Что думают в Китае об экономической ситуации в России

Объем китайского экспорта в Россию в прошлом году упал на 34,4% до 32,9 млрд долларов, а внешнеторговый оборот между двумя странами сократился на 27.8% до 64,2 млрд. Озвученная в 2011 году цель достичь оборота в 200 млрд долларов к 2020 году еще пару лет назад казалась вполне реалистичной, сейчас вряд ли кто-то решится на столь оптимистичные прогнозы. Но несмотря на довольно скромную позицию России в экономическом сотрудничестве (она занимает 15-е место среди торговых партнеров КНР), интерес со стороны китайских СМИ и общественности к нашей стране непропорционально высок. Магазета решила разобраться, как видится экономическая ситуация в России с китайского берега?

Временные трудности

ruble_trouble_1
Источник: tianya999.com

Сокращение внешнеторгового оборота между Россией и Китаем является временным явлением, которое вызвано снижением цен на нефть и промышленные товары во всем мире. Так, советник по торгово-экономическим вопросам при Посольстве КНР в Москве Чжан Ди заметил, что объем импорта российской нефти и других природных ресурсов в Китае сохранился на прежнем уровне, а оборот снизился из-за падения цен.

По заявлению премьер-министра КНР Ли Кэцяна на пресс-конференции в Пекине в середине марта, объемы поставок российской нефти в Китай даже возросли на 80 млн тонн. Фактически количество поставляемых друг другу товаров не уменьшилось, но из-за сокращения цен торговый оборот снизился. И это следствие экономических процессов в мире, а не результат действий китайского или российского правительств. И обе стороны активно сотрудничают, чтобы преодолеть нынешние трудности вместе.

Еще большее внимание двухстороннему сотрудничеству уделяют китайские экономисты. Например, доцент института экономики Пекинского университета доктор Сунь Вэй отмечает, что помимо внешнеторговых отношений, у России и Китая существуют и другие сферы для экономического и технологического сотрудничества. Россия — крупнейший в мире поставщик энергоресурсов и природных материалов, а Китай обладает крупнейшей производственной базой. Кроме того, у России есть ряд преимуществ в научно-исследовательской и инженерной областях, которые успешно реализуются в совместных проектах в сфере энергетики, кораблестроения и легкого машиностроения. Правда, доктор Сунь Вэй не подкрепил аргумент конкретными примерами успешных проектов.

Основной причиной экономических трудностей России чаще всего указывается слишком высокая степень зависимости российской экономики от цены на нефть. А стоимость углеводорода называют главным оружием США в мировой экономической войне, которое Штаты используют, чтобы манипулировать внешнеполитическими решениями российского руководства.

Но в целом, и сокращение внешнеторгового оборота, и падение рубля рассматриваются как временные явления. Например, недавний прогноз Goldman Sachs об укреплении курса рубля до 66 единиц за доллар в Китае был перепечатан многочисленными новостными сайтами.

Ваш кризис — наши возможности

Если основные рупоры общественного мнения — китайские таксисты — активно умиляются твердой политике российского руководства, то более сознательные граждане волнуются, а не коснется ли их экономический спад соседа. На что чаще получают ободряющие ответы: «Влияние российского рубля на китайскую экономику ограничено».

Конечно, какие-то компании, чей бизнес напрямую связан с Россией, терпят убытки, но падение рубля открывает и новые возможности, во-первых, для импортеров российских товаров, а во-вторых, и для расширения сферы влияния юаня. Также отмечается удачный момент для покупки производства и недвижимости в России, особенно для тех, у кого есть значительные рублевые накопления.

Как отмечают знакомые представители российских компаний в Китае, китайские производители, даже ранее ориентированные на рынки России, Украины и Казахстана, довольно быстро перестроились под новые кризисные условия: кто-то стал активнее искать покупателей в других странах, кто-то — предлагать более дешевую продукцию, так как в этом сегменте даже наблюдается рост. Основной «провал» пришелся на поставки продукции высшего и среднего ценового сегмента: например, в текстильном производстве снижаются поставки тканей с высоким содержанием шерсти и других дорогих компонентов, а растет спрос на 100% полиэстер.

Также поставщики с большей осторожностью относятся к российским и украинским заказчикам, так как опасаются форс-мажорных ситуаций, когда покупатель не может оплатить стоимость уже произведенной продукции. И хорошо, если она еще не успеет покинуть склад производителя, в худших случаях она может просто застрять во внешнеторговом «лимбе».

Дешевый рубль

Пока руководство Китая объясняет причины сокращения внешнеторгового оборота, новыми возможностями дешевого рубля уже успели воспользоваться многие представители китайского малого и среднего бизнеса. Еще в первые недели резкого падения курса в 2014 году предприимчивые китайцы, оказавшиеся в тот момент в России, массово скупали iPhone и телевизоры, быстро подсчитывая прибыль от перепродажи техники своим соотечественникам.

Но действительно массовые поставки «российской» продукции были организованы на taobao, где открылись десятки и сотни магазинов, главным образом, специализирующихся на люксовой косметике, благо, что спрос на настоящую продукцию Dior или Chanel по сниженным ценам в Китае сформирован.

Также неожиданно оказался привлекательным туристический рынок России. Например, сейчас 8-дневный тур по Москве и Санкт-Петербургу из Гуанчжоу предлагают за 4600 юаней, когда 6-дневная поездка в соседний Таиланд обойдется в 3500 юаней.

Отмечают в интернете и рост доли китайских компаний на российском рынке е-коммерции: в 2015 году он достиг 57%, что в 30 раз больше, чем в 2014 году. И это не предел. Сейчас основная доля китайцев на российском рынке электронной торговли приходится на крупнейшие платформы AliExpress (Alibaba) и JD.com, а они являются далеко не единственными его игроками.

В целом, китайская блогосфера и СМИ формируют довольно позитивное представление об экономической ситуации в России. Большинство сообщений о падении рубля подается исключительно в контексте экономики без упоминания социальных последствий. Кто из нынешнего поколения китайцев имел опыт столь стремительной девальвации, когда личные накопления тают на глазах? Поэтому не пугают их сообщения о том, что в России выросла доля населения, живущего за чертой бедности, а более важным кажется вопрос: вывод российских войск из Сирии — это победа или поражение президента Путина.

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

4 комментария

  1. Ну обычный китайский народ (лаобайсины) мало что смыслит как в экономике так и в политике. Китайцы очень приземленные народ и дальше своего кармана редко видят, многие китайцы узнав что я из России твердят, что Путин шибко «лихай» кажет кукиш пиндосам. Но там есть кому думать на высшем уровне и вот они уж совсем не дураки. Да, конечно, падение российского рынка больно ударило по тем китайцам кто завязан на российский экспорт, но как тут правильно было замечено, доля его в общем китайском экспорте ничтожна — мы на каком-то там 15-ом месте где-то после Лаоса, так что за китайцев переживать не стоит — переориентируются на другие рынки. Что касается Российской экономики, то ей мягко говоря приходит «пушной зверек», более того, как я понял, правительство нынешнее ничего не собирается предпринимать чтобы как-то улучшить ситуацию кроме заклинаний и мантр. По заявлениям Путина он доволен действиями как правительства так и Центрабанка, и всё идет типа по плану (вот хотелось бы узнать чьему плану, кто это сволочь?). Так что похоже ситуация патовая: пока уровень жизни в России не опустится до того предела, что народ выйдет на улицы, ничего существенного не произойдет, а это может произойти ещё не скоро — в запасе есть ещё пару лет проедания стаб. фонда и прочих «ништяков», так что можно пока расслабиться — веселье основное ещё впереди. Одна надежда на резкое повышение цены на нефть, но в долгосрочной перспективе при нынешнем уровне разворовывания гос. средств и они не спасут.

  2. Китайцы это поймут, когда русские ещё больше сократят оптовые закупки в условиях кризиса. Россия сейчас скатилась до уровня Белоруссии, чего не было ещё 3 года назад. Снова придётся девальвировать юань. Электронная коммерция не спасет фабрики и заводы. Придётся искать другие рынки сбыта, такие как Восточная Европа, Африка, ЛА, Ближний Восток.

  3. Россия практически ничего не производит, кроме продуктов питания, редких секторов промышленности и энергоресурсов. Что нам остаётся делать? Покупать у соседей из Китая. Китайцы давят ценой и объёмом — по этим двум показателям с ним невозможно конкурировать. Одежда и обувь — Китай, бытовая техника и компоненты — Китай, гаджеты и компоненты — Китай, бытовая химия и пластиковые товары — очень высока доля Китая, посуда — Китай, промышленное оборудование, телекоммуникации, микроэлектроника, компьютеры, строительные материалы, автомобили — Китай. Пример такой: банка краски — российская, а кисточка только китайская. Зубная паста из Китая одного очень известного бренда на всех прилавках наряду с российскими марками держит выгодную цену ирасходится как пирожки. В глобальной экономике Россия находится на периферии.

  4. Интересно, что думают китайцы о недавних заявлениях российских официальных лиц о провале разворота российской экономики на восток?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *