучалась на бюджетной основе
Сейчас стоимость обучения по специальности: 290 500 рублей в год
Оценка качества обучения в МГУП: 9/10

Магистратура (MFA): печатные искусства (гравюра) в Академии искусств КНР
С 2013 по 2017 год
Обучалась по стипендии правительства КНР
Сейчас стоимость обучения по специальности: 45 000 юаней в год (около 400 000 рублей)
Оценка качества обучения в Академии: 8/10

Выбор учебного заведения

Начала учить китайский язык для себя еще в Москве. Когда поступила в аспирантуру, нам предложили список стран, куда можно поехать на стажировку, и среди них был Китай. Я не раздумывая решила подавать документы, поскольку как раз писала диссертацию о китайской народной картине. Благодаря обучению в Китае, я смогла собрать уникальный материал для своей российской диссертации.

В Академию меня определили без моего ведома. Только когда пришли документы, я узнала, где и на какой специальности я буду учиться. Подавала я на языковые вузы в Пекине и Гуанчжоу, а попала в художественную академию в Ханчжоу.

Как получить стипендию

На стипендию правительства КНР я подавала напрямую через Министерство образования. Это было непросто: два раза меня разворачивали из-за отсутствия либо неправильного оформления документов. Для подачи документов на стипендию требовалась копия диплома о высшем образовании, рекомендательное письмо от вуза, справка о состоянии здоровья, анкета на стажировку. Для подачи документов на художественную специальность в Академию искусств также требуется портфолио с работами. Их у меня попросили прислать позже в электронном виде.

Я получила неполную стипендию правительства КНР. Это означало, что оплачивается обучение и проживание, а учебные материалы я покупаю сама. Я была не против, правда при регистрации в Китае в учебной части мне выдали счёт на 680 юаней (около 6000 рублей) за учебники. Так как Китае на любой книге всегда указана её фиксированная стоимость, несложно было сосчитать, что все предоставленные мне пособия в сумме стоят не более 200 юаней. Когда я спросила в офисе, почему сумма в счёте в три раза превышает реальную стоимость учебных пособий, они не смогли это объяснить. Так как в начале первого семестра я не готова была сразу расстаться с такой суммой, я просто отложила этот счёт на потом и в конце концов вообще забыла о нём, так и не оплатив. Никаких проблем в связи с этим у меня не возникло. То есть в действительности неполная стипендия от полной почти ничем не отличается.

Сейчас стипендия магистра составляет 3000 юаней (около 26 000 рублей) в месяц. Студент самостоятельно открывает счёт в банке, а потом сообщает его номер в учебную часть. После этого каждый месяц деньги приходят на карту.

Получатель стипендии китайского правительства должен выполнять учебный план — посещать занятия и лекции, а также принимать участие в общественной жизни Академии — ходить на спортивные слёты, ездить на экскурсии, участвовать в выставках, организованных вузом. За опоздание к началу учебного семестра или за прогул обычно лишают части стипендии, в особых случаях – полностью стипендии на месяц.

Основные расходы и подработка

Для тех условий, в которых жила я (не нужно ездить, не нужно платить коммуналку), 3000 юаней прекрасно хватало на всё. Поэтому можно было даже жить где-то на 2000 юаней в месяц – еда, одежда, интернет, транспорт, а 1000 юаней откладывать на путешествия и крупные покупки. Во время каникул стипендия тоже приходит в полном размере.

Сейчас большинство студентов подрабатывают, но это нелегально. В основном работают переводчиками, преподавателями английского, актёрами массовки, аниматорами, моделями, за деньги ездят изображать иностранных гостей на международные выставки-ярмарки. За четыре года жизни в Китае я где только не подрабатывала. Платят неплохо, за день можно заработать от 300 до 1500 юаней.
Недавно появился закон о том, что студенты могут подрабатывать официально, но только с разрешения учебной части. И работать можно только на должности, близкой к специальности, которую изучает студент.

Вход в кампус Наньшань (南山校区) Академии искусств КНР. Источник: en.caa.edu.cn

Образовательный процесс

В Академии за тобой никто бегать не будет. Хочешь учиться – бегай сам. Степень свободы зависит от специальности. Где-то каждый день есть практические занятия. Например, на факультете масляной живописи. У нас, на факультете гравюры, иностранный студент практически полностью предоставлен сам себе. Хочешь – работай, хочешь – можешь вообще не появляться в мастерской.

В первую очередь, конечно, впечатляет материальная база: возможности здесь в десятки раз превышают то, что было у меня в российском университете. Оборудование мастерских просто поражает и вызывает невероятную досаду, что у нас на родине студенты и мечтать не могут о таком.

У нас все печатали по очереди на одном станке, а тут их несколько. У каждого студента здесь есть своё рабочее место, на котором можно оставлять свои вещи, есть ещё куча аудиторий, в которых можно заниматься и каждой мастерской своя комната, где можно находиться круглосуточно. На каждом факультете есть несколько мастерских, которые работают в разных художественных направлениях. Обычно в первых преподают более классический стиль, третьих-четвёртых – более современный. Я попала в третью, которая называлась экспериментальной. Там создавались довольно абстрактные композиции и можно было работать в любой технике печати в отличие от традиционной гравюры, которая выполняется на дереве.

Работа с научным руководителем

Научные руководители в Китае, как я поняла на собственном примере и по рассказам друзей с других факультетов, отличаются от наших. Они совершенно не беспокоятся о твоих успехах. За научным руководителем ещё придётся побегать. Он может не ответить на твоё письмо или звонок, никогда первый не вызовет и не поинтересуется, как продвигается работа. Как я уже говорила, хочешь сам – делай, никто тебя контролировать и подгонять не будет. Но если ты завоюешь уважение, то тебе будут помогать и приглашать участвовать в разных проектах, и связи предоставят.

Утверждение темы исследования

Тема исследования почти полностью зависит от желания студента. В то же время существует такая тенденция, что иностранные студенты пишут о чём-нибудь своём, иностранном. Защищать диплом о китайской лубочной картине меня мягко отговорили. Уже потом я поняла, что нам, вероятно, и платят стипендию за то, чтобы мы писали исследования о зарубежном искусстве, в результате, каждый иностранный студент, оканчивая китайский вуз, предоставляет готовую работу уже на родном для них языке, которая освещает очередной раздел западной науки. По-моему, очень ловко придумано. Как мне сказал мой научный руководитель: “Своё китайское мы и без вас, лаоваев, изучим!”

Тему утверждают на предзащите, которая проводится либо в конце второго года магистратуры, либо в начале третьего. Студент предварительно утверждает тему с научным руководителем, а затем готовит презентацию и делает доклад перед комиссией. Комиссия, в свою очередь, утверждает тему, либо отправляет её на доработку, а затем тема утверждается повторно в индивидуальном порядке.

Проведение исследования и написание работы

Студенты теоретических специальностей занимаются темой 1-1,5 года. В моём случае, когда в конце второго года я заговорила о теме теоретической части, научный руководитель сказал, что это ещё рано, и что я больше должна думать о творческой части диплома. В результате вышло так, что первый семестр я прокрастинировала, а в ноябре узнала, что теоретическую часть нужно завершить к началу января. В результате я за полтора месяца написала всю работу, потом были только незначительные правки, а весь второй семестр я вырезала серию гравюр.

Для студентов-практиков объём магистерской дипломной работы составляет 15 тысяч иероглифов. Для студентов-теоретиков – в два раза больше. Изучив несколько дипломных работ прошлого года, я обнаружила, что все они не добирали до 15 тысяч. Докторанты должны написать в два раза больше магистров.

У магистров-практиков диплом делится на две части: творческий проект и научное исследование. По итогам проводится защита теоретической части диплома и отчётная выставка творческих работ.

Теоретическая часть диплома проходит проверку на плагиат. А затем во втором семестре случайным образом выбирается 20 процентов студентов, работы которых отправляют на «слепую проверку». Я как раз попала в эти 20 процентов. Работа направляется на прочтение трём независимым экспертам, которые дают письменную оценку готовности работы к защите. Если все трое допускают работу к защите, значит проблем нет. Эксперты также пишут свои пожелания к работе, учитывать их или нет – решает научный руководитель. С одной стороны, предварительная слепая проверка – это лишний стресс и потраченное время, которого к концу последнего семестра всегда не хватает, но зато если проверка пройдена успешно, это позволяет более уверенно чувствовать себя на защите.

Как проходит защита

В первую очередь студент не должен иметь задолженностей по учёбе, иначе его до защиты не допустят. Также должен быть сдан HSK-5. Для защиты, как и для предзащиты, студент готовит презентацию с конспектом основных положений его исследования и вспомогательными иллюстрациями. Также необходимо распечатать несколько копий диплома по количеству членов комиссии. А непосредственно перед защитой студент подаёт заявку на защиту.

В назначенный день все собираются в указанной заранее аудитории, никакого особого официоза и строгого соблюдения каких-либо формальностей нет, защита проходит в достаточно расслабленной обстановке. Студентов вызывают по списку, начиная с первой мастерской. У каждого на выступление есть не более 10 минут. Однако, большинство студентов всё равно превышают этот лимит. Защита длится обычно с 9 утра до 3-4 часов дня, с перерывом на обед, а потом ещё приходится около часа ждать решения комиссии. Хуже всего приходится студентам 4-х мастерских, которые в списке всё время оказываются последними.

Дипломы выдают на следующий день после официальной выпускной церемонии. Обычно это вторая половина июня. Каждый студент имеет право бесплатно получить заверенную копию китайского диплома на английском языке в международном отделе. Нужно ли как-то дополнительно легализовывать диплом в России, я не знаю.

Что делать, если защита не состоялась

Если студент не защитился, то ему предлагается приехать на следующий год и попробовать ещё раз. Многие студенты пользуются этой возможностью. Но если такой возможности нет, многие просто отказываются от идеи получения диплома. Часто студенты сталкиваются с проблемой, когда до защиты не успевают сдать 5 уровень HSK, без этого диплом тоже не выдаётся. У докторантов условия лучше: если они чувствуют, что за три года не успеют подготовиться к защите, они могут оформить дополнительный год, в который им также будет предоставляться стипендия и все прежние условия. Главное — не прозевать время подачи заявления на дополнительный год. Это обычно можно сделать не позднее октября.

Преимущества и неожиданности образования в Китае

Самое странное – это абсолютная незаинтересованность преподавателей и студентов в вовлечении иностранных студентов в жизнь группы и факультета. Никто никогда не сообщает тебе, что будет общий сбор, или что преподаватель дал новое задание. Всё нужно узнавать самому: требовать, чтобы вас добавили в общие группы в WeChat, одолевать однокурсников вопросами. Иначе всё будет происходить без вас. Если вы будете просить – вам всегда помогут, но вот проявить инициативу и вспомнить про вас самостоятельно – нет.

Для меня это было обидно не столько потому, что я чувствовала себя всегда чем-то инородным, а больше из-за того, что когда у себя в российском вузе я была старостой, и к нам переводили новых иногородний или иностранных студентов, первые дни я всегда ходила с ними и всё объясняла, показывала, и считала это своей прямой обязанностью. Китайцы — вроде бы тоже очень радушная, гостеприимная нация, однако здесь проявили себя очень странным образом.

Несомненное преимущество – языки, связи, общение и возможность посмотреть на свою страну и культуру другими глазами. За время жизни в Китае у меня «подтянулся» и китайский, и английский. Я познакомилась с людьми со всех концов света, это невероятно здорово. Также я познакомилась с сотнями китайцев: это может помочь, например, если вы захотите начать своё дело и иметь партнёрство с Китаем.

Самое важное – возможность лучше понять себя и своих соотечественников, переосмыслить культуру. Увидеть те плюсы и минусы нашей жизни, которые для большинства твоих сограждан являются привычной действительностью.

Ну и конечно же, это ощущение свободы, которое испытывает каждый обладатель классической для Китая «лаовайской» внешностью.

Обучение в Китае в большей степени было полезно для моего развития в целом как личности, чем в конкретной профессиональной сфере. Это была неоценимая школа жизни, а не просто обучение в вузе.

Недостатки обучения в Китае

На этот счёт можно сказать очень много, и каждое заключение будет достаточно спорным.  В этом вопросе мой опыт и восприятие может отличаться от других, и поэтому моя оценка носит весьма субъективный характер.

В первую очередь стоит отметить тот факт, что всего лишь около ста лет назад в Китае система образования поменялась с традиционной на западную. Поэтому для формирования сильных школ нового формата с устоявшимися традициями и стандартами прошло ещё слишком мало времени. И если в теоретических науках, возможно, это не так заметно, то на примере арт-школы это совершенно очевидно.

У нас в Академии действительно стоит учиться традиционной китайской живописи и каллиграфии. Факультеты, на которых преподают масляную живопись и графику в европейском стиле, для иностранного студента не представляют особого интереса. Каждый год на выпускных выставках мы можем видеть по несколько пародий на Климта, Ван Гога и Модильяни. Китайское художественное сообщество до сих пор рефлексируют и осмысляют то, что было актуально для европейских художников, опять же, ещё более сотни лет назад. И это неудивительно – китайским художникам пришлось пройти весь многовековой процесс развития европейской живописи «экстерном» за одно столетие.

В то же время традиционное художественное образование в Китае основано на копировании, и это не считается чем-то постыдным, как у нас. Поучившись в Китае, я даже сожалею, что слишком мало времени уделяла копированию, пока обучалась в России. Поэтому возникновение в Китае сотен подражателей стилю художников с мировой славой весьма закономерно. В то же время, следствием отсутствия сформировавшихся школ и традиций в западных формах искусства является и отсутствие вкуса, в нашем понимании этого слова: выпускные выставки больше похожи на сборище произведений салонных художников.

С теорией искусства то же. Меня поразило, что при написании исследования, акцент делается на субъективном восприятии проблемы исследования, а не наоборот, как у нас – максимальное стремление к объективности и избегание проявления каких-либо эмоций и личного отношения к проблеме. Я не могу сказать, что это однозначно плохо, но по моему восприятию, общий уровень магистерского диплома в Академии искусств КНР (для студентов-практиков) можно соотнести по сложности и объёму с курсовой работой студента среднестатистического российского вуза. Однако, вас никто не заставляет этому уровню соответствовать. При желании и той степени свободы, что даётся иностранным студентам, вы можете написать хорошую, сильную работу, всё зависит только от вас.

Для заглавной иллюстрации использовано фото из архива Александры Буровой.

Где еще можно учиться в Китае

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Редакция

Магазета — интернет-издание о Китае и китайском языке

3 комментария

  1. Спасибо Александре Буровой за искренние и очень полные ответы. От себя добавлю, что для меня поступить в Академию было мечтой, на осуществление которой ушло семь лет. И помню это чувство пиетета, которое накрывало меня каждый раз, когда поднималась по лестнице в кампус на Nanshan Road. И конечно, со временем оно немного притупилось, но даже сейчас, спустя три года после окончания, я захожу в родные стены Академии, каждый раз испытываю радость и вдохновение.

    В Академии бывало сложно, но это был очень ценный опыт. Здесь я познакомилась с талантливыми и целеустремленными людьми, которые могли “прогулять” лекцию, потому что у них “горел” проект. Когда ты находишься в окружении людей, которые учатся и занимаются любимым делом, это помогает вытянуть свое сознание из коробки и признаться себе, что ты действительно хочешь в этой жизни.

    В Академии тебя не заставляют учиться. Вообще. И это понятно, почему. Для китайских студентов поступить в Академию — это огромное достижение, поэтому у преподавателей даже нет мысли, что кого-то надо уговаривать учиться. Не хочешь – не надо. Дело в том, что просто наличие диплома Академии ничего не значит. Если ты не овладел мастерством, практическими навыками, не получил конкретный опыт и не наладил связи, то диплом не имеет никакого веса. Просто “корочка” никому не нужна. И этот опыт “борьбы за знание” перепрошивает опыт российского образования, где вроде как студента еще надо уговорить учиться.

    Для китаиста учеба в Академии искусств КНР — это возможность заглянуть немного в тот мир китайской интеллектуальной элиты, культуру которой мы изучаем, но которая часто превращается в неуловимого единорога, ускользающего при встрече с реальным Китаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *