Цивилизованный Китай: традиции и безликость

дракон

Цивилизованный Китай: традиции и безликость

Хотелось бы сразу отметить, что основная цель данного поста – узнать мнение сведущих людей (коих на Магазете предостаточно) относительно сочетания в современном облике китайской нации традиционности и новизны. Что все же превалирует? Как вы относитесь к прозападным изменениям в образе жизни и отчасти мышлении китайцев? Должен ли Китай становится всецело прокапитализированной страной со всеми вытекающими в культурном плане последствиями? Буду рад всем критическим замечаниям, так как описанные наблюдения являются весьма поверхностными и написаны под не очень хорошими впечатлениями от Ханчжоу. Спасибо.

На заднем стекле такси в Ханчжоу красуется надпись «我文明,我快乐», что в переводе на великий и могучий означает «я цивилизованный, и я счастлив»…

Сидишь вот в китайском Старбаксе на берегу Сиху в окружении цивилизованных китайцев, пьющих самый цивилизованный кофе в чайной столице своей родины, и невольно вспоминается надпись на стекле у таксиста. А что есть цивилизованность, товарищи?

Город Ханчжоу поставил вопрос о столкновении двух культур и цивилизованности наций очень остро в моей голове. Большой  мегаполис, лучший туристический город Китая, чайная столица КНР – в Ханчжоу есть все условия для комфортной, красивой городской жизни – рестораны, бары, клубы, бутики, дорогие машины, сети интернациональных кафешек.…Если все надписи сделать на английском, то окажешься в Чикаго, а если на русском – то в Москве. Современный мегаполис безлик, он не имеет национальности, он содержит в себе лишь глобализацию, интернационализацию и множество других «–цияшек». Но вопрос цивилизованность ли это? И заслуги какой цивилизации все эти высотные здания, неоновые вывески, уютные рестораны и удобные магазины?

После того как Китай с шумом (цыганами и оркестром), помпезно открылся, наконец, внешнему миру, естественно, изменился его традиционный облик. Прежде всего, Китай разбогател, вместе со страной начали богатеть и ее граждане. Наверное, расфуфыренная китайская молодежь слабо себе представляет, что такое есть чашку риса в день, а старики с неудовольствием вспоминают былые времена.

reka v kitae

Вместе с увеличением личного благосостояния миллионов жителей страны самым стремительным образом начали меняться и города, двигатели глобализации. Все это, с одной стороны, хорошо, ведь с открытостью и реформами пришла и образованность, и грамотность. Однако, с другой стороны, наблюдения за городскими жителями Поднебесной показали, что очень большая часть современных китайцев, особенно молодых, изо всех сил старается быть похожими на европейцев. Невероятные одежды, будто неумело скопированные с каких-то нелепых голливудских идолов, кафешки в западном стиле, с замуштрованными по книжкам об успешном ведении ресторанного бизнеса официантами.

devushka

Облик городов еще полбеды, от этого никуда не деться – на Западе умеют зарабатывать деньги из воздуха, почему бы и не перенять их опыт. Куда хуже те процессы, которые происходят в сознании нации. Китайцы, рядовые китайцы, по какой-то непонятной мне причине считают себя неполноценными, ущербными что ли, и, если уж не совсем отсталыми, то, как минимум, отстающими от Запада по развитости, культурности, цивилизованности и даже по показателям физической красоты. Если аляпистые наряды в подражание европейской нации вызывают умилительную снисходительную улыбку, то истории о том, как состоятельные китайцы тратять миллионы на пластику глаз просто удивляют. В разговоре китайцы прямо заявляют, что считают европейцев красивее себя, что хотели бы иметь прямой нос, русые волосы, голубые глаза и т.д. При этом осознавая свою физическую «как бы недоразвитость», некоторые не столь образованные представители китайского общества (а таких много), переносят «некрасивость внешности на некрасивость внутренности», то есть не перенимают все еще достаточно сильные культурные традиции своего народа, предпочитая традиционности «западный образ жизни». Это проявляется на всех уровнях – вилка вместо палочки, спортзал вместо цигуна в парке, карьеризм в ущерб семье.

Причины происходящего вполне очевидны, противостоять натиску западной поп-культуры в условиях информационного общества едва ли кто-то сможет, а любые попытки ограничивать доступ граждан к тем или иным ресурсам будут восприниматься и трактоваться как цензура и ущемление прав человека (все помнят громкие скандалы о запрете Ютуба и разбирательств с гуглом в Китае).  Да и неважны эти причины, важны последствия.

Хочется верить, что все же под «призывами к цивилизованности» понимается не копирование западного образа жизни и западных ценностей, а стремление к окультуриванию общества, его гармонизации, повышению уровня образованности и  воспитанности.

Китай внемегаполисный все еще достаточно сильно сохраняет свой традиционный облик. Под традиционным обликом здесь понимается имперский патриархальный Китай и не традиционные наряды, а те внутренние ментальные устои, которые держали эту нацию единой и неделимой на протяжении 4 тысячелетий.

Многие семьи несмотря на запреты государства и партии и не взирая на денежные штрафы все же заводят и второго и третьего ребенка, объясняя это тем, что “нет хуже горя и стыда, чем умереть в одиночестве”. Люди все же в большинстве своем знают и гордяться своей историей, философией, на подсознательном уровне понимают уникальность своей культуры.

Очень хочется, чтобы китайское общество все же нашло грамотный баланс, сумело выбрать истинно китайский срединный путь в этом бешеном потоке информатизации, сохранило ту специфику, которая так сильно отличает их в культурном плане.

Видео: привычная и будничная картина в китайском парке (Фучжоу, парк Сиху)

Фото аватара

Автор: Олег Калинин

Военный переводчик китайского языка. Изучая язык в постоянной борьбе с режимом и бюрократией, в итоге, вышел на путь чая, чему очень рад. Вот уже несколько лет занимаюсь чайной и околочайной деятельностью.

31 комментарий

  1. хотелось бы оставить своё мнение о роли деревни в сохранении традиционной культуры, или, вернее будет сказать в процессе симбиоза традиции и влияния Запада (то бишь глобализации), поскольку никуда нам от этой “дружбы” традиционного и глобального, на мой взгляд, уже не деться.
    Роль деревни в этом смысле бесконечна. Во-первых уже потому, что в деревнях проживает значительная часть населения. А там где организованно проживают люди, складывается и своя культура. В России, например, деревня очень сильно отстаёт от города (в финансовом плане, в плане образования, уровня жизни и культуры её жителей), но ведь это же граждане нашей страны, такая же её часть как и горожане. Вместе с тем это различие в “культурах” города и деревни я считаю всё же определяющим: мы всё стремимся догнать Запад, когда на самом деле нам следовало бы попробовать догнать деревню, как бы парадоксально это ни звучало. Здесь, конечно же, необходимо уточнить, что конкретно я имею ввиду под столь часто употребляемым мной словом – деревня.
    Под “деревней” здесь я имею ввиду традиционные ценности, народную мудрость и промыслы, которые живы до тех пор, пока живы отдельные их “носители” – наши старики.
    А то боимся глобализации, боимся того, что она нас обезличит, имея при том под боком своё спасение. Забросив его, забыв и чуть ли не уничтожив.

    А что до такого вопроса, как ” Что Россия дала миру?”, то я считаю грубым и непростительным задавать его вслух. Весь мир бьётся над тем, чтобы разгадать такой феномен как “русская душа”, жуёт тульские пряники и запивает их чаёчком из самовара, а вы тут задаёте такие вопросы!.. а если скажете мне, что ваш вопрос не относился к чему-то материальному, спросите “что дала Россия миру в плане духовном? что-то я не вижу достижений отечественных интелектуалов среди паутин “страбаксов”!”, то я вам отвечу что нам самим пора прекращать говорить о том, что Россия кончена. Пора каждому лично, самолично, проявив гигантское усилие воли прекращать с культурой потребительства, которая расшатала фундаменты наших душ. Это же не только к России относится…Нужно искать корни: в родном языке, в обычаях и традициях, носителями которых являются коренные жители да узкие специалисты(то есть очень малое количество человек, в сравнении с теми, кто успел добраться лишь до “первого уровня” – культуры вещизма). Не зря же мы именно в этих вещах пытаемся найти ключ к сердцу народа, потому что это истинно, а не выведываем названия улиц с “Мак-дсами”…хотя, опять же, и Маки никуда не выкинешь, кормят пол-мира..

  2. опасения вполне оправданы!)
    но насчёт “единой и неделимой” …хм, это на эмоциях видимо “опечатка”))
    бесчисленные переделы и размежевания всю древнейшую историю, до некоторых, относительно недавних пор.

  3. За что люблю родную Поднебесную – умение сочетать традиции и современность. В тоже самое время не стоит путать понятия “прокапитализма” и “окультуривания”, по крайней мере в этой стране. Да, здесь чёрт ногу сломит в том, где есть традиция, где социализм, а где отзвуки “гнилого капитализЬма”:) соглашусь с г-ном Далуном, шик всего этого микса лучше всего отражается в Гонконге, Макао, только я бы ещё добавил в ряд Шанхай. Как ни крути, но эти города на протяжении последних веков сами по себе приспособились смешивать восток с западом во всех смыслах. А что материк? Материк, как говаривал наш преподаватель:”до 80-х годов, по большей части, был на уровне, между ПГТ и селом. Только с населением побольше”. Действительно, дайте Китаю время, и всё встанет так, как надо – будут и традиции, и отзвуки запада в тех же пропорциях, что и в Гонконге. По крайней мере, страна точно знает, куда и к чему следует идти. А наша великая и могучая? То мы на запад рвёмся, то на восток, и везде хотим органично втесаться. Помнится, в одной книге в глаза бросилась фраза “А что же Русь-матушка? Мы вечно пытаемся встать в ровень с Европой, которая, если посмотреть абстрактно, повёрнута к нам “тыльной” стороной, повернувшись той же самой стороной к Азии, за которой будущее планеты”

  4. Грустно конечно признавать, что такое настроение имеет место быть в современном Китае, но я всё же думаю, что не всё так плохо. Китайцы, которые прекращают смотреть на себя “китайскими глазами” и пытаются копировать западные эталоны красоты, просто в некоторой степени мало образованы и наивны, как дети. Ведь русские тоже многие сделались под одну гребёнку. Все девчонки выкрашены гидроперидом, с искусственными “куриными лапками” (гелиевые ногти), штукатурки на всех, как грима у актёров, и уверены при этом, что это красиво и модно. Но ведь разумные люди понимают, что истинная красота, на самом деле, в естественности, индивидуальности. И ценятся как раз таки редко встречающиеся рыжеволосые кудряшки и тому подобные.
    Я живу в Пекине, и наоборот вижу здесь проталкивание в массы традиционности. Это даже своего рода модно, то о чём выше уже написал уважаемый dalong “Истинная традиционная культура при этом начала оживать среди миллионеров, богемы, золотой молодёжи.” А так всё равно рано или поздно все стекаются в столицу и другие большие города, думаю волноваться не стоит, здесь их городская богема вовремя успеет обработать и очистить от деревенских взглядов на то что красиво, а что нет.

    1. В Автобусе главное быть осторожным=) а то штукатуркой поранит при столкновении..
      Больше всего поражает клубная жизнь, народ потребляет а потом недвижимость…
      То что перенимают это факт,и не всегда позитивную сторону. Своего рода наверстывают упущенное..

  5. Меня расстраивает вот это: “В разговоре китайцы прямо заявляют, что считают европейцев красивее себя, что хотели бы иметь прямой нос, русые волосы, голубые глаза и т.д…”
    Т.е. – это практически указывает на то, что китайцы прекращают смотреть на самих себя же “китайскими глазами”, пытаются оценивать себя западными глазами, как же я не понимаю причитания некоторых красивых, именно восточной красотой, красотой своей нации, китаянок, которые плачутся, что глаза у них узки и подбородки округлы, а ведь именно их специфические азиатские черты делают их особенными и отличными от миллиона вырезаных кукол и куколок как среди европеек так и среди соседок японок и кореянок… ойле-ойле..(

