20 декабря в Макао отмечали 19-летнюю годовщину передачи города Китаю. В преддверии празднования прошел традиционный международный парад. В этом году организаторы обратились к мифологии Китая и португалоязычных стран: китайскую культуру представляла богиня Нюйва, бразильскую — «защитник леса», Восточный Тимор — крокодил, Португалию — петух Барселуш, а сам Макао — богиня Мацзу. Но парад отражает не только культурное разнообразие стран бывшей Португальской империи, но и надежду Пекина вернуть Макао статус окна в лузофонский мир.
Двусмысленное положение
Суверенитет над Макао большую часть истории оставался открытым вопросом. В 1557 году, когда Минская империя позволила португальцам поселиться на клочке земли в устье Жемчужной реки, она пыталась убить сразу несколько зайцев: португальцы должны были стать и преградой для пиратских набегов, и фильтром для других европейцев.
Португальцы платили аренду китайским властям вплоть до 1849 года, когда в результате вооруженного конфликта была провозглашена независимость Макао от Китая. До этого в течение трех столетий португальская власть была значительно ограничена китайской. Хотя португальцы и управляли городом, вопросы землепользования оставались в руках представителей императорской власти. Китайцы, составляющие большую часть населения, платили налоги китайцам, судебные споры с участием китайцев рассматривались китайскими властями, а в случае конфликтов с иностранцами, китайцы просто перекрывали снабжение города.
Первое столетие — золотой век Макао — и китайцы, и португальцы пожинали плоды исключительного положения порта в международной торговле. Морские пути соединяли Макао с Лиссабоном через Гоа, с Нагасаки, с Мексикой через Манилу и с Тимором. Основные товары из Китая — шелк, текстиль и фарфор, в Китай — серебро. Торговля была выгодна и китайской, и португальской стороне, наживались на ней и компрадоры — сертифицированные китайские посредники, и многочисленные контрабандисты.
Но свое геополитическое преимущество Макао начал утрачивать уже в середине 17-го века: японцы запретили торговлю с иностранцами, тем самым уничтожив самый прибыльный маршрут португальцев. А утрата привилегий в торговле с самими китайцами в конце века стала еще одной причиной снижения значимости Макао. В середине 19-го века с основанием Гонконга с его более глубокими гаванями претензии Макао на значимое место в международной торговле сменились перспективами локального значения.
Хотя юридически китайцы утратили свои права в Макао в середине 19-го века, их влияние сохранялось, так как большая часть и населения, и бизнеса были китайскими. После прихода коммунистов китайское влияние на жизнь города осуществлялось также через профсоюзы, но при этом местное население предпочитало сохранять статус-кво независимой от КНР территории. Впрочем, он устраивал и Пекин.
95% этнических китайцев
Как и в 16-м веке, так и в 21-м большинство жителей Макао — этнические китайцы — в основном выходцы из Гуандуна, говорящие на кантонском диалекте. Основный приток населения также обеспечивается мигрантами из соседней китайской провинции — уровень рождаемости здесь один из самых низких в мире.
В 1999 году, когда Макао был возвращен Китаю, из 450 000 населения почти 100 000 человек имели португальские паспорта, хотя доля португальцев и маканезов — «детей португальских колоний» (потомков смешанных союзов португальцев, китайцев, малайцев, индийцев и японцев) — составляла и составляет около 2%.
Сейчас в Макао проживает не более 8000 тех, что считает себя маканезами, еще около 20 000 из них живут за границей — в основном в США и Канаде. На маканском языке разговаривают лишь около пяти десятков стариков — он начал исчезать еще при правлении Португалии, а сейчас находится на грани исчезновения.
Как и маканезы, маканский язык — это плоды культурного смешения, к которому привела португальская морская экспансия. Так как китайские женщины были практически недоступны для португальцев в Макао, то жен привозили из Гоа, Малайзии и Японии. Другую группу маканезов составляли китайцы, обратившиеся в христианство, не смотря на отсутствие португальской крови, они принимали и португальские обычаи, и язык, становясь частью местной христианской общины.
Почему в 1999?
Де-юре существование Португальской империи могло прекратиться намного раньше: Макао оставался последней «колонией», но его передача могла состояться еще в конце 1970-х.
То, что ни Макао, ни Гонконг являются не колониями, а неотъемлемой частью Китая, было признано в 1972 году после принятия КНР в члены ООН. Спустя два года, после революции гвоздик, Португалия начала процесс деколонизации — предложение о возврате Макао поступило и КНР, но Мао Цзэдун отказался. Вероятно, в то время возвращение Макао не представляло стратегического интереса — через город за рубеж шла тонкая струйка китайского экспорта.
Переговоры о возвращении начались в 1986 году; они были менее напряженные, чем соглашение о передаче Гонконга. Португальская сторона предлагала вернуть Макао Китаю либо сразу же — в 1987, либо дождаться 2007 года — 450-летнего юбилея португальского форпоста. Китайская сторона отказалась от обоих вариантов. В результате был выбран 1999 год — для Португалии было важно, чтобы дата была позже передачи Гонконга. Как они многократно подчеркивали во время переговоров, в отличие от Великобритании, они в течение 300 лет исправно платили за пользование землей.
Несмотря на то, что Макао спустил португальский флаг, он остается все теми же воротами между двумя культурами, каким он виделся в 16-17-м веках. И если раньше европейцы смотрели через него на Китай, но вполне возможно, он сможет стать выходом для Китая в лузофонский мир. По крайней мере, такие перспективы кажутся привлекательными местной администрации, которая в 19-ю годовщину возвращения Макао Китаю вспоминает об общем португальском прошлом с Бразилией, Восточным Тимором, Анголой, Мозамбиком и другими.
Для заглавной иллюстрации использовано фото Алины Кочетовой.
Материал подготовлен при участии Управления по туризму правительства Макао в России.
Еще больше публикаций о Макао
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.