Одним диссидентом меньше

В середине июля 2017 года волны Бохайского залива поглотили прах одного из самых противоречивых людей китайской современности — Лю Сяобо. Сообщения о его кончине прошли в качестве главных новостей крупнейших мировых СМИ, не осталось незамеченным событие и в Китае: чтобы почтить его память, многие просто выкладывали фотографии его или его книг в соцсетях с указанием годов жизни — 1955-2017. Кем же был главный китайский диссидент?

Скандальный литературный критик в прошлом и человек, спасший жизни многих во время жарких событий лета 1989 года, Нобелевский лауреат и враг государства, он последнее десятилетие провел в заключении в городе Цзиньчжоу провинции Ляонин и лишь в конце июня был переведен для лечения Шэньян. Через три недели он скончался от рака печени в последней стадии.

Трудно представить, как чувствует себя человек, жертвующий свою личную свободу во имя свободы общей, и можно до бесконечности спорить о целесообразности его попыток демократизации китайского общества, но не нельзя не признавать его храбрости и честности перед собой и другими. Он выбрал непростой путь, но оставался верен ему до конца, принеся в жертву не только свое здоровье и жизнь, но и благополучие своих близких.

Родился Лю Сяобо в 1955 году в Чанчуне (провинция Цзилинь), в семье интеллектуала и коммуниста. С 1970 по 1973 год он провел во Внутренней Монголии, куда его отца сослали в рамках кампании по «перевоспитанию» интеллигенции. По его собственным словам, он был очень благодарен Культурной революции за эти годы свободы от учебы — тоже своего рода рабства, которого ему, сыну профессора университета, было не избежать. Так как единственной доступной литературой в эти годы были лишь сочинения Маркса, то глубокое знакомство с 40 томами его публикаций позволило Лю в дальнейшем изучить труды крупнейших западных философов.

В 1982 году он закончил факультет китайской литературы Цзилиньского университета, где вместе с еще шестью студентами создал поэтическое общество: в числе его сподвижников был и Ван Сяони.

После окончания бакалавриата Лю Сяобо поступил в магистратуру Пекинского педагогического университета, а после там же закончил докторантуру. В магистратуре он активно публикуется и принимает участие в критическом обсуждении литературы постмаоиского Китая. Особенно он привлекает к себе внимание интеллектуальной среды в 1986 году, когда Лю выступает на конференции, организованной Китайской академией общественных наук, где буквально кричит о кризисе современной литературы, обвиняя писателей в отсутствии индивидуальной сознательности.

Его речь была опубликована в газете Shenzhen Youth Daily, а его неожиданное появление на интеллектуальной сцене Китая заработало ему прозвище «черной лошадки». Однако его критические замечания в отношении литературной элиты того времени вызвали определенное неприятие у конкретных людей — и почти на год его фактически лишили возможности публиковаться.

В 1988 году Лю Сяобо блестяще защищает докторскую диссертацию «Эстетика и свобода человека». Он, будучи страстным оратором, пользуется популярностью среди студентов — так на его защиту собирается более сотни слушателей. После защиты помимо степени он получает приглашение от альма-матер читать лекции, а также публикует свою диссертацию (читать на китайском здесь).

В августе того же года Лю Сяобо уезжает в Норвегию на три месяца читать лекции в Университете Осло. Спорная академичность лекций и постоянные стычки с руководством университета заработали ему репутацию «злого молодого человека» (в 1988 году ему 33 года). Его безбашенность, которая так привлекала студентов в Пекине, абсолютно шла в разрез и с нормами поведения китайской интеллигенции, и представлениями о ней у западных синологов.

После Норвегии он получает приглашение читать лекции в Гавайском университете, где за три месяца пребывания он пишет невероятное количество статей, одна из которых превышала 60 000 иероглифов (80 000 — объем докторской диссертации). А в начале 1989 года Лю получает приглашение в Колумбийский университет, где его и застанут студенческие демонстрации.

В США Лю Сяобо активно общается китайскими эмигрантами, многие из которых также обеспокоены судьбой своей страны, а также принимает участие в симпозиуме, организованном Орвиллом Шеллом, куда были приглашены представители интеллектуальной элиты КНР, Тайваня и китайской эмиграции в США для обсуждения будущего Китая.

В это время в Пекине разворачиваются студенческие демонстрации: Лю Сяобо понимает, что его место рядом с ними, и принимает решение вернуться домой, хотя изначально планировал задержаться за рубежом до 1990 года. Несмотря на то, что он яростно критикует выступивших студентов в неспособности в самоорганизации и невозможности использования демократических методов управления в рамках движения, он считает нужным находится рядом и даже присоединяется к начавшейся голодовке студентов.

В первых числах июня, когда ситуация достигает максимального напряжения, власти принимают решение о введении войск. Лю Сяобо инициирует переговоры с командованием и студенческими лидерами, уговаривая и тех, и других пойти на компромисс и избежать кровопролития. По оценкам, это спасло жизни тысячам студентов. К слову, выступали они против кумовства, коррупции и отсутствия демократии.

Лю Сяобо арестовали через два дня: хотя у него была возможность уехать за рубеж, однако он предпочел остаться. После полутора лет следствия он был обвинен в подстрекательстве к контрреволюционной деятельности, однако так как он убедил студентов прекратить сопротивление, его освободили от наказания. После выхода из заключения он продолжил свою критическую и политическую деятельность, требуя власти признать ответственности в смерти студентов, погибших в июне 1989 года.

В мае 1995 года Лю Сяобо арестовали второй раз за сбор подписей к петиции, требующей властей переоценить события шестилетней давности и начать политические реформы. Его отпустили в феврале 1996 и опять арестовали в октябре того же года. На этот раз за «нарушение общественного спокойствия», вызванного написанием Декларации 10 октября о ненасильственном присоединении Тайваня.

В 2008 году его арестовали в последний раз — за составление Хартии-08, призывающей к политическим реформам и демократизации Китая. Хотя Лю Сяобо не был инициатором ее составления, после того как он присоединился к активной группе, он сыграл огромную роль не только в ее разработке, но и сборе подписей: всего ее подписало более 8000 человек — представителей китайской интеллигенции в стране и за рубежом. За это он был приговорен к 11 годам тюремного заключения, покинув его лишь в июня нынешнего года. Теперь уже навсегда.

В подготовке статьи использована публикация «Confession, Redemption, and Death: Liu Xiaobo and the Protest Movement of 1989» Geremie Barmé.

Для заглавной иллюстрации использовано фото Berit Roald/Reuters.

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.