    1. Я вот подумала, а чем может похвастаться Россия? Китай знаменит не только своим, грубо говоря, ширпотребом, где “мэйд ин чайнэ/чина” уже имя нарицательное, но и разными фэн-шуями с хотеями и колокольчиками на дверях, восточным календарем со всеми этими знаками зодиака, гаданиями по книге перемен (там нифига не понятно), йогой и разной борьбой, которую никак до ума не доведут, Брюсом Ли (его знают даже те, кто никогда ни одного фильма не смотрел)и… палочками с иероглифами. Может ещё маджонгом. А ещё пекинесами с чау-чау и шар-пеями. А я мечтаю о хохлатой (блин, и это та страна, которая знаменита своим собакоедством!?!)Кстати, вот палочки я бы у них отобрала, а то кушают как свинки.
      Ну так вот а чего дала миру наша Родина? Лично я гордость за нашу страну испытывала только за “Татушке”, когда увидела их клип в другой стране, и за Курникову, которую упрекали в бездарности, но печатали в глянцевых журналах благодаря “связям” с Иглесиасом… А ещё на пачках печенья информацию стали писать на английском – было приятно, что идёт на экспорт.
      Я это к тому загнула, что чтоб запад (то бишь Америка) нас, и китайцев, не задавил, у нас должны быть свои кумиры и идеалы, на которых бы мы равнялись и своя гордость в виде того же печенья, о котором думаешь, что оно такое вкусное, что за рубежом такого нету. А пока мы смотрим их нелепого гламурного Шопоголика, когда все наши глянцевые журналы пестрят заморскими звездами с довольными лицами, и везде и всюду реклама супер-пупер импортных средств, то как-то тянешься к этому всему счастливому, а своё кажется ущербным и плохим. Меня это тоже бесит, особенно когда клюнешь на какую-нибудь статью типо “10 самых красивых девушек” и… все американские звезды, причем некоторые даже неизвестные – ну вот зачем такое писать и вылаживать в русско-язычных источниках? Вот и веришь, что самые красивые там:-(. Наши Александрова и Кабаева ничуть не хуже, есть и другие симпатяшки, но их имён я не знаю. И подобной хрени хватает на китайский сайтах – иногда хочется порыться в их знаменитостях, так… знакомые западные рожи:-). Но… Китай слишком большой и всех поголовно испортить западом не так то просто, тем более с китайским особым мышлением: если они между собой не договорились на каком одном языке им общаться, то и любые другие изменения в свою жизнь так легко не пустят.

      1. да уж.. так “много” знаете о собственной Родине и Китае, просто поразительно

  6. Очень интересный пост и очень интересная тема! Давно пора ее обсудить.

    Мне удалось застать Китай в начале эпохи перемен, то есть конец 1980-х – первая половина 1990-х годов. В то время (конечно, я был тогда еще ребенком и подростком, многое знаю лишь по рассказам родителей и друзей) китайцы были серой массой: одевались одинаково, ездили на одинаково ржавых велосипедах, читали одну и ту же газету, хотя по-тихому слушали буржуазную Терезу Тенг. Трудно было сказать о них, что они являются носителями древнейшей культуры. Многие ее просто не знали. Главный итог культурной революции (кстати, сейчас в Китае празднуют начало 45-летия 大文化革命) в том, что в Китае, как это не парадоксально звучит, мало чего осталось традиционного, из старого Китая.
    Многие лаоваи воспринимают как проявления древней культуры то, что на самом деле является проявлениями “лаобайсинства”, необразованности и некультурности. Древняя культура жива, но едва ли она торжествует. Как это не странно, древняя культура, традиционность больше всего сохранились в Гонконге и Макао, до куда не добралась Культурная революция.
    Сейчас Китай тащится, в культурном плане, из деревни на Запад, как было верно отмечено автором, при этом заимствуя не самое лучшее. Истинная традиционная культура при этом начала оживать среди миллионеров, богемы, золотой молодежи. Но очень медленно и в очень урезанном виде.
    Мой знакомый китаец – интеллигент не в первом поколении (хорошее происхождение выдает фамилия 孔) на мой вопрос о том, нужно ли реставрировать древнюю китайскую традиционную культуры сказал, что ее нужно знать и пропагандировать, однако жить в тех культурных реалиях невозможно (при этом он напомнил про лотосовые ножки, которые были еще у его бабушки, обычай детьми отрезать часть мышц для кормления больных родителей и т.д.).
    Какой мой вывод из всего этого?? Китай, сохраняя остатки традиционной культуры, будет двигаться к европейскому образцу.

    1. Вот об этом я и говорил. Среднестатистический Китаец врятли захочет жить в тех культурных реалиях о которых говорит автор. Как и собственной любой здравомыслящий человек.

    2. Отличный комментарий!

      Да, Культурная Революция фактически уничтожила китайскую культуру – ну, она для того и была затеяна – уничтожив или маргинализировав практически всю интеллигенцию.

      я уже выше откомментировал тоже, что “лаобайсинская культура” – это не проявление китайской цивилизации. Проявление китайской цивилизации – это знание истории и текстов, прежде всего, а не закругленные крыши и баоцзы. Это имперское чиновничество… Такие люди есть и сейчас, но их немного.

      Разумеется, их никогда много не было, но если в средние века и в древности они сильно выделялись по всем показателям, и разрыв был огромен, то сейчас в глобальной деревне они одеваются так же, ездят на таких же машинах, едят в тех же заведениях, работают на тех же работах, что и некультурные лаобайсины, выбившиеся из деревни и нищеты за счет навыков, приветствующихся западной моделью достигаторства.

  7. в России в культурно-духовном плане совсем все плохо. мы даже не знаем, собственно, к чему нам двигаться. нет цели, одни мифы и легенды.мы разрушили, скопировали худшее, в итоге имеем то, что имеем – увеличение потребления алкоголя, рост наркомании и тд.

    китайцы же всегда могли не просто скопировать, а скопировать и привнести свое. взять хотя бы военную технику. у них же стратагемы есть, в конце концов.

    просто абсолютно точно, что все “достижения западной культуры” есть просто способ продаж продуктов этой культуры, и по совместительству, продажа идеи демократии, свобод, прав человека…все это может когда-нибудь боком выйти для центрального правительства

    1. Порой симбиоз “достижений западной культуры” и традиционных ценностей, например любви к детям, “выходит боком” в виде “маленьких императоров”, страдающих от ожирения.

  8. я тоже не претендуя на звание 中国通 вставлю пять копеек. Любое общество, которое “подтягивается” в экономическом развитии, подтягивается и в развитии культурном. Китай не был социалистическим (назовём его политарным, хотя это слово мало кому знакомо из не-историков), постепенно он стал перестраиваться на капиталистические рельсы, а вместе с тем начала перестраиваться и культура. Если вы хотите жизнь “как в Европе со старбаксами”, то вы, за неимением другого выбора, помимо копирования модели развития, захотите скопировать и сами старбаксы и т.д. То, что демократии не будет, китайцам сообщили в 1989 году, во всём остальном был предоставлен широкий выбор действий. И китайцы приступили к копированию, часто по-детски глупому и наивному, но абсолютно понятному. Разве в России не точно так же копируют Запад, при этом никто не говорит “такая древняя цивилизация, почему они считают себе ущербнее американцев”. Се ля ви

    1. заинтересовал термин “политарное общество”. действительно не знал. чтобы никто больше не терял времени и не гуглил, процитирую – “Что такое политаризм? «Этот особый антагонистический способ производства, качественно отличный от рабовладельческого, феодального и капиталистического способов производства, существовал не только в Азии, но и в древней Европе, Африке и доколумбовой Америке и Океании. Так как для этого способа производства характерны общеклассовая частная собственность, выступающая в форме государственной, и совпадение господствующего класса с ядром государственного аппарата, то лучше всего называть его политарным (от греч. политея – государство) способом производства, или просто политаризмом». конец цитаты. взято с http://chitalogoanatom.livejournal.com/2926.html (на всякий)

      1. на всякий случай советую познакомиться с работами историка Юрия Семёнова. Понятное дело, что интересующихся не много, но для тех, кому интересно, почему Советский Союз, а вместе с ним и Китай, никогда не были социалистическими, советую. К слову, Семёнов и является автором термина “политарный способ производства” http://scepsis.ru/authors/id_8.html

    2. Жень, в России точно так же об этом говорят, о тупом копировании Запада, и т.п.

      Но я согласен с твоими словами о том, что культурное копирование при экономическом неизбежно.

      Вопрос скорее в том, насколько это задевает глубинную традиционность общества, и его особенность, уникальность на безликой планете старбаксов и гипермаркетов?

  9. Спасибо за Ваш пост, Олег, до боли напиминает мой ход мыслей в своё время:)
    Не претендуя на звание “чжунго тун” вставляю свои пять мао. Хочу заметить, что китайцы – народ крайне практичный.
    Это к тому, что внешнее подражанее “западным”(или всё-такие сянганским/корейским?) ценностям и “фенечкам” ещё не обуславливает внутреннее отождествление с примерами подражания. Дань моде, так сказать…
    Тем не менее, некоторые слои общества (особенно стремительно увеличивающийся в размерах средний класс), эти дети вчерашних рабочих и крестьян (особенно последних), не имея неудовлетворённых базовых потребностей в условиях усиливающейся урбанизации стремяться лишь быть отличными от прочих.
    Хорошие новости таковы, что в Китае идеологический вакуум, появившийся с реформами активно заполняется контентом, неподконтрольным “западу” – посмотрите телевизор:))

    1. по поводу тв контента бесспорно (я смотрел)). информационную войну они еще не проиграли. национальная идея есть, и будущее есть. вопрос в том, что копирование продуктов духовной культуры может помешать реализации этой национальной идеи…

    2. Согласен с Александром, внешнее подражание западным ценностям еще не значит внутреннее отождествление. Хотя, конечно, постепенно влияет тоже.

      Думается, Китай просто слишком большой и неповоротливый, чтобы легко прогнуться под Запад. Любые захватчики Китая через 2 поколения уже становились заложниками китайской культуры. Возможно, и с западными ценностями, дайте им еще 20-30 лет, и всё это будет (хотя и сейчас уже есть) с “китайской спецификой”.

      Кроме того, власти понимают, что нужно возрождать опору на традиционность, и многое делают в этом отношении, чтобы уравновесить экспансию западных ценностей.

      Печатается много книг по культуре Китая, собираются форумы и конференции, книжные ярмарки, сериалы, строятся/восстанавливаются многочисленные храмы.

      И пускай это всё расчетливый ход правящей партии, и пускай многое носит показушно-наносной привкус, но партия и должна всё это контролировать и направлять – ведь и традиционно в Китае носителями, передатчиками, и насаждателями культуры были все же чиновники. Императорские экзамены, чиновники-поэты, чиновники-художники…

  10. Практически тоже самое происходит в соседней Японии. Я считаю что вопросы вроде “Должен ли Китай становится всецело прокапитализированной страной со всеми вытекающими в культурном плане последствиями?” нужно задавать китайцем. Это все же их дело, не думаю что они хотят вернутся в коммунистическое прошлое.

  11. Как говорил мой руководитель, Коржубаев Андрей Геннадьевич, в Китае пишет историю деревня. Пока она есть, будет традиционный Китай.

    1. А Гегель сказал бы, что историю пишут сильные индивиды…
      Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин. Те, кто задают сильные повороты истории, а потом вся масса вкатывается в заданный поворот по инерции (если сильная личность и обстоятельства составили достаточный импульс).

      Деревня необразованна и безличностна, она – хранитель достаточно примитивной народной традиции, она делает историю только когда идёт за сильной личностью, спросите Ван Сяньчжи и Хуан Чао…

    2. +1
      Думаю, это утверждение верно для всякого государства. Будет деревня – будут традиции!

      1. Да, но только в Китае деревня и не знает истинной традиции! Китайская традиция связана с высоким уровнем образования, чего в деревне нет и не было

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *