“一九四二” («Вспоминая 1942»)
Режиссер: Фэн Сяоган, 2012
Историческая справка: действие фильма происходит во время Второй мировой войны, ради освобождения Китая от японских захватчиков КПК и Гоминьдан временно объединяют свои силы, Национально-революционная армия Гоминьдана противостоит японцам на фронтах, а коммунисты ведут партизанскую борьбу в тылу. Фактически официально страну возглавляет лидер Гоминьдана и главнокомандующий НРА Чан Кайши.
В 1942 году провинцию Хэнань настиг страшный голод, по официальной версии, по причине засухи и нашествия саранчи, и миллионы беженцев двигаются на запад в соседнюю провинцию в поисках лучшей доли. Главные герои фильма — собирательные образы представителей разных сословий Китая того времени — землевладелец и крестьянин, спасая свои семьи, покидают родные места, но оказываются в одной бесконечной веренице беженцев, а голод и война, в конце концов, стирают классовые различия и не щадят никого.
В Китае каждый масштабный исторический фильм является, прежде всего, политическим индикатором. В «Вспоминая 1942» интересна оценка роли Гоминьдана в трагических событиях в Хэнани. На первый взгляд кажется, что Фэн Сяоган призывает вспомнить жертв голода, но получается, что вместе с этим зритель видит тот самый момент, когда Китай стоял на распутье, Коммунистическая партия Китая еще не пришла к власти, и у руля могли теоретически остаться и прокапиталистически настроенные националисты. Оценка, данная им, однако, не осуждает их в лоб. В фильме никак не упоминается КПК, все решения, связанные с зоной бедствия, принимает Чан Кайши, его образ не лишен достоинства, но главная его ошибка, метафорическим изобличением которой и выступает фильм, и которая привела к трагическим событиям и колоссальным потерям — это оторванность от народа, которую, по мнению создателей фильма, подразумевает изначально неправильный политический курс Гоминьдана. Информация о масштабах трагедии доходит до Чан Кайши с опозданием, его армия не желает входить в положение бедствующего народа, приказы Чан Кайши о принятии необходимых мер, отданные вроде правильно, по вине коррумпированных чиновников и желающих нагреть руки дельцов, только ухудшают положение голодающих беженцев. Основной посыл о том, кто именно был той «саранчой», из-за которой от голода погибло 3 миллиона человек, и что после 1949 года, разумеется, все изменилось, и Китай встал на единственно правильный курс, вполне прозрачен.
Японцы традиционно показаны монстрами.
Есть два реверанса в сторону Запада — в положительном свете показаны журналист Теодор Уайт (Эдриан Броуди), реальное историческое лицо, единственный представитель прессы, кто заинтересовался истинным положением дел в Хэнани, задокументировал бедствие и донес информацию до самого Чан Кайши, и католический священник (Тим Роббинс), который не покидает храм даже под угрозой голодной смерти и помогает китайцу-миссионеру сохранить веру, для которой смерть и жестокость, происходящие кругом, оказались серьезным испытанием.
«Вспоминая 1942» — масштабный фильм о бедствиях и ужасах войны, достаточно тяжелый и натуралистичный. Фэн Сяоган умеет рассказывать истории, используя нестандартные, но очень живые типажи, и он уже делал фильмы о войне («Трубить сбор», 2007), но в «Вспоминая 1942» он рассказывает о событиях с точки зрения простых людей, для которых война служит фоном в и без того тяжелейших условиях. Он показывает, как положение миллионов беззащитных людей, которые оказались без крова и возможности удовлетворять простую, но базовую потребность каждого человека — потребность в еде, обнажает самые разные свойства человеческой натуры, от безразличия, граничащего с жестокостью, до невероятной жертвенности и благородства, ценой которому становится жизнь.
Если забыть о политическом подтексте, то фильм еще раз напоминает о том, что все мы люди, и что перед лицом голода и войны все равны, но возникают эти бедствия, увы, по вине таких же людей.