В России во второй половине XIX века и до конца 30-х годов ХХ века существовала очень большая китайская диаспора, правда, в основном, китайское население проживало на Дальнем Востоке. В европейской части страны китайцев было намного меньше, а в столицах они появились лишь в начале ХХ века. О жизни китайцев в дальневосточных городах нам известно уже довольно много, а вот о китайцах в европейской части России пока только приходится собирать сведения. В совместном проекте историка Анастасии Усовой и Магазеты мы попытаемся пролить свет на темные пятна китайской истории Москвы.

Оказавшись в Москве, студенты Университета трудящихся Китая, сталкивались с абсолютно новыми реалями, в том числе и бытового плана. И несмотря на проблемы с безопасностью, для большинства из них учеба в России предлагала более высокий уровень жизни, чем тот, к которому они привыкли дома. Бытовые условия и студенческая жизнь вполне устраивали практически всех китайских революционеров. О бесплатном проезде из Китая в Москву мы уже говорили, также бесплатными были для всех студентов питание, одежда, жилье, медицинское обслуживание и отдых.

Гоголевский бульвар
Гоголевский бульвар 14 (2016). Фото: Лена Килина

Поначалу студенты, приехавшие учиться в Москву, жили прямо в здании университета на третьем этаже главного учебного здания. Но в связи с увеличением количества учащихся, спальни были переделаны в учебные аудитории, а студентов расселили по общежитиям: в доме номер 16 в Гагаринском переулке (дом не сохранился), Гоголевский бульвар № 14, на Петровке и на Ильинке (номера домов установить не удалось). По отзывам студентов, комнаты были чистыми, удобными и аккуратными.

Общежитие сначала располагалось на третьем этаже учебного здания — в бывшей 1-й гимназии по адресу: Волхонка дом 16 (сейчас Большой Знаменский переулок дом 2 строение 3). Источник: pastvu.com

Вот как вспоминал о жизни в общежитии Шэн Юэ: «Когда я приехал в университет, меня направили в общежитие на улице Петровка. Оно находилось в здании, которое при царе было резиденцией великого князя. Молодому деревенскому парню, каким был я, этот дом со сверкающими перед глазами прекрасными канделябрами казался царским дворцом. Я был очень доволен своим жилищем, но вскоре это здание было обращено в женское общежитие, и мне пришлось переехать в менее солидное место». [1]

Среди студентов было немало семейных пар, поначалу они жили отдельно в мужских и женских комнатах, но после запроса со сотроны китайских студентов, было организовано семейной общежитие: «Такая великодушная политика не только заслужила одобрение женатых студентов, но и привела к тому, что многие неженатые студенты завели себе любовниц. В результате этого быстро появились как законные, так и незаконные представители второго поколения». [2]

Трамвайный поезд спускается к Театральной площади
Трамвайный поезд спускается к Театральной площади (1927). Источник: maxkatz.livejournal.com

До университета студенты обычно добирались на трамвае, для этого им выдавались месячные проездные билеты, но действовали они лишь до восьми часов утра, поэтому если кто-то просыпал, то за билет платил уже сам студент. Те, кто жил недалеко, ходили пешком, с чем, кстати, связаны не очень приятные истории из жизни Москвы того времени.

Некоторые студенты жили в общежитии на Ильинке и в университет они ходили через Александровский сад. «По вечерам он был плохо освещен, и именно там занимались своим ремеслом проститутки. Многие из проституток, по сравнению с довольно хрупкими китайскими студентами-мужчинами были громадными и неуклюжими амазонками, которые к тому же отчаянно нуждались в деньгах. Две такие мускулистые девицы однажды буквально похитили китайского студента, которого сначала ограбили, а потом отпустили. После этого случая мы обходили стороной Кремлевский парк и старались ходить группами, чтобы уменьшить риск ограбления». [3]

Студенты в буфете (1925). Источник: fishki.net/2305438-sovetskij-obwepit.html

При поступлении в университет каждому студенту выдавался комплект одежды: костюм, пара туфель, пальто, рубашку, платки; а также все необходимое для повседневной жизни: полотенца, мочалку, расческу, сапожную щетку, мыло, зубную щетку и пасту, а единственными предметами одежды, которые студенты покупали сами, были головные уборы и галстуки. С. В. Голицын в своих «Записках уцелевшего» писал, что «студенты обоих вузов (КУТВ и УТК – Прим. автора) ходили в дешевых темно-синих костюмах …». [4]

Сами же студенты так описывали свой внешний вид: «<…> мы следовали общепринятой моде. Обычно мы носили глухие пиджаки, как у Ленина, либо национальные украинские рубашки синего цвета, которые застегивались на левую сторону, хотя нам выдавали также и европейские костюмы. Зимой, когда было ужасно холодно, нас снабжали зимними пальто и теплыми шапками. Выдавали также ботинки для снежной и дождливой погоды и сандалии на лето». [5]

Вид на храм Христа Спасителя из Большого Знаменского переулка, куда ходили заниматься физкультурой. Источник: pastvu.com

Ели студенты в университетской столовой. В 1925 году в начале существования университета для учащихся было организовано пятиразовое питание, но вскоре сами учащиеся попросили «отменить послеобеденный чай и вечернюю закуску, так как не привыкли есть пять раз в день». [6] Просьба была выполнена, и питание стало трехразовым : «обильным по количеству и очень высоким по качеству. На завтрак, например, нам давали яйца, хлеб с маслом, молоко, колбасу, чай, а иногда даже икру. Мне кажется, что и богачам вряд ли подавали где-либо более обильные завтраки, чем у нас. Вдобавок, служащим университета так хотелось произвести на студентов благоприятное впечатление, что когда мы устали от русской пищи, они поспешили нам угодить, пригласив на службу китайского шеф-повара. С этого времени у нас появился выбор – русская или китайская кухня». [7]

Премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в кинотеатре "Художественный"
Премьера фильма «Броненосец «Потемкин» в кинотеатре «Художественный» (1926). Источник: pastvu.com

Администрация университета заботилась и об отдыхе своих подопечных. Организовывались спектакли и концерты в самом ВУЗе, показывали кино, для выступлений приглашали балетные труппы, лучших музыкантов того времени, а также известных актеров и актрис. Студентам давали билеты на знаменитые оперы.

Также в университете было множество кружков, «включая музыкальный, волейбольный, баскетбольный, верховой езды, стрельбы из лука, плавания, фотографии, катания на коньках, а также танцевальный и туристический.» [8] Кстати физкультурой студенты занимались и во время учебы: каждый день в 8 часов они делали зарядку на площадке перед храмом Христа Спасителя.[9]

Для заглавной иллюстрации использовано фото футбольной команды атлетической ассоциации китайских студентов в Ванкувере в 1925 году. Источник: City of Vancouver Archives/AM 108-S4-: CVA 689-68.

Топография китайской Москвы

История китайцев в Москве

 

Примечания

  1. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 104.[]
  2. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 104.[]
  3. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 105.[]
  4. Голицын С. Записки уцелевшего. Роман в жанре семейной хроники. М., 2016, с. 231.[]
  5. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 103[]
  6. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, с. 101-102[]
  7. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 103[]
  8. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 106[]
  9. Шэн Юэ. Университет имени Сунь Ятсена в Москве и китайская революция. Воспоминания. Перевод с английского Л.И. Головачевой и В.Ц. Головачева. М., 2009, С. 44[]
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
РЕКЛАМА

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Усова Анастасия закончила Институт стран Азии и Африки по специальности "история Китая", всегда занималась русско-китайскими отношениями: интересовалась культурой русской эмиграции в Харбине в 30-е годы ХХ века, а потом сменила ракурс и написала диссертацию об истории китайцев, маньчжуров и дауров в Зазейском крае во второй половине XIX века. Вела разнообразные курсы по истории Китая в Российском университете дружбы народов и Институте стран Азии и Африки. Два года жила в Шанхае и увлеклась архитектурой этого города. Но интерес к истории жизни китайцев в России не ослабел до сих пор.

3
Оставить комментарий

avatar
2 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписчики
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
0 Авторы комментариев
Александр МальцевНата ЛиLarisa Chernikova Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новые старые популярные
Уведомления на
Ната Ли
Гость
Ната Ли

Текст очень хороший, но исправьте, пожалуйста, ошибки. Вряд ли китайские студенты смотрели на балетные трупы. Наверное, на труппы все-таки.

Александр Мальцев
Гость
Александр Мальцев

спасибо, исправили!

Larisa Chernikova
Гость
Larisa Chernikova

Очень интересно и информативно! Супер-супер! Огромное спасибо!