Трансгендеры в Китае: старые предрассудки и новые возможности

Китайское трансгендерное сообщество празднует победу в борьбе против дискриминации на рабочем месте – Народный суд второй инстанции города Пекин признал увольнение сотрудницы-трансгендера крупной компании электронной торговли незаконным. Решение суда было опубликовано еще в середине января, но лишь в начале июля оказалось в поле зрения широкой общественности.

По решению суда, бывшая сотрудница крупной платформы электронной торговли Dangdang может восстановить трудовой контракт, а в качестве компенсации получит зарплату за все время, прошедшее с момента незаконного увольнения, – 120 000 юаней (1.23 млн рублей). Также судебное решение утвердило ее право пользоваться женским туалетом в офисе, а коллег обязало принять ее новую идентичность.

“Современное общество демонстрирует тенденцию к все большему разнообразию. Мы постоянно обнаруживаем все больше нового вокруг нас и должны учиться его постепенно принимать, если оно не угрожает интересам других, коллективным, национальным или общественным интересам. Возможно, что именно наша толерантность к новому лежит в основе долгосрочного развития цивилизации и социального прогресса”, – было отмечено в судебном решении.

Это не первый случай, когда суд в Китае признает права сотрудников компаний на гендерную идентичность. В 2017 году суд города Гуйян (провинция Гуйчжоу) признал незаконным увольнение сотрудника за его гендерное выражение: тогда впервые в судебном зале был использован термин «гендерная идентичность». И хотя в Китае отсутствует закон, защищающий права представителей ЛГБТ-сообщества, право на гендерное выражение попадает в сферу действия законов по защите личных прав и свобод человека.

С 2001 года в китайской классификации психических нарушений трансгендерность (как и гомосексуальность) больше не относят к оным, тем не менее, но для проведения хирургической коррекции пола наблюдение и заключение психиатра необходимо. И даже если в отдельных китайских компаниях нестандартная гендерная идентичность вызывает ропот начальства и сотрудников, трансгендеры могут рассчитывать на защиту своих трудовых прав в суде.

Третий гендер в XX веке

Последний китайский евнух Сунь Яотин (1902-1996). Источник: jezebel.com

Последний китайский евнух ушел из жизни в 1996 году. За свою долгую жизнь (прожил он 94 года) Сунь Яотин стал свидетелем кардинальных перемен в Китае в вопросах гендерной идентичности. До 1910-х годов в китайском языке не существовало слова для обозначения пола[1], а вместо гендерной бинарности – системы, в рамках которой люди делятся на мужчин и женщин, существовали «оттенки» сексуальности и гендерных выражений: помимо актеров пекинской оперы, исполняющих роли женского ампула дань[2], и императорских евнухов, которые не смотря на полную кастрацию могли иметь жен и усыновлять детей, были и другие вариации соотношения инь и ян.

ЛГБТ сообществ и их повестки в КНР до 1990-х не существовало[3], но некоторые проблемы, с которыми сталкивались представители небинарного гендера, были актуальны век назад и остаются таковыми в наши дни. Одной из основополагающих концепций китайской культуры является «сыновья почтительность», а главная задача хорошего сына – оставить после себя такого же хорошего сына (худшим наказанием отцу была самокастрация единственного сына). Конечно, это был идеал, и тогда, и сейчас нередко недостижимый, но он определял основный конфликт, возникающий у гендерквиров на внутрисемейном уровне. В социальном пространстве их положение было неоднозначно, например, в случае с институтом евнухов предполагался эффективный социальный лифт, который легким движением острого ножа давал шанс занять теплое место в императорском дворце.

В 1920-1930-е годы, когда западные исследования по эндокринологии, физиологии и психоанализу получили распространение в медицинской среде и медийном пространстве Китайской республики, понятия гомосексуальности, бисексуальности и транссексуальности стали предметом обсуждений и позволили пересматривать местные феномены репродуктивных аномалий, прежде всего гермафродитов и евнухов, на языке биологического пола.

Сообщение о первой операции по коррекции пола в тайваньской прессе. Источник: cn.womany.net/read/article/4685

В 1953 году достоянием широкой общественности стала история транссексуала по имени Се Цзяньшунь. Рожденный с интерсекс-вариацией[4], Се Цзяньшунь стал первым на Тайване, кто подвергся хирургической коррекции пола. Серия операций избавила Се Цзяньшунь от мужской репродуктивной системы и позволила стать 100% женщиной.

В то же время в КНР тема трансгендерности выпала из общественного обсуждения, а любые отклонения от гендерной бинарности считали контрреволюционными пережитками «капиталистической похоти». Во времена культурной революции остракизм достиг высшей степени, и за гендерную неопределенность вполне можно было поплатиться жизнью. Но уже в 1983 году в КНР провели первую хирургическую коррекцию пола с мужского на женский, хотя небинарный гендер по-прежнему рассматривался как отклонение и даже «болезнь», но явление все чаще обсуждалось в медийном пространстве, пусть даже только в медицинском контексте.

В 1992 году в «Жэньминь жибао», официальном издании ЦК КПК, вышла статья о первой хирургической коррекции пола с женского на мужской. Главного героя – пластического хирурга Хэ Цинляня, который спас 26-летнюю девушку от депрессии, вызванной «трансгендерной манией» (异性癖), сейчас называют «отцом» транссексуальной хирургии в Китае. После освещения этого случая в главной китайской газете отделение пластической хирургии госпиталя Чанчжэн в Шанхае было завалено письмами со всей страны. Оказалось, что масштаб явления огромен.

