Ко Дню Победы: фильм “Вспоминая 1942”

Китайский фильм Вспоминая 1942 / back to 1942

“一九四二” («Вспоминая 1942»)
Режиссер: Фэн Сяоган, 2012

Историческая справка: действие фильма происходит во время Второй мировой войны, ради освобождения Китая от японских захватчиков КПК и Гоминьдан временно объединяют свои силы, Национально-революционная армия Гоминьдана противостоит японцам на фронтах, а коммунисты ведут партизанскую борьбу в тылу. Фактически официально страну возглавляет лидер Гоминьдана и главнокомандующий НРА Чан Кайши.

В 1942 году провинцию Хэнань настиг страшный голод, по официальной версии, по причине засухи и нашествия саранчи, и миллионы беженцев двигаются на запад в соседнюю провинцию в поисках лучшей доли. Главные герои фильма — собирательные образы представителей разных сословий Китая того времени — землевладелец и крестьянин, спасая свои семьи, покидают родные места, но оказываются в одной бесконечной веренице беженцев, а голод и война, в конце концов, стирают классовые различия и не щадят никого.

В Китае каждый масштабный исторический фильм является, прежде всего, политическим индикатором. В «Вспоминая 1942» интересна оценка роли Гоминьдана в трагических событиях в Хэнани. На первый взгляд кажется, что Фэн Сяоган призывает вспомнить жертв голода, но получается, что вместе с этим зритель видит тот самый момент, когда Китай стоял на распутье, Коммунистическая партия Китая еще не пришла к власти, и у руля могли теоретически остаться и прокапиталистически настроенные националисты. Оценка, данная им, однако, не осуждает их в лоб. В фильме никак не упоминается КПК, все решения, связанные с зоной бедствия, принимает Чан Кайши, его образ не лишен достоинства, но главная его ошибка, метафорическим изобличением которой и выступает фильм, и которая привела к трагическим событиям и колоссальным потерям – это оторванность от народа, которую, по мнению создателей фильма, подразумевает изначально неправильный политический курс Гоминьдана. Информация о масштабах трагедии доходит до Чан Кайши с опозданием, его армия не желает входить в положение бедствующего народа, приказы Чан Кайши о принятии необходимых мер, отданные вроде правильно, по вине коррумпированных чиновников и желающих нагреть руки дельцов, только ухудшают положение голодающих беженцев. Основной посыл о том, кто именно был той «саранчой», из-за которой от голода погибло 3 миллиона человек, и что после 1949 года, разумеется, все изменилось, и Китай встал на единственно правильный курс, вполне прозрачен.

Японцы традиционно показаны монстрами.

Есть два реверанса в сторону Запада — в положительном свете показаны журналист Теодор Уайт (Эдриан Броуди), реальное историческое лицо, единственный представитель прессы, кто заинтересовался истинным положением дел в Хэнани, задокументировал бедствие и донес информацию до самого Чан Кайши, и католический священник (Тим Роббинс), который не покидает храм даже под угрозой голодной смерти и помогает китайцу-миссионеру сохранить веру, для которой смерть и жестокость, происходящие кругом, оказались серьезным испытанием.

«Вспоминая 1942» – масштабный фильм о бедствиях и ужасах войны, достаточно тяжелый и натуралистичный. Фэн Сяоган умеет рассказывать истории, используя нестандартные, но очень живые типажи, и он уже делал фильмы о войне («Трубить сбор», 2007), но в «Вспоминая 1942» он рассказывает о событиях с точки зрения простых людей, для которых война служит фоном в и без того тяжелейших условиях. Он показывает, как положение миллионов беззащитных людей, которые оказались без крова и возможности удовлетворять простую, но базовую потребность каждого человека — потребность в еде, обнажает самые разные свойства человеческой натуры, от безразличия, граничащего с жестокостью, до невероятной жертвенности и благородства, ценой которому становится жизнь.

Если забыть о политическом подтексте, то фильм еще раз напоминает о том, что все мы люди, и что перед лицом голода и войны все равны, но возникают эти бедствия, увы, по вине таких же людей.

Ко Дню Победы: фильм "Вспоминая 1942"

Фото аватара

Автор: Betsy Blackfriars

Культуролог-китаист. Родилась в Москве, закончила ИНЯЗ. Работала директором галереи современного искусства на Винзаводе, но Китай не отпускал, и сейчас живу и работаю в Пекине.

16 комментариев

  1. Китайские исторические фильмы, особенно посвященные недавней истории, если честно недолюбливаю…. Слишком уж много идеологии, откровенных подтасовок фактов и очень мало правды в них. А вот как раз с натурализмом в последнее время у китайцев всё в порядке – научились у американцев, иногда даже чересчур. Ну ради галочки оно конечно, наверное, посмотреть стоит… Спасибо за наводку.

    1. даже ради галочки не стоит, Фэн Сяоган известен как поставщик “новогоднего шлака”, и это заунывное зрелище не исключение. “Дьяволы у порога”, упомянутые выше, заунывны чуть в меньшей степени, хотя задумка там намного лучше. Цзян Вэнь счёл себя настолько гениальным, что развернул своё полотно на два часа, но в реальности там действия на короткометражку. Вернее, там просто пустота на две трети фильма, без особого действия, которую можно промотать и посмотреть окончание.

      Что касается данного обзора, то написано очень толково, автора – с почином, пишите дальше, глубже, интенсивнее.

  2. После прочтения обзора фильм крайне заинтересовал. Люблю картины, где принимают серьёзные исторические решения на фоне серых лиц, много трупов и война, катастрофа. Тем более послушала комментарии друзей китайцев – настоящая трагедия. А я на подобных фильмах, можно сказать, выросла. На Youku качественная версия, с диалектом, правда, ну ничего, зато субтитры в порядке. Но досмотреть, к сожалению, не смогла. Мужчины сдержанно и строго разговаривают, женщины дико и надрывно кричат… Наверное, очень хороший фильм, но “ниасилил”. :(

  3. Раз уж речь зашла о победе.

    И было так: четыре года
    В грязи, в крови, в огне пальбы
    Рабы сражались за свободу,
    Не зная, что они – рабы.

    А впрочем – зная. Вой снарядов
    И взрывы бомб не так страшны,
    Как меткий взгляд заградотрядов,
    В тебя упертый со спины.

    И было ведомо солдатам,
    Из дома вырванным войной,
    Что города берутся – к датам.
    А потому – любой ценой.

    Не пасовал пред вражьим станом,
    Но опускал покорно взор
    Пред особистом-капитаном
    Отважный боевой майор.

    И генералам, осужденным
    В конце тридцатых без вины,
    А после вдруг освобожденным
    Хозяином для нужд войны,

    Не знать, конечно, было б странно,
    Имея даже штат и штаб,
    Что раб, по прихоти тирана
    Возвышенный – все тот же раб.

    Так значит, ведали. И все же,
    Себя и прочих не щадя,
    Сражались, лезли вон из кожи,
    Спасая задницу вождя.

    Снося бездарность поражений,
    Где миллионы гибли зря,
    А вышедшим из окружений
    Светил расстрел иль лагеря,

    Безропотно терпя такое,
    Чего б терпеть не стали псы,
    Чтоб вождь рябой с сухой рукою
    Лукаво щерился в усы.

    Зачем, зачем, чего же ради –
    Чтоб говорить бояться вслух?
    Чтоб в полумертвом Ленинграде
    От ожиренья Жданов пух?

    Чтоб в нищих селах, все отдавших,
    Впрягались женщины в ярмо?
    Чтоб детям без вести пропавших
    Носить предателей клеймо?

    Ах, если б это было просто –
    В той бойне выбрать верный флаг!
    Но нет, идеи Холокоста
    Ничуть не лучше, чем ГУЛАГ.

    У тех – все то же было рабство,
    А не пропагандистский рай.
    Свобода, равенство и братство…
    Свободный труд. Arbeit macht frei.

    И неизменны возраженья,
    Что, дескать, основная часть
    Из воевавших шла в сраженья
    Не за советскую-де власть,

    Мол, защищали не колхозы
    И кровопийцу-подлеца,
    А дом, семью и три березы,
    Посаженных рукой отца…

    Но отчего же половодьем
    Вослед победе в той войне
    Война со сталинским отродьем
    Не прокатилась по стране?

    Садили в небеса патроны,
    Бурлил ликующий поток,
    Но вскоре – новые вагоны
    Везли их дальше на восток.

    И те, кого вела отвага,
    Кто встал стеною у Москвы –
    За проволоками ГУЛАГа
    Поднять не смели головы

    Победа… Сделал дело – в стойло!
    Свобода… Северная даль.
    Сорокаградусное пойло,
    Из меди крашеной медаль

    Когда б и впрямь они парадом
    Освободителей прошли,
    То в грязь со свастиками рядом
    И звезды б красные легли.

    Пусть обуха не сломишь плетью,
    Однако армия – не плеть!
    Тому назад уж полстолетья
    Режим кровавый мог истлеть.

    И все ж пришел конец запретам,
    Но, те же лозунги крича,
    Плетется дряхлый раб с портретом
    Того же горца-усача.

    Он страшно недоволен строем,
    Трехцветным флагом и гербом…
    Раб тоже может быть героем,
    Но все ж останется рабом.

    И что ж мы празднуем в угоду
    Им всем девятого числа?
    Тот выиграл, кто обрел свободу.
    Ну что же, Дойчланд – обрела.

    А нас свобода только дразнит,
    А мы – столетьями в плену…
    На нашей улице – не праздник.
    Мы проиграли ту войну.

    Юрий Нестеренко

  4. Кстати, не знаю, может, он лежит на китайских торрентах, но я его нашла в контакте с английскими субтитрами.

    1. Фильм очень хороший, смотрела его в кинотеатре, в некоткорых моментах фильма, даже китайцы ПЕРЕСТАВАЛИ ЧАВКАТЬ , это уже показатель)))

  5. Давненько Магазета не радовала кинообзорами.
    А фильм отличный, Фэн Сяоган как всегда порадовал.

    1. Хорошее кино? Я что-то не могу смотреть. Последний хороший фильм, что я посмотрел в этом году, когда летал в Москву на Тверскую, 4 в родовое гнездо на 2 дня был “Джанго”. В кинотеатре на Арбате.

      1. Джанго – добрый фильм про торжество справедливости, дружбу и настоящую любовь. А “Вспоминая 1942” – очень грустное кино, под настроение. Так что не смотрите, если не можете. В другой раз.

  6. Вот спасибо, просветили. Фэн Сяогана знаем, будем смотреть. Вы случайно не смотрели “鬼子来了”? Похоже?

      1. о, это отличный фильм Цзян Вэня, который играл главную роль в “Красном гаоляне”, если Вы смотрели. он же “Devils on the doorstep”, он же “Дьяволы у порога”. на мой взгляд, один из лучших фильмах об антияпонской войне. да и сам по себе хорош. он черно-белый, а еще он черная комедия. и там уморительно изображается японец :)

    1. «鬼子来了» – тоже фильм об антияпонской войне, как тут уже сказали. Но он показывает именно отношения китайских крестьян с японскими солдатами. Это фильм с подвохом, потому что даже если гипетрафированное самурайское поведение японца – ключевого героя фильма, или некоторые ужимки китайцев и вызывают улыбку во время просмотра, то после концовки, которую закрутил автор, от желания смеяться не остается и следа. То есть, фильм тоже не из легких, но там весь блеск – в игре актеров и столкновении характеров, а не в масштабности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *