Китайские пенсии

По всему миру более полусотни стран и регионов столкнулись с проблемой «стареющей нации» и постоянно растущего количества неработающих граждан, однако в Китае этот вопрос стоит особенно остро. До 2002 года в стране ежегодно прибавлялось около 2 млн пенсионеров, после 2002 года темпы «старения» общества резко возросли — до 3,3 млн. Какова роль государства в регулировании этого вопроса? И какие меры предпринимает китайское правительство?

Ответственность за немощных или престарелых граждан ложится, в первую очередь, на их семьи. Традиционно культ предков в Китае способствовал укреплению родственных уз и подразумевал семейный уход за стариками, их содержание, лечение и помощь в бытовых вопросах. Отчасти из-за политики «одна семья — один ребёнок», которая на сегодняшний день отменена, сильно сократилась численность молодёжи, способной содержать пожилых родственников.

Сегодня на одного пенсионера приходится 4,9 работоспособных гражданина (в других источниках цифры варьируются от 3,1 до 3,7), по прогнозам к 2050-му году эта цифра сократится до 1,6. Даже работоспособная часть семейства не всегда может позволить себе оплатить дорогостоящее лечение родных. По оценкам специалистов, существующие государственные структуры также не справляются с нагрузкой.

С развитием и укреплением частного сектора в Китае закономерно возник вопрос поддержки работников, вышедших на пенсию. Начиная с 1994 года в стране стала широко применяться система пенсионных накоплений, а частные компании должны были отчислять средства от зарплаты сотрудника ежемесячно. Однако долгосрочные перспективы не произвели должного эффекта на простых сотрудников и их работодателей, которые стали работать неофициально в ущерб социальным гарантиям завтра, но зато за бóльшие деньги сегодня. Этот вопрос был отчасти решён жестким государственным контролем и системой штрафов, но и без реформ не обошлось.

Ляонинская пенсионная система — наиболее известный пилотный проект 2001-2006 годов. В рамках реформы китайское правительство опробовало в провинции Ляонин гибкую модель отчислений в пенсионный фонд как работодателями (20%), так и работниками (8%), а также увеличило субсидии и размер медицинской страховки пенсионеров (по системе «хукоу», прописки). Эксперимент оказался удачным и стал прототипом существующей модели пенсионной системы.

Децентрализация, как следствие борьбы с коррупцией и произволом, и увеличение отчислений на личный накопительный счёт входят в число перспективных направлений работы правительства. На очереди также постепенная ликвидация «хукоу» — географической привязки, из-за которой житель деревни, проработав всю жизнь в крупном городе, всё равно получает пенсию согласно деревенской норме. Также в планах борьба с разницей бюджетов на уровне провинций. Сравним пенсионный бюджет 2013 года провинции Гуандун — 388 млрд юаней ($51,3 млрд), и Тибетского автономного района – 2,5 млрд ($380 млн).

Возраст выхода на пенсию в Китае сегодня 60 лет для мужчин и 55/50 лет для женщин, для вредных и опасных производств — 55 лет и 45 лет соответственно. Кроме пересмотра политики «одна семья — один ребёнок», государство задумывается об увеличении возраста выхода на пенсию. Это связано с увеличением и средней продолжительности жизни китайцев — с 45 лет в 50-х до 73,5 лет сегодня.

Самая обычная пенсия работника в частном секторе состоит из:

  • стажа, пересчитанного в юани — например, 100 юаней ($15,2) за 1 год работы, то есть 20 лет = 2000 юаней ($304) в месяц, эта часть пенсии считается по системе «хукоу», а значит привязана к местным стандартам,
  • 1/120 пенсионных накоплений на личном счету (требуется минимум 15 лет накопительного стажа),
  • дополнительного пособия для тех, кто вышел на работу до 31 декабря 1997 года (около 125 юаней ($19)),
  • некоторых других пособий, связанных с вредностью производства и стажем.

Офисный работник в Пекине со средней зарплатой 10 000 юаней ($1520) в месяц через 30 лет регулярных отчислений в пенсионный фонд (800 юаней от него самого и 2000 юаней от работодателя), выйдя на пенсию в 60 лет, будет получать около 3400 юаней ($516) в месяц.

Госслужащим в Китае повезло чуть больше, их пенсия повышается в среднем раз в год. К примеру, в марте прошлого года к пенсии пекинским госслужащим добавились ещё 305 юаней ($46), в среднем пенсия составила 3355 юаней ($510). Для сравнения, в небольших городах это повышение оставило 70-80 юаней ($10-12) в среднем, а общий размер — около 1800-1900 юаней ($274-289). С несоответствием размеров пенсий и пособий для сотрудников частных предприятий и государственных организаций правительство Китая борется, но постепенно. Кроме того, граждане не отличаются доверием к системе и хранят сбережения на старость на личных счетах в банках, не имеющих отношения к пенсионному фонду, игнорируя официальные уведомления и затрудняя работу пенсионного фонда.

Укрепление пенсионной системы — путь долгий и непростой. В этом процессе главная роль отводится государственному регулированию. Как показывает опыт, Китай успешно справляется с трудностями, а правительство принимает необходимые меры по «сглаживанию углов» и поиску более гибких моделей управления пенсионной системой.

Другие материалы о жизни пенсионеров в Китае:
Сколько в Китае пенсионеров
Пенсия — как песня
Бабушка рядышком с дедушкой

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.