От норм «селебрити» до правовых норм

Цзинь Син – самая знаменитая трансгендерная женщина в Китае. Источник: scmp.com / trans-resource.wikia.org/

В 1995 году на хирургическую коррекцию пола решился бывший танцовщик ансамбля Народной освободительной армии Китая. Тогда 28-летняя звезда китайского современного танца и будущая селебрити Цзинь Син пережила серию операций, в результате одной из которых была парализована нога. Восстановление потребовало почти год: изнуряющая физиотерапия без каких-либо гарантий, что Цзинь Син опять сможет ходить. В 29 лет она впервые вышла на сцену как женщина, став первым открытым транссексуалом КНР.

Трансгендерность на тот момент все еще считалась психическим заболеванием (как и гомосексуальность, она была включена в китайскую классификацию психических расстройст до 2001 года). Тем не менее, Цзинь Син удалось усыновить трех сирот. Несмотря на то, что она не была замужем, и в Китае на тот момент действовало ограничение на количество детей (политику “одна семья – один ребенок” отменили с 2016 года). Цзинь Син не раскрывает секрета, как ей удалось обойти китайское законодательство, но бесспорно, звездный статус сыграл свою роль.

В 2003 году Госсовет принял исправленные Правила и порядок заключения брака в КНР, разрешив вступать трансгендерам в законный союз на основании удостоверения личности: пол там можно изменить после хирургической коррекции. Операция является ключевой процедурой для тех, кто чувствует себя некомфортно в гендерной идентичности, прописанной в свидетельстве о рождении.

Хирург Чжао Едэ (второй справа), ученик Хэ Цинляня, проводит операцию по коррекции пола в госпитале №411 г. Шанхая. Источник: Gao Erqiang / China Daily

По неофициальным оценкам, в Китае сегодня насчитывается как минимум 400 000 трансгендеров (по другим оценкам, их численность достигает 4 млн). За более чем 25 лет лишь несколько тысяч из них смогли официально получить доступ к хирургической коррекции на территории КНР. Серия операций стоит от 60 до 150 тысяч юаней (0.6-1.5 млн рублей): дешевле поменять пол с мужского на женский, чем наоборот. Операция по коррекции пола относится к разряду пластической хирургии и не включена ни в государственные, ни в частные страховые пакеты.

Но самое сложное – это процедура получения разрешения на коррекцию. Согласно Стандартам процедур по коррекции пола от 2017 года, для получения разрешения на операцию, трансгендер должен заявлять о желании сменить пол в течение пяти лет, как минимум год наблюдаться у психиатра, предоставить справку о несудимости и согласие родителей (даже для совершеннолетних). Последнее условие является наиболее трудноисполнимым, так как многие трансгендеры не готовы к каминг-ауту, в первую очередь, опасаясь реакции родителей.

Сложности получения разрешения на операцию заставляют искать другие решения. Кто-то собирает достаточно средств для операции за рубежом, другие же прибегают к услугам «черных хирургов» или самостоятельно начинают гормональную терапию, заказывая нелицензированные препараты онлайн.

***

Роли амплуа дань в пекинской опере традиционно исполняли мужчины. Источник: chinadaily.com

В качестве заключения – история, которая произошла в 1970-е годы. Жила в небольшом китайском городке пожилая пара, было им 50-60 лет. Однажды к их соседям приехали гости, они договорились, чтобы их дочь переночевала один вечер у пожилой пары. Наутро девочка рассказала всем, что женщина – на самом деле, мужчина. Пожилую хозяку дома арестовали по подозрению в шпионаже. Публичное раскрытие секрета оказалось настолько непереносимым, что она покончила жизнь самоубийством. Спустя полвека право на свободу гендерного выражения можно отстаивать в суде. И пусть даже он определит трансгендерность как “новое явление” в Китае, но зато резюмирует толерантность к нему “как основу развития цивилизации и социального прогресса”.

Для заглавной иллюстрации использовано фотография Чао Сяоми, пекинской активистки за права трансгендеров в Китае. Источник: Chao Xiaomi / cnn.com

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Примечания

  1. Chiang H. H. H. Why Sex Mattered: Science and Visions of Transformation in Modern China : дис. – Princeton University, 2012.[]
  2. Лучший фильм, чтобы прочувствовать неоднозначность гендера в случае с актерами традиционного китайского театра, – это «Прощай, моя наложница» Чэнь Кайгэ[]
  3. Van de Werff T. The Struggle of the Tongzhi Homosexuality in China and the Position of Chinese ‘Comrades’ //urgency required. – 2010. – С. 172.[]
  4. Интерсекс – человек, рождённый с половыми характеристиками (включая гениталии, половые железы и набор хромосом), которые не вписываются в стереотипы бинарной системы восприятия мужского и женского тела[]
Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

4 комментария

  1. Можно какие-то явные доказательства, что до 1910 в китайском языке не было обозначения пола? Выглядит необосновано.

    1. В статье есть ссылка на источник. Рекомендую сначала проконсультироваться с ним, а потом вступать в дискуссию.

  2. Любопытно, что мой первый комментарий к статье не был опубликован.
    Там было высказано предположение, что цели движения трансгендеров идут вразрез с новой демографической политикой КПК.
    А вот и подтверждение:
    https://apnews.com/article/lifestyle-entertainment-business-religion-china-62dda0fc98601dd5afa3aa555a901b3f

    1. Возможно наш анти-спам случайно не пропустил, прошу прощения.
      А с вашим предположение вполне согласен, даже тайпинистам (躺平主义) досталось и они были резко раскритикованы и заблочены. А скорее дело в том, что их популярность пришла на 100-летие КПК и новую политику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *