С самых первых минут жизни в Китае меня обескураживали две распространенные привычки шанхайцев – плеваться всюду и носить парадные пижамы. К пижамам на улице я постепенно привык, а вот к плевкам – не очень. Когда Китай в моем представлении вышел за пределы «детского» Шанхая, я понял, что плюется весь Китай. Но почему?
Когда я спросил учительницу Лю, почему все плюются, она ответила, что так делают только бескультурные, малообразованные и безответственные сограждане. Сознательные же так не делают. Тогда я в очередной раз задумался о собирательном образе культурного китайца – такой «фрукт» может не только читать дореформенные иероглифы, но и писать их, читает классиков, разбирается в чае, да еще и не плюется (постепенно этот перечень вырос до 15 пунктов, но об этом как-нибудь в другой раз).
Китай с конца 80-х годов сильно изменился, потерял многие традиционные китайские черты, но вот привычка плеваться не уступила напору «глобализации».
Мой старый китайский друг Ван И доказывал мне, что плеваться очень даже культурно. Этот тезис он подкрепил фотографией самого Мао Цзэдуна, у ног которого стоит 痰盂 (таньюй) – плевательница.
На мое неполиткорректное замечание о провинциальном происхождении Мао Чжуси, Сяо Ван выложил пару фотографий любимого мною Дэн Сяопина, заседавшего вместе с плевательницей.
Но и это меня не убедило, ведь Дэн еще более простого происхождения, чем Мао. Фото Чжоу Эньлая, родившегося в семье старой китайской аристократии, у ног которого белеет таньюй, поставило меня в ступор.
Позже в одной газете наткнулся на такое сообщение: «Китай является страной с древней культурой, насчитывающей несколько тысяч лет непрерывной истории… Некультурно плеваться повсеместно. Этот запрет не означает, что нужно глотать мокроту и слюну, товарищи, ведь там много бактерий. Проглатывать очень негигиенично. Сравните – проглотить мокроту – то же самое, что выпить мокроту из бутылки, разве вы сделаете это? Поэтому слюну и мокроту нужно выплевывать в плевательницы!»
Получается, что старушка Лю обманывала меня, оказалось, что плеваться – как раз таки культурно, только плевать нужно в специально отведенные места. Сама она, между прочим, тоже плевалась, украдкой. Плюются и культурные китайцы, и на самом деле весь сыр-бор не из-за того, что плеваться некультурно, вопрос в Китае стоит по-другому: куда плеваться и перед кем!
Ответ на вопрос «куда плеваться?» я уже практически дал – в плевательницу. Но что делать культурному человеку, если плевательницы нет? Нужно делать это незаметно для окружающих. В преддверии Пекинской олимпиады китайская пресса пестрила сообщениями о борьбе с плеванием в общественных местах, чтобы не потерять лицо перед иностранными гостями. Например, некая пекинская чиновница Чжан Хуэйгуань в прессе начала учить пекинцев хорошим манерам. «Сплевывать нужно в платочек или пакетик, а потом выбрасывать его в урну».
В Пекине даже были проведены акции, когда волонтеры раздавали пакетики для желающих «прочистить горло». Стремление пекинских властей, подкрепленное карательной мощью государства, привело к тому, что действительно плеваться пекинцы стали гораздо меньше!
Изучающие китайский язык часто спрашивают, зачем в Поднебесной так много обозначений для членов семьи и рода, причем настолько детальных, что для их правильного восприятия приходится делать специальную схему. Вероятнее всего, «виновница» такой системы – конфуцианская этика, первой задачей которой является «поставить человека на место» в строгой иерархии семейных, общественных и государственных отношений. Именно поэтому перед культурным китайцем стоит вопрос «перед кем плеваться?». Плеваться перед человеком, находящимся на более высокой ступени социальной иерархии, – некультурно. А перед равным? Тут хочу привести пример из биографии Дэн Сяопина. Так, во время встречи с президентом США Фордом в 1975 году, Дэн плюнул шесть раз. На других переговорах, он плевался гораздо чаще, да и тон речи его при этом был более напористым. Генри Киссинджер даже начал искать логику в количестве плевков Дэна. От души плевался Дэн и во время встречи с королевой Елизаветой II в 1986 году. На международной встрече в 1979 году, связанной с китайско-вьетнамской войной, Дэн плевался так грозно и раскатисто при упоминании Вьетнама и СССР, что стало понятно, плевки – часть его политики.
А вот на встрече с Маргарет Тэтчер по вопросу передачи Гонконга Китаю он не плюнул ни одного раза. Говорят, что он делал специальные «технические» перерывы, выходил из зала с известной целью. Аналогично он вел себя на встречах с сингапурским лидером Ли Куан Ю, между прочим, этническим китайцем.
Да уж, плевок на востоке тоже может оказаться тонким делом!