Прошлым летом в Чанчуне один парень из Казахстана сказал мне такие слова: «Тот, кто хоть раз побывал в Китае, обязательно сюда вернется». Размышляя теперь об этом, я прихожу к выводу, что по сути он был прав: ты вернешься. И неважно, когда, на какой срок и в какой роли: туриста, соискателя работы, студента; факт в том, что ты вновь окажешься в Поднебесной. Так случилось и со мной.
Планировать свою следующую поездку в Китай я начал еще в самолете Чанчунь — Новосибирск, в котором я, собственно, и возвращался на Родину после окончания трехмесячных курсов китайского языка. Хотя на том этапе «планированием» это с трудом можно было назвать, скорее, здесь подошло бы слово «мечтать». Этакое бескомпромиссное «хочу назад, да и все тут!». Хотеть — это, конечно, хорошо, но вряд ли достаточно для осуществления планов. А что чаще всего стоит первым пунктом в подобных ситуациях? Естественно, деньги. Поэтому по приезду я каждый месяц начал методично откладывать по несколько тысяч рублей со стипендии и случайных подработок. На тот момент большего я себе позволить не мог.
С наступлением весны я понял, что больше, чем на 30 тысяч рублей к началу лета рассчитывать не стоит. Но этого было бы мало, даже если бы я выбрал Урумчи (ближайшее от Барнаула более или менее нормальное место) для летних курсов. А в голове давно крутилась мысль о гостеприимных барнаульских
китайцах, иностранных студентах, звавших к себе домой в Поднебесную. Тем более, что курсы китайского языка не были такой уж твердой целью, а целью, как вы поняли, было «хочу назад, да и все тут!». А так как любое взаимодействие с Китаем и/или китайцами для меня как для китаиста в любом случае практика, то договорившись с самим собой, я принялся разрабатывать план попадания в Китай с наименьшими затратами, но с максимальной зоной покрытия и сроком пребывания. Так сказать «дешевле, дальше, больше!».
С первым пунктом моего путешествия сразу было все ясно. В Урумчи меня давно звал друг-китаец, учившийся раньше в Барнауле. Да и туда от Новосибирска (ближайшее место, откуда летят самолеты в Китай) рукой подать: не больше полутора часов лету. Плюс, финансово намного дешевле уже из Урумчи ехать на поезде, допустим, до… Сианя. Да, именно этот город, колыбель китайской цивилизации, был выбран второй целью поездки. Здесь почти такая же история: знакомый китаец учится в России, на каникулы возвратился домой, и тоже когда-то звал в гости. Но я-то все запоминаю!
Таким образом, была определена часть маршрута. На этом близкие знакомства а-ля «захотел-приехал» заканчивались; по крайней мере, в южной части Китая, куда и тянуло больше всего, их не было. И тут спасла Магазета. Нет, редакция не оплачивала мне гостиницу, и не поселяла в своих апартаментах. Все довольно легко и просто: с тех пор, как я стал писать сюда, появилось намного больше знакомых, тем или иным образом относящихся к Китаю. Одним из таких знакомых оказался Артем Сичкарь (упоминаю с его же разрешения), который на мой вопрос:»Ты еще в Шанхае? Поможешь с жильем на недельку?», ответил: «Приезжай, разберемся!». Вот так в моем маршруте появилась самая южная точка, а в голове загорелось «Мир не без добрых людей!», как надпись «Джек пот!» во время выигрыша в автомате.
Тем временем, наступило лето. В голове был план поездки, в кармане — не больше 35 тысяч рублей. Решил делать туристическую визу, то есть на месяц: хоть не на много, но дешевле. Да и совсем наглеть, оставаясь более 10 дней в какой-либо из точек маршрута, совесть не позволяла. Заказав визу, собирался со дня на день идти за билетом на рейс Новосибирск-Урумчи-Новосибирск, билеты на который во время летнего сезона, к моему удивлению, стали на порядок дороже. И тут неожиданно подвернулась возможность съездить на несколько дней на студенческую конференцию в Казахстан, а именно в Усть-Каменогорск. Эта случайная поездка немного перекроила мои планы: когда я вернулся в Барнаул, за билетами на самолет я не пошел. Потому что узнал, что новые друзья из Казахстана ездят в Урумчи на автобусе за 9000 тысяч теньге, а это 1800 рублей и 24 часа езды. Прибавляем к этому стоимость автобусного билета Барнаул — Усть-Каменогорск, а это еще 750 деревянных и 12 часов в пути. Получается, барабанная дробь… 2550 рублей чистых транспортных расходов, 36 часов путевого времени.
Что же по факту? По поводу денег: около 3500 рублей с учетом всех издержек. По поводу времени: 21 июня — отправление из Барнаула; 22 июня — прибытие в Усть-Каменогорск; отдых и общение с новыми друзьями (еще раз табличка «Мир не без добрых людей!»); 23 июня, вечер — выезд из Усть-Каменогорска (билет был заранее куплен другом по ксерокопии моего загранпаспорта); 24 июня, раннее утро — казахско-китайская граница. До Урумчи оставался один световой день…