Китайская подушка для настоящих пацанов

Я искренне полагал, что сурового сибирского мужика китайское лето напугать может только в теории, но, как это всегда и бывает с суровыми сибирскими мужиками, самоуверенно ошибался. В начале июля я отправился с неофициальным дружеским визитом к своему знакомому китайцу в город Аньян, что в провинции Хэнань – не ожидал, что найду в этом маленьком городе хоть что-то заслуживающее внимания, но городок сумел меня переубедить. Спасаясь от невыносимого пекла, мы отправились в городской музей Аньяна — находкой из которого, мне, собственно говоря, и хотелось бы поделиться.

Итак, уважаемые знатоки китайской культуры, возможно, изнывающие от летнего зноя, что перед Вами?

Нет, это не шкатулка, не горшок, и даже не стульчик. Это фарфоровая подушка1. В качестве материала для изготовления первых таких подушек использовался натуральный камень (цельный, конечно же), а затем безграничная китайская смекалка пустила в дело древесину, яшму, медь, бамбук и, конечно же, фарфор. Что русскому древесина, то китайцу фарфор – фарфоровых подушек до наших дней сохранилось великое множество.

Первые подушки начинают производить во времена династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.). Вообще, именно подушки династий Сун и Тан считаются произведениями искусства, и именно их вы скорее всего увидите в музее. Производство подушек зародилось в городке Сянчжоу неподалеку от Аньяна, и уже затем к их массовому производству приступили в городе Цичжоу (уже во времена династии Тан). Затейливым дизайном первые подушки не отличались – цветочные мотивы, черно-белые изображения повседневной жизни, животных, детей, птиц. Форма преимущественно овальная и круглая.

На первых подушка зачастую можно увидеть клеймо, а-ля “张家造”2, “赵家造”3, “王家造”4 – на этом месте можете смело сделать пальчиком, и с апломбом специалиста заявить, что подушечка сделана во времена династии Сун – тогда «фарфоровоподушечное» производство только зарождалось и мастеров, изготавливающих их, можно было пересчитать по пальцам. Кстати, по размеру они относительно маленькие, т.к. первые подушки были задуманы специально для детей, и лишь позже спать на них стали и взрослые.

Расцветом «подушечного» искусства по праву считаются времена династий Сун, Цзинь и Юань (10-14 вв.). Что символично, со времен династии Тан на подушках стали появляться стихи и отрывки из многочисленных поэм того времени. Вот так, по одним только подушкам, можно проследить развитие культуры, бытовой жизни, литературы и искусства за девять с лишним столетий. Форма подушки также претерпевает изменения – и вот начинают появляться квадратные, восьмиугольные, подушки в форме облаков и т.п.

Подушки украшают уже цветными изображениями всего, что только можно представить, активно применяется гравировка. Теперь это не цельный кусок камня либо фарфора, а замысловатая конструкция, в которой с первого взгляда достаточно трудно угадать приспособление для сна.

Примерно, со времен династии Мин фарфоровые подушки утрачивают свое прямое предназначение, потихоньку удаляясь в анналы истории…

Проходивший мимо китайский «эксперт» сказал, что спать на таких подушках летом — блаженство несравненное. Естественно, к этому нужно привыкнуть, но в данном конкретном случае мнение автора не совпадает с мнением китайского обывателя, поэтому он (автор) так и продолжит спать без подушки вовсе).

Жаркого всем лета :-)!

(Фото автора, а также «Поиск в Google»)

  1. 瓷枕 – cízhěn []
  2. изготовлено семьей Чжан []
  3. изготовлено семьей Чжао []
  4. изготовлено семьей Ван []
Фото аватара

Автор: Алексей Чигадаев

Родился и вырос вблизи Китая, что не могло не отразиться на судьбе юной души. Молод, обаятелен и общителен, при плохом освещении может быть спутан с китайцем или не в меру симпатичным корейцем. Изучения только китайского языка казалось мало, поэтому отправился за «китаистским» образованием на специальность «Регионоведение» — так до сих пор и регионоведает.