Последнее десятилетие Китай активно развивает программы сотрудничества и приглашает высококлассных специалистов для расширения сфер научной деятельности. Магазета побеседовала с американским учёным в области теоретической химии Олегом Преждо о том, чем он занимается в Китае и чем китайская химия отличается от американской.
Олег Преждо родом из Украины. Математика нравилась Олегу буквально с детского сада, а в школе он заинтересовался и физикой. В старших классах папа с мамой убедили его, что со знанием математики и физики можно многого добиться в химии, где есть широкие возможности. Они оказались правы.
Научные интересы Олега сегодня варьируются от фундаментальных аспектов квантовой и классической физики до динамики возбужденых состояний в конденсированных средах, наноматериалах и биологических системах, с приложениями к солнечным батареям, катализу, электронике, лазерам, и т. д. В 1991 году он закончил Харьковский университет, с 1993 по 1997 учился в аспирантуре в США, и в 1998 получил профессорскую позицию в Сиэтле. С 2014 года он – профессор химии, физики и астрономии в Университете Южной Калифорнии, а с 2015 года регулярно приезжает в Китай, чтобы сотрудничать с китайскими учёными, большинство из которых приезжали к нему перенимать опыт. Помимо Китая, Олег ездил во Францию, Германию, Японию: ему всегда было интересно посетить новые страны, сравнить их, пожить там некоторое время, чтобы ощутить местную культуру и образ жизни глубже, чем просто быть туристом.
«У нас [в США] много новаторских научных разработок в сфере энергетики, сохранения природных ресурсов и даже с перспективой применения в медицине. Немудрено, что ими заинтересовались коллеги не только в США, но и в других странах Европы и Азии, включая Китай. Осознав потенциал наших исследований, китайские ученые увидели перспективу в совместном сотрудничестве. Начиная с 2008 года в мою лабораторию приезжают в аспирантуру, на стажировку и просто для обмена опытом студенты, аспиранты и ученые из Китая. Вначале ко мне приехал аспирант коллеги из Сямэня. Потом в 2011 году другая китайская исследовательская группа пригласила в город Хэфэй на научную конференцию, и свозила на Хуаншань. Тогда я впервые побывал в Китае».
«Китай поразил меня количеством людей, суматохой на дорогах, красивой природой, дождями и вкусной китайской едой. Меня очень гостеприимно встретили, окружили заботой и познакомили с местными достопримечательностями. Ещё запомнилось крепкое «вино», то есть китайская водка. Добираться в Китай долго как из Америки, так из Европы. Поэтому сейчас загружаю аудиокниги для длительного перелёта».
Связи с Китаем постепенно стали крепче: с 2010 по 2015 годы к Олегу в университет несколько раз приезжал китайский коллега, работавший в то время в Дублине в Ирландии, а также несколько китайских аспирантов и молодых профессоров. В 2015 году этот ученый из Дублина получил работу в Пекине и пригласил Олега посетить столицу Китая.
«Сейчас я сотрудничаю с университетами разных городов Китая, включая Пекин, Хэфэй, Шанхай, Сучжоу, Ханчжоу, Сиань, Чанша и Гуйян. В Китае очень много хорошо подготовленных молодых ученых, которые ищут новые направления в науке, и мы стараемся им в этом помочь. Делимся с ними своими разработками и идеями, которые они могут применять и усовершенствовать, ведь нет предела полету мысли».
За время командировок Олег успел побывать в разных городах, где сейчас работают люди, приезжавшие к нему, и идёт сотрудничество. Кроме этого, Олег побывал во многих местах где проводятся конференции: Чанчунь, Тяньцзинь, Чэнду, а также в провинции Шаньдун.
«Китай — огромная и очень интересная страна со своей историей и колоритом. Как туристу интереснее всего было в Пекине и Сиане. Понравился музей Конфуция – его учение сильно повлияло на Азию, как на развитие философии и других наук, так и на государственное устройство. В плане еды приглянулся Далянь, очаровали красоты Ханчжоу, уют Сямэня. Забавно было встречать новый год на легендарной улице Ябаолу в Пекине – давно забытая мной атмосфера (последний раз еще до отъезда в Америку)».
Работа Олега в Китае сейчас заключается в поддержании активного сотрудничества с несколькими коллегами, которые стажировались у него. Поскольку Олег занимается теоретической химией, такое сотрудничество может осуществляться дистанционно.
«Главная мотивация поддерживать такое сотрудничество в том, что оно обоюдовыгодное. С моей стороны — идеи, оригинальная, более качественная интерпретация результатов. А после стажировки в США и работы над совместными проектами китайские ученые быстро получают результаты и как следствие — высокая продуктивность. Во многих местах, куда я езжу, есть большое количество молодых, активных и талантливых ученых, с которыми интересно вести обсуждения, полезно обмениваться опытом. Часто возникают новые коллаборации».
По словам Олега, американская научная система очень индивидуальна. Через пару лет после защиты кандидатской((в Китае эквивалентно степени PhD)), часто до 30 лет, молодые ученые становятся полностью независимым, что создает стресс, но в то же время заставляет искать свою нишу и придумывать новое.
«Китай частично перенимает такую систему, но вместе с тем в большинстве сфер это иерархическая структура, как в Германии и России, где «большой» начальник управляет многими молодыми коллегами. Это позволяет углубиться в какую-то область, но тормозит развитие чего-то нового. Часто после защиты диссертации китайские аспиранты уезжают на стажировку за рубеж, но потом возвращаются на постоянные позиции и продолжают работать под крылом своего научного руководителя. В США такое невозможно. В целом в США наиболее демократичная система, в которой происходит объективная оценка людей и их научной работы. В этом, пожалуй, основная сила американской системы. Китайская же система очень структурирована. Довольно ясно как она работает, тем более что они сами делятся и объясняют, как всё устроено».
«Если понимать местную специфику и установить рамки, устраивающие обе стороны, то недопонимания в этическом плане легко избежать. Необходимо принять, что существуют разные культуры, и это нормально. Следует ожидать, что если передать в Китай технологию, то она размножится, скопируется и воспроизведется многократно. Такая ситуация стимулирует на дальнейшее развитие идей. В новых разработках почти всегда остаются нетривиальные детали, которые продолжают требовать участия разработчика. Соавторство, сотрудничество, общие идеи и интересы позволят обеим сторонам плодотворно и конструктивно решать все вопросы по проекту».
«Для развития и карьеры я давно уже выбрал США, а в Китае образовалось несколько эффективных мест сотрудничества. В целом Китай берет количеством ресурсов – как рабочей силы, так и оборудования. Многие молодые китайские ученые хорошо подготовлены. По сравнению с США и западной Европой, таких людей здесь очень много, а также большие вложения в оборудование. Появляются разнообразные возможности для новых интересных коллабораций».
«Так как китайская система очень иерархична, человек высокого уровня получает намного больше ресурсов (постоянных сотрудников, лидеров подгрупп). В США, каждый профессор фактически работает только с аспирантами и постдоками((postdoc, 博士后)) как в 30, так и в 60 лет. В Германии, например, тоже существует подобная иерархия. Это может стать причиной переезда известного американского учёного в Азию или Европу. Много китайских ученых возвращаются домой. Для европейца или американца различие культур, пожалуй, главный сдерживающий фактор переезда».
В ответ на вопрос о том, что его удивило в Китае, Олег шутит, что «за пять лет коротких поездок всё удивление уже прошло», а к разнице жизненного уклада северных и южных китайцев он относится нейтрально. В целом Китай приятно удивил учёного из США работоспособностью людей, высоким уровнем подготовки (т.к. есть очень эффективная система отбора), масштабами и ресурсами, уровнем развития в инженерии, электронике, прогрессом в использовании английского языка по всей стране.
Учёным, планирующим приехать в Китай для участия в каком-либо проекте, Олег рекомендует в первую очередь задать себе вопрос, зачем их приглашают и что они ожидают получить от этого проекта. Кроме того, стоит посетить Китай кратковременно, чтобы понять, как тут живут, поговорить с людьми, имеющими подобный опыт.
«В Китае народ много работает, в частности потому что на людей создается большое давление. Полезно это почувствовать самому, чтобы не расслабляться и тоже продолжать работать».
Фото предоставлены собеседником.
Для заглавной иллюстрации использовано изображение lap-publishing.com.
Другие интервью и беседы на Магазете
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.