Этот портрет Лу Сюня встречался всем неравнодушным к истории и культуре Китая, однако мало кому знаком автор гравюры — Ли Цюнь (力群, 1912—2012), художник, писатель и теоретик искусства, ушедший из жизни ровно два года назад. Ли вошел в историю искусства как один из первых подвижников движения новой гравюры.
В 1931 году он поступил в Чжэцзянскую академию изобразительного искусства (нынешняя Академия искусств КНР, кит. 中国美术学院) и сразу включился в насыщенную культурную жизнь этого учреждения. Здесь Ли впервые прочтет Лу Синя, разделит реформаторский дух последнего и обратится к гравюре. Почему же именно к гравюре? Дело в том, что в тридцатых годах прошлого века гравюра представлялась самым мощным двигателем революции, медиумом, который позволял социалистам нести свои идеи в массы.
В 1933 году, совместно с друзьями-студентами, Ли организует Центр изучения гравюры, создает работы, ярко и драматично изображающие тяжелую жизнь простого народа. В том же году Центр закрывается по прозаической причине: Ли отправляют в тюрьму, где он проводит долгих два года. В 1940 году Ли Цюнь занимает пост профессора в Институте Лу Сюня, еще через год вступает в коммунистическую партию.
В 1942 году Ли принимает участие в Яньаньской конференции, на которой Великий Кормчий провозглашает, что искусство должно служить народу и нести политическую подоплеку. Ли Цюнь внимательно слушает, и каждое слово отдается у него внутри. В каждом слове он чувствует собственную правоту, каждое слово подтверждает, что выбранный им путь верен.
Он продолжает заниматься гравюрой, двигаясь от советской стилистики, которой он придерживался поначалу, к традиционному и народному китайскому искусству. Можно предположить, что этот переход был вызван не только эстетическими, но и практическими побуждениями: как утверждают исследователи, гравюры хорошо воспринимались жителями Юга и прибрежных районов Китая, в то время как во внутренних районах страны длинные фигуры и мрачный колорит гравюры вызывали ассоциации с призраками или смертью.
После прихода ко власти коммунистов Ли Цюнь занимает важные должности в художественных структурах. Теперь он — редактор журналов «Искусство» и «Гравюра», заместитель председателя Союза граверов Китая. Он посвятит административной деятельности много лет, не переставая заниматься творчеством. Его работы займут почетные места в музеях всего мира, он переживет всех участников Яньаньской конференции, отпраздновав свой сотый юбилей.
«Моя жизнь была процессом поиска путей развития искусства и законов реалистического творчество, сдвигом от европейского искусства к китайской народной традиции, скачком от механического подражания к подлинному творчеству»
«Обратите внимание на маленькую красную книжечку в руке у девочки».
1944-й год, говорите? А та самая маленькая красная книжечка издана только в 1960-х.
Может ошибка в дате? Сюжет, скорее, из 60-х.
3-я картинка напомнила запорожцев и письмо к султану, почему-то.
Аня, спасибо за чудесную статью.
Очень добрые работы. Мне как-то китайская стилистика ближе мрачных черно-белых западных «ужастиков». Довольно много революционных гравюр можно посмотреть в Шанхайском музеи пропаганды. Там же огромное количество плакатов по тематике и десятилетиям.
Спасибо за рекомендацию, надо будет выбраться в Шанхай!
И это недалеко от нашего дома!