Горное государство Непал, находящееся как бы «между молотом и наковальней», т. е между Индией и Китаем, является одной из наименее развитых стран мира. Сообщение между Китаем и Непалом осуществляется помимо авиарейсов (Катманду-Гуанчжоу, Катманду-Чэнду) через автомагистраль «Дружба». На китайско-непальской границе действуют 6 контрольно-пропускных пунктов, из них важнейший — Джам, уезд Шигадзе (85% товарооборота).
Стабильные торговые отношения Китая и Непала берут своё начало в 50-х годах прошлого столетия, когда были подписаны двухсторонние соглашения о торговле. В 1981 году было достигнуто соглашение о преференциальном таможенном режиме, что послужило укреплению традиционной торговли между Непалом и Тибетским автономным регионом, насчитывающей тысячелетнюю историю. На данный момент Китай представляет из себя второго по важности (после Индии) торгового партнера для Непала, двухсторонний торговый оборот достиг в 2010 году 830 млн. американских долларов. На долю Китая приходилось 23% импортируемых в и 7,7% эскпортируемых из Непала товаров. За последние годы объём импорта в Непал из Китая значительно вырос, в 2004 году он составлял лишь 3,9%, тем самым ещё более усугубляя торговый дефицит. Непал — главный торговый партнер Тибетского автономного региона уже на протяжении почти целого десятилетия. В Китай из Непала экспортируются прежде всего сырьё и продовольствие: мука, кофе, зерновые, сахар, растительное масло, травы, краски и красители. Структура экспорта китайской продукции в Непал потерпела значительные изменения на протяжении последних десятилетий. Преобладающие в середине прошлого века поставки вооружения уступили место продуктам потребления и промышленному оснащению.
Перспективы улучшения торгового баланса двух стран довольно мрачны: насмотря на беспошлинный тариф для более чем 490 товаров, продукция Непала неконкурентноспособна по сравнению с китайской. Это касается прежде всего качества и цены, которая в значительной степени обусловлена высокой стоимостью транспортировки.
Китай занял первое место по объему прямых инвестиций и количеству основаных совместных предприятий в прошлом году, опередив Индию. Один из важнейших инструментов экономического сотрудничества, используемых Китаем — это комбинация из целевых дотаций и кредитов в сфере гидроэнергетики и транспортной инфраструктуры. Китайские энергетические компании [Sina Hydro, Hydrochina Corporation и др.] активно учавствуют по крайней мере в 10 гидроэнергетических проектах. Наряду с гидроэнергетикой и транспортной инфраструктуры, наиболее привлекательными отраслями для китайских ивестиций являются туризм, цементная промышленность и полезные ископаемые.
Туристы из Китая проявляют к Непалу растущий интерес (ведь 真的有山有水!)1, о чем говорит тот факт, что по количеству гостей страны они занимают почётное 3. место после США и Великобритании.
Безвозмездная экономическая помощь (70 млн $ в этом году) соседу напрямую связана с политикой. Нередко звучат обвинения в «покупке» Китаем лояльности Непала в отношении сепаратистских настроений тибетской диаспоры (22.000 эмигрантов). Сотрудничество в сфере образования охватывает стипендии на обучение в китайских вузах и поддержка в развитии образования в Непале (например апгрейд Рампурского сельхозколледжа до университета).
Делая общий вывод, можно с уверенностью утверждать, что Непал прочно укоренился в сфере экономического влияния Китая — с растущей тенденцией. Исходя из своей стратегической позиции, Непал является важным плацдармом в борьбе между Индией и Китаем за превосходство в азиатском регионе. Индия, хотя и ближе по культуре (Непал — единственное в мире индуистское государство), в последние годы значительно сдала свои позиции. Энергетический голод Китая делает Непал — страну с высочайшим гидроэнергетическим потенциалом Азии (83.000 мегаватт) и неразвитой промышленной базой, естественным партнёром на пути экономического развития.
- «Воистину есть и горы и воды» [↩]