Уличная торговля: если очень хочется, но нельзя — значит можно

Торговля в передвижных лавках или прямо на выложенных на земле картонных листах никогда не являлась в Китае чем-то из ряда вон выходящим. К примеру, создатель сети лапшичных ланьчжоу ламянь начинал именно с такой передвижной торговли. Несмотря на фактический запрет торговли в неположенном месте, в китайском интернете широко расходятся разнообразные советы вроде «10 секретов успешной уличной торговли». Магазета опросила владельцев передвижных лотков и людей, продающих разную мелочь на улицах городов, чтобы узнать, как в Китае работает уличная торговля.

Само действие определяется термином баймай (摆卖 bǎimài, дословно — «выставлять и продавать»), но в последнее время часто звучит именно в сочетании луань баймай (乱摆卖 luàn bǎimài), что означает «беспорядочно торговать на улице». Также можно встретить определение чжаньдао цзинъин (占道经营 zhàndào jīngyíng) — раскладывать лотки и препятствовать нормальному движению.

Масштабы уличной торговли, как санкционированной, так и не очень, сложно выразить цифрами: как признаются китайцы в личной беседе в их семьях, университетах и офисах такой частной коммерцией в стиле «купи-продай» занимаются все от мала до велика.

«Уличных торговцев начали контролировать всего тридцать лет назад, вместе с реформами. Ну, впрочем, до этого было попросту нечего и негде продавать, поэтому как появились товары, мелкая торговля сразу оживилась. Раньше чаще выходили на улицу, а сейчас есть WeChat. Тех, кто торгует мелочевкой на улице, мы называем таньфань (摊贩 tānfàn, лавочники, лоточники)», — рассказывает Лили, женщина средних лет, руководитель фабрики керамики.

Сегодня, чтобы беспрепятственно выставлять свои лотки у магазинов или ресторанов, должно быть соответствующее разрешение на использование прилегающей площади. Но зачастую продавцы пренебрегают этим правилом, что сейчас привлекает внимание контролирующих органов: раньше такого строгого контроля не было.

«[Я] выращиваю разную зелень, продавала [её] раньше в деревне. Теперь мы переехали в большой город, но я продолжаю по привычке ходить и продавать собственноручно выращенную зелень у местного рынка. Покупатели очень хвалят, потому что это без всякой химии, натуральное, домашнее. И мне повод пообщаться с людьми», — говорит китаянка в годах.

Согласно советам, гуляющим в интернете, глупо заниматься уличной торговлей просто так, сначала надо провести анализ рынка, погулять по улице, присмотреться, выспросить цены у конкурентов и, возможно, даже почитать книги по бизнесу и базовым экономическим понятиям.

«Я сижу здесь каждый вторник, каждый кошелёк – хендмейд, всего 20 юаней. Многие торгуются, а вот у меня фиксированная цена. У нас в городе проводятся ярмарки и прочее, но там не очень получается продавать, люди приходят просто поглазеть, да и проходят они редко. Среди моих друзей почти все что-то да продают. Почему? Интересно попробовать свои силы, кто-то подходит к этому серьёзно, просчитывает риски и пристально следит за изменениями на местном рынке, но для меня это скорее хобби и небольшой заработок по ситуации», — делится с нами студент, продающий самодельные кошельки на перекрёстке возле университета.

Разный тип продукции требует разного подхода. Например, по словам опрошенных, продавцы мелочёвки и, например, зонтиков, сталкиваются с проверками намного реже, чем продавцы пищевой продукции и напитков. Доходит до того, что на целый вечер «улица еды» в сотню ларьков может организованно переехать в другую часть района, где облавы не ожидается.

«В хороший день удаётся продавать около трёх сотен блинов с начинкой (手抓饼). Чистой прибыли немного, около 200 юаней в день. Мы работаем с напарниками, всего по 4-5 часов, очень устаём, но семье нужны деньги. Иногда подсовывают поддельные банкноты, это очень неприятно. К тому же рядом с такими местами, как наше, к сожалению, часто ошиваются воришки. Ещё конкуренты бывает забирают наше место, поэтому мы каждый день оставляем табуретку там, где планируем торговать вечером, занимаем место, иногда подписываем имя на асфальте», — отметила продавщица блинов с начинкой, пожелавшая остаться неизвестной.

Уличной торговлей в Китае занимаются многие. Вопреки стереотипам, это часто обеспеченные слои населения, которым просто нечем заняться.

«Я продаю заколки, резинки и всякую мелочь после работы, с 6 до 9 часов вечера. Покупаю оптом на Таобао, а продаю со своей наценкой. Это не мой основной заработок, поэтому, если вдруг погода испортилась, у меня нет настроения или появились более важные дела, то иду домой», — рассказала Фан Фан, улыбчивая продавщица заколок и других украшений для волос.

Контролем такой торговли в Китае занимается муниципальная полиция (城管). Если уличного торговца ловят, то в первую очередь проводится воспитательная беседа. При случае, если в данном месте можно выставлять свой прилавок и он не затрудняет проезд автотранспорта, но незадачливый продавец не имеет соответствующего разрешения на ведение торговли (营业执照), то это самое разрешение оформляется в общем порядке. Если же нарушение многократное, но отсутствует разрешение , то проводится воспитательная беседа и налагается штраф.

«Продаю здесь манго уже более шести лет, все в округе меня знают и уважают. Никто меня не контролирует и не просит сертификаты, но если мои манго будут плохими, то клиенты уйдут, поэтому я сам себе санитарно-эпидемиологический контроль. Если у тебя небольшая лавка, то никто ничего не скажет, а вот если большая или очень успешно идёт торговля, то придётся договариваться, ну, вы понимаете, о чём я. Настоящие профессионалы имеют по несколько проверенных точек в городе», — поделился с нами продавец манго, пожилой мужчина.

Первый приказ, разрешающий уличную торговлю только в специально отведённых для этого местах, был издан 12 сентября 1991 года в Гуанчжоу. Согласно этому приказу, штраф за нелегальную торговлю на улицах города составлял от 150 до 500 юаней, сейчас штраф зависит от конкретной ситуации, масштабов торговли и локации точки продажи.

«Проверок боимся, конечно. Но сейчас очень удобно, есть WeChat, отправляют одно сообщение в группу и уже все знают, что осталась пара минут до прибытия полицейских. Иногда удираем так быстро, что забываем взять оплату у клиентов (смеётся), ведь это ничто по сравнению со штрафами. Хотя мы же не продаём ничего запрещённого. Есть специальные разрешённые места, но там не так много покупателей, да и за место надо платить», — подчёркивает продавец блинов с начинкой.

Обычно в рейдах участвует около 30 человек, при этом, по отзывам опрошенных, лишь половина из них — в форме. В крупных проверках задействуют до 200 человек, при этом в среднем закрывают до 70 точек нелегальной торговли за раз.

«Нет ничего страшного в том, чтобы иногда выходить и пробовать свои навыки продавца, но когда это каждый день, то почему бы не оформить лицензию и не торговать в специальных местах? Тем более, что это не так дорого, налоги совсем небольшие и государство поддерживает. Как это называется, теневая экономика? Нужно честно работать, тогда будешь честным человеком», — подчёркивает Лили.

Для заглавной иллюстрации использовано фото you.big5.ctrip.com.

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.