Коммунистический университет трудящихся Востока · 3

В России во второй половине XIX века и до конца 30-х годов ХХ века существовала очень большая китайская диаспора, правда, в основном, китайское население проживало на Дальнем Востоке. В европейской части страны китайцев было намного меньше, а в столицах они появились лишь в начале ХХ века. О жизни китайцев в дальневосточных городах нам известно уже довольно много, а вот о китайцах в европейской части России пока только приходится собирать сведения. В совместном проекте историка Анастасии Усовой и Магазеты мы попытаемся пролить свет на темные пятна китайской истории Москвы.

Студенты КУТВ в 1930-е. Источник: из личного архива Шахбазовой В. К.

Право на труд

В прошлых публикациях мы уже рассказали о том, как было организовано обучение и как китайские студенты оказывались в стенах КУТВ. А теперь давайте посмотрим, на что жили и как проводили свой досуг юные революционеры Востока.

Студентам выплачивалась стипендия. В 1936 году она составляла 192 рубля для учащихся и 250 рублей для аспирантов КУТВ (средняя зарплата в СССР в то время составляла около 200 рублей). Некоторые студенты имели возможность работать, в основном, они занимались переводами. По воспоминаниям одного из вьетнамских студентов, за перевод в университете платили 3 рубля за страницу, за перепечатку текста на машинке – 1 рубль, таким образом у некоторых учащихся были дополнительные деньги к стипендии, которые они тратили на свой отдых, например, «на берегу Москвы-реки ели шашлыки и пили красное вино».

Цюй Цюбо берет интервью у В. И. Ленина в 1921 году. Работа 2008 года. Источник: news.xinhuanet.com

Правда, такую жизнь могли позволить себе не все, а в начале 20-х годов, она была вообще невозможна из-за экономической ситуации в стране. Для сравнения приведем здесь воспоминания Сяо Цзиньгуана, который учился в КУТВ вместе с Лю Шаоци:

«Наша жизнь в период учебы в СССР была очень трудной. В то время еще существовали социалисты-революционеры и анархисты, творящие свои грязные дела и несущие разрушения. Мы днем ходили на занятия, вечером дежурили на улицах, а по воскресеньям еще и работали. Все, кто дежурил на улицах, ежедневно получали от 250 до 500 граммов черного хлеба, иногда он был покрыт зеленой плесенью, иногда в нем попадались веревки, когда эту веревку выдернешь, то внутри остается большая дыра. Мы – все иностранные студенты – получали паек красноармейца. В Советской России в то время паек красноармейца был самым высоким во всей стране… в день он составлял один кусок черного хлеба, равный двум кулакам, и несколько картошек. Днем во время обеда похлебка – капуста, вареная картошка, иногда давали селедку. Во время раздачи обеда каждому давали по одному черпаку. Это были очень голодные дни».

Одежда и обувь выдавалась бесплатно, но всегда ощущалась нехватка теплого белья и теплой обуви, особенно тяжело было в начале 20-х годов: одежда и обувь «были подарены нам рабочим классом Европы. Кожаная обувь – рабочими Англии, каждый получал по одной паре, эта обувь была очень тяжелой, одеваешь размер, который тебе велик, нос ботинка загибается вверх. Зимой носили одежду, сшитую из тонкой холщовой ткани желтого цвета, каждому полагалось также по военной шинели, комплекту кожаной обуви, остроконечной буденовке с красной звездой. Ложились спать, прижавшись друг к другу, все скучивались, чтобы согреться, так как на каждого было по шинели и одеялу».

Особое внимание руководством КУТВ уделялось производственной практике иностранных студентов, которую они должны были проходить на различных предприятиях как в Москве, так и в других городах CCCР. Обычно она длилась три или четыре месяца и была призвана, с одной стороны, дать возможность проверить свои знания на практике и получить навыки общественно-политической работы, а с другой стороны преследовала исправительно-воспитательные цели – “воспитание трудом. Особенно в период развернувшихся кампаний партийных чисток”.

В здании слева от редакции газеты “Известия” располагалась учебная часть КУТВ и учебные аудитории. Дом не сохранился. Источник: pastvu.com/p/26662

Право на отдых

Летом учащиеся КУТВ имели возможность провести 3-4 недели в доме отдыха или санатории в Подмосковье, Крыму или в одном из городов Кавказских Минеральных Вод. Кстати, именно во время летних каникул на отдыхе Эми Сяо и Чэнь Цяонянь, сын Чэнь Дусю, перевели на китайский язык «Интернационал».

Во время учебного года для студентов организовывались экскурсии по памятным местам и музеям Москвы и Ленинграда. В Москве в экскурсионную программу обязательно входили Кремль, Мавзолей Ленина, Музей революции. Также учащихся водили для знакомства с работой в различные государственные и партийные учреждения, школы, высшие учебные заведения, фабрики, заводы, детские сады и т. д.

В выходные дни студенты могли самостоятельно ходить в музеи и парки, кататься на коньках и лыжах. При КУТВ был организован театр, где ставились самодеятельные спектакли и играли сами студенты. О создании этого студенческого театра оставил воспоминания Назым Хикмет:

«Я был студентом Коммунистического университета трудящихся Востока и в нашем коллективе меня выбрали заведовать студенческим клубом. Мы создали при университете театральные кружки разных национальностей, а учились у нас представители шестидесяти народов, и вот я отвечал за работу всех этих коллективов: башкирского, узбекского, корейского, китайского и многих других.

Я попросил Мейерхольда помочь нашему клубу и прислать в КУТВ одного из своих режиссеров. Почему я обратился именно к Мейерхольду? Мне казалось, что его понимание искусства особенно близко нам и он обязательно поможет создать в КУТВе театр остро агитационный и подлинно художественный. Именно в таком театре мы и нуждались.

Я уже тогда понимал, что Мейерхольд, опираясь на традиции русского, театра, вбирает и элементы театров Востока. Одна из излюбленных его мыслей в том и заключалась, чтобы каждый национальный театр, корнями уходя в жизнь народа, в свои театральные народные традиции, в фольклор, умело сочетал подлинно новую выразительность с элементами традиционности — доступной, дорогой, близкой широкому трудовому зрителю каждого народа. <…> Мейерхольд подробно расспросил меня обо всем, выслушал наши пожелания и послал в КУТВ своего талантливого режиссера Николая Экка, с которым мы близко сошлись и создали свой студенческий театр «Метла».

“Пособие по тактике” КУТВ. Источник: 北投埔林炳炎

Партийная жизнь

Надо сказать, что в то время студенческая жизнь была очень политизирована, и никто из студентов не мог избежать конфликтов внутри университета. Одним из ярких примеров является борьба с московским отделением Компартии Китая, которая существовала еще с 1920 года. Ее возглавлял Ло Инун, который смог установить авторитарный контроль над московским отделением КПК. Как только студенты приезжали в Москву, они тут же попадали под влияние этой группы, которая считала, что партийная и общественная работа важнее, чем учеба.

Совершенной неожиданностью для нас, приехавших в Москву, в университет, чтобы учиться, овладевать марксистско-ленинской теорией, явилось то, что нам начали внушать, будто читать книги, стараться в учебе – плохо, ибо это “академизм”, будто изучать русский язык “нежелательно”, так как нам нужно скорее возвращаться на родину для практической работы, долго задерживаться в СССР не следует, а за короткое время выучить русский невозможно”.

Чем же должны были заниматься студены вместо учебы? Основными задачами были “<…> боевое воспитание, “железная дисциплина”, “абсолютное повиновение”, “пролетаризация мышления”, “пролетаризация поведения”, “нравственное очищение от мелкобуржуазности и интеллигентщины”.

Для этого в любую минуту к любому студенту мог подойти “человек с карандашом и блокнотом в руках” и начать говорить на политические и бытовые темы, задавая провокационные вопросы. Все ответы записывались и доводились до сведения руководства московского отделения КПК, а потом на “собраниях критики” каждого студента “прорабатывали”, выдвигая самые разнообразные обвинения.

Таким положением дел были недовольны как сами студенты, так и администрация и преподаватели КУТВ, но ликвидировать эту организацию смогли лишь в 1926 году уже в Коммунистическом университете трудящихся Китая им. Сунь Ятсена (КУТК). В то время в Москву приехало много “энергичных молодых людей”, которые мечтали построить здесь политическую карьеру, а “московская секция” им явно мешала. В итоге летом было проведено очень бурное собрание, на котором руководство УТК объявило от имени ИККИ и ЦК ВКП(б) о ликвидации Московского отделения КПК.

Политическая борьба за власть среди студентов на этом не закончилась. Но это уже происходило в стенах другого коммунистического университета – КУТК.

Китайские студенты и преподаватели КУТВ:

(в скобках указан псевдоним)

Бу Шицзи (Пролетариев)
Ван Жофэй (Немцев)
Ван Жэньда (Август)
Ван Ифэй
Гао Фэн (Филиппов)
Го Чжаотан (Го Шаотан, Евгений Куо, Жан Папюк, А.Г. Крымов)
Гуань Сянъин (Стеклов, Пионер, Пионеров)
Дэн Сяопин (Крезов, Дозоров)
Е Тин (Евсеев)
Е Цзяньин (Юхнов)
Жэнь Биши (Бринский, Чэнь Линь (в русской транслитерации: Чжен-Лин или Чжэн Лин)
Жэнь Чжосюань (Рафаил)
Лю Шаоци
Ло Инун (Бухаров, Ло Цзяо)
Лю Боцзянь (Шерстинский)
Не Жунчжэнь (Зорин)
Сяо Цзычжан (Сяо Сань)
Цай Чан (Роза Николаева)
Цзинь Мин (настоящее имя – Юй Чжоцзюнь)
Цзя Цунчжоу (Кузнецов, Луговой)
Цзян Гуанцы (Уткин)
Цюй Цюбо (Страхов)
Чэнь Вэйи (Чехов) и другие

Источники:

Ариничева Д. А. Китайские революционеры в Советской России (1920-1930-е годы). М., 2015.
Го Шаотан (Крымов А.Г.) Историко-мемуарные записки китайского революционера. М., 1990, с.162.
Назым Хикмет. На службе революции.
Панин Е. В. Материально-бытовые условия жизни студенчества интернациональных и национальных коммунистических университетов советской России (1920-1930-е гг. ) // Теория и практика общественного развития. 2012. №3. с. 167.
Соколов А. А. Коминтерн и Вьетнам. Подготовка вьетнамских политических кадров в коммунистических вузах СССР (20–30-е годы). (Историко-политический очерк). М.,1998, с. 53-54, 108.
Спичак Д.А. История подготовки кадров компартии Китая и Гоминьдана в московских учебных центрах Коминтерна: цели, методы, результаты (1921-1939 гг.) Автореферат. Москва, 2010.
Титов А.С., Усов В.Н. Лю Шаоци // Вопросы истории 1989. № 8.

Для заглавной иллюстрации использована обложка журнала “Революционный Восток”, который выпускала научно-исследовательская организация при Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И. В. Сталина, выпуск №2, 1927 год. Источник: alter-vij.livejournal.com.

Автор: Анастасия Усова

История китайцев в Москве

«Шафранная» Москва 1920-х · 1
«Шафранная» Москва 1920-х · 2
Где учились китайские революционеры в советской Москве
Коммунистический университет трудящихся Востока · 1
Коммунистический университет трудящихся Востока · 2

Фото аватара

Автор: Анастасия Усова

Усова Анастасия закончила Институт стран Азии и Африки по специальности "история Китая", всегда занималась русско-китайскими отношениями: интересовалась культурой русской эмиграции в Харбине в 30-е годы ХХ века, а потом сменила ракурс и написала диссертацию об истории китайцев, маньчжуров и дауров в Зазейском крае во второй половине XIX века. Вела разнообразные курсы по истории Китая в Российском университете дружбы народов и Институте стран Азии и Африки. Два года жила в Шанхае и увлеклась архитектурой этого города. Но интерес к истории жизни китайцев в России не ослабел до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *