Хроники кунг-фу хомяка. Большие разборки в маленьком Удане

«Мы терпеть не могли мальчишек из кунг-фу школ, — сказала мне как-то знакомая. — Они все время ходили из одной школы в другую и устраивали драки, выясняя, кто же круче». Но потом в Удан начали приезжать учиться иностранцы, и мастера школ поняли, что внутренние разборки вредят репутации в мире и в Китае. Потому что за иностранцами в уданские кунг-фу школы потянулись китайцы.

Больше платежеспособных учеников — больше денег. А как показывает практика: кунг-фу мастера тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. В том числе, любовь к деньгам. У всех же семьи, дети и родители, которых нужно содержать.

В современном уданском кунг-фу несколько ветвей, но самые известные две — ветвь Чжан Саньфэна (张三丰派) и ветвь Сюань У (玄武派). Школы чжан-саньфэнской ветви в настоящее время обладают наибольшим влиянием, имена мастеров известны по всему Китаю. За рубежом лучше всего известны мастера Юань Сюган (袁修刚) и Чэнь Шисин (陈师行). Школы ветви Сюань У больше сконцентрированы на обучении внутренним практикам, типа столбового стояния (站桩), в то время как чжан-саньфэнские школы учат в основном формам — последовательному набору движений (套路).

Внутри своей ветви мастера общаются, ведь как-никак они все являются кунг-фу братьями и наследниками грандмастеров, но между ветвями мастера предпочитают вежливо держаться на расстоянии. Однако, как показала практика, перед лицом общего врага они все-таки могут сплотиться.

***

Три года назад приехал к нам в Удан мастер Сунь. С мастером сразу все было не так. Во-первых, мастер был из Синьцзян-Уйгурского автономного района, то есть настолько не-местный, что больше некуда. Во-вторых, мастер практиковал тайцзи стиля Сунь, а не уданское тайцзи, и в-третьих, мастер говорил очень много не того.

Нужно отметить, что готовых выслушать Сунь шифу нашлось немало. В основном это были бывшие студенты школ ветви Чжан Саньфэна, которые разочаровавшись в изучении форм, хотели внутренних практик, точнее — волшебства. Мастер Сунь с удовольствием учил их волшебству, параллельно рассказывая, как он крут и какие бестолковые все остальные шифу.

Я некоторое время ходила к нему заниматься раз в неделю, и ощущения у меня были противоречивые. Я поняла, что нужно валить, после того как на мой вопрос, кто может с ним соперничать, он показал рукой в небо: «Здесь на земле мне нет равных». Я с недоверием отношусь к китайским кунг-фу мастерам, которые рассказывают о том, что они лучшие, да и окружающая толпа людей, кричащих и рычащих во время практик, несколько напрягала.

Вскоре мне пришлось уехать из Удана по работе, а вернувшись, я с удивлением узнала, что мастер Сунь отменил все занятия в школе по не зависящим от него обстоятельствам. Об обстоятельствах я узнала чуть позже в самых разных вариантах, но в конечном итоге, все сложилось примерно в следующую картину.

Наши уданские шифу не очень любят конкуренции. Возможно, мастер Сунь и дальше мог бы спокойно учить своих учеников, если бы держал свое невысокое мнение по поводу уданских мастеров при себе. Но он не держал. И в одно прекрасное июньское утро он обнаружил их всех в дворике своей школы. Уданские мастера объяснили Сунь шифу, что он поступил крайне неуважительно, явившись на чужую территорию, не представившись, не нанеся им визит вежливости, не поклонившись и не испросив разрешения тут преподавать. Поэтому они вызывают его на бой.

Мастер Сунь и в самом деле нарушил традиционный кунг-фу этикет: он ходил кланяться только грандмастерам, а к мастерам не ходил, поскольку по его словам он глубоко их презирал.

Потом случилось то, что должно было случиться. Мастера Суня немножко побили. Побили его главным образом потому, что он не очень умел драться. Ну и потому что, хотя это и выглядело дракой один на один, уданские шифу, стоявшие и смотревшие, не упускали возможность внести свои десять копеек в общий счет по унижению конкурента, то есть пнуть или ударить его исподтишка. Хотя все это сводится к тому, что Сунь шифу все-таки не очень хорошо умел драться.

После разборок мастеру Сунь было объяснено, что либо он в течение трех дней придет к каждому шифу поклониться, либо он складывает свои манатки и уматывает обратно в свой Синьцзян. Снятое на телефоны видео было смонтировано таким образом, чтобы окончательно уронить авторитет чужака в глазах общественности, и выложено в интернет.

Оказавшись поставленным в невыполнимые рамки и условия, мастер Сунь поступил так, как поступает настоящий мастер стратегии. Он пошел в местный отдел по делам кунг-фу. Есть у нас в Удане и такой. Поскольку во дворе у него всюду были камеры, то доказательства случившегося были налицо. А китайское правительство на самых разных уровнях не поощряет физическое насилие, исходящее от простых граждан. Но поскольку в деле были замешаны многие «уважаемые» жители города, дело спустили на тормоза. Местным мастерам сказали: «Но-но-но, не поступайте так больше. Бог с ним. Пусть учит, кого хочет». Мастеру Суню сказали: «Ой-ой-ой, как жаль, что так получилось, но мы с ними поговорили, они больше не будут». В Удане снова воцарились мир и спокойствие. А мастер Сунь через три месяца переехал в Чэнду.

Для заглавной иллюстрации использован кадр из фильма «Ип Ман».

Читать другие истории кунг-фу хомяка

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Маша Пипенко

С 2013 года живу в Уданшани, практикуя уданское кунг-фу и тайцзицюань. В свободное от боевых искусств время преподаю английский онлайн и подрабатываю V.I.P гидом по Китаю. О своей уданской жизни и китайских путешествиях пишу себя на фб: facebook.com/pipenko