Шэнь Шаомин: реконструкция мифа

Кентавр (人马怪), 2005

Шэнь Шаомин: реконструкция мифа

Что можно найти в мастерской скульптора? Глину, краски, гипс… Не трудитесь перечислять. Мастерская скульптора, о котором я сегодня расскажу, заполнена исключительно отполированными до блеска костями. Эти символы смерти и тлена — исходные материалы для работ Шэнь Шаомина (沈少民). Он облекает в материальную форму явления духовного мира, погружается в далекое прошлое и изобретает будущее для всех живых существ, обитающих на земном шаре.

Он родился в городе Анчэне провинции Хэйлунцзян в 1956 году. Отец был плотником, и мальчик с самого детства заинтересовался ручным трудом. Свой путь в искусстве он начинал с агитационных плакатов и деревянных моделей зданий, однако, как и многие китайские деятели искусства его поколения, академического образования не получил.

Идея прославившей его скульптуры пришла к нему в Австралии, где Шэнь прожил около 10 лет. В 2003 году Шэнь впервые выставил свои работы, созданные из костей животных. Скульптор смонтировал скелеты персонажей мифов и легенд, никогда не существовавших в природе. Для этого пришлось изучать окаменелости доисторических животных, строение современных позвоночных. Раз за разом он склеивал, монтировал, сопоставлял кости самых разных существ: от коровы до цыпленка. Одной из первых его работ стало «Неизвестное существо. Трехглавый монстр» (未知生物•三头怪), головы и шеи которого были сгруппированы из скелетов трех быков.

shen2

При виде этой скульптуры зрителей охватывало то невольное чувство изумления и восхищения, которое испытывает ребенок, впервые увидев скелет динозавра. Отчасти именно детские воспоминания о странных существах, описанных в «Книге гор и морей» (山海经), и вдохновили скульптора. Ребенком он часто воображал себе этих удивительных зверей, но со временем фантазии забылись.

Путешествуя по Австралии, Шэнь снова вспомнил о них. Эксперименты в животноводстве Европы и Америки словно заново творили жизнь на Земле, клонирование и создание трансгенных продуктов вызывали огромный резонанс в обществе и СМИ. В лабораториях селекционеров создавались более жизнеспособные растения, животные, странный вид которых так напоминал описания из мифов. И Шэнь задумался, смогут ли эти новые существа по-настоящему захватить планету, превратив человека и диких животных в исчезающие виды?

Стремясь обратить внимание на оборотную сторону перекраивания природы под себя, скульптор конструирует насекомых, увеличенных в тысячи раз, ставших позвоночными. Он сделал копии настоящих костей из костяной муки, и начал эксперименты. Мысленно Шэнь прошел все этапы эволюции современных лабораторных животных. Там, где не помогала теория эволюции, помогало воображение. Спроектированных им существ пока не существует, но кто может поручиться, что и в будущем их не возникнет? Странные существа Шэнь Шаомина – критика общества, которое смотрит в будущее с безрассудным оптимизмом, не всегда отдавая себе отчет в изменениях, происходящих в мире по вине человека.

Кентавр (人马怪), 2005
Кентавр (人马怪), 2005

Деформированная, словно сама в себе запутавшаяся китайская капуста, уродливые маленькие существа в соли, которые, кажется, погибли, не успев родиться… Серия работ «Лаборатория №2» стала итогом размышлений о том, какими могут стать флора и фауна в будущем. Однако скульптор обращается не только к будущему, но и к прошлому. В том же году создается знаменитый «Дракон» из серии «Неизвестные существа» (未知生物•龙). Перенести дракона с небес на землю было непросто: пришлось изучить и современные материалы о строении древних позвоночных, и сохранившиеся описания физиологии дракона в представлении жителей Поднебесной. Фактически эта работа не что иное, как фальсификация самого известного мифа Китая – мифа, который уже давно стал одним из самых распространенных и легко дешифруемых символов этой страны. Шэнь старательно создает новый культурный миф, превращая зрителей в «героев» и «свидетелей» древних народных преданий.

shen4
Неизвестное существо №2. Утка-мандаринка (鸳鸯), 2002

История Австралии заставила скульптора задуматься о проблемах колониального и постколониального мира. По мере роста колоний, расширения торговли метрополий, роста городов локальные традиционные культуру привлекали все большее внимание европейцев, да и первые музеи создавались как «собрание редкостей», удивительных и экзотичных предметов из другого мира. Немалую роль в развитии культуры музеев сыграли выставки в Париже в 1798 году, где были представлены предметы и животные стран Африки, Азии и Америки, многочисленные всемирные выставки, проходившие в XIX веке. То есть музей – изначально европейское явление – постепенно вобрал в себя особенности различных культур, и сегодня является неотъемлемой составляющей крупных городов всего мира.

С 90-х годов ХХ века китайское современное искусство активно заявляет о себе на международных выставках в США и Европе, заимствуя и преобразуя художественные практики запада. Однако ориентация современных китайских художников на западное искусство отодвигает на дальний план традиционную культуру Китая, и в какой-то степени все работы Шэна представляют собой рефлексию на эту тему. Он показывает вымышленных существ так, как будто они действительно существовали, подтасовывает факты и тем самым подвергает сомнению всю систему музеев как свидетельств реальной истории. Можно сказать, что его работы отображают мир эпохи глобализации: мир, собранный из разных частей, где реальность встречает воображение.

Неизвестное существо №2. Комар (蚊子) 2004
Неизвестное существо №2. Комар (蚊子) 2004
Фото аватара

Автор: Анна Потапова

Искусствовед-недоучка, кандидат патафизических наук. Контужена в голову китайским искусством ХХ в.