Сянчи (象棋, xiàngqí, сянчи) — китайская настольная игра, подобная западным шахматам, индийской чатуранге, японским сёги и подобным играм. Сянчи часто называют китайскими шахматами. Это одна из наиболее популярных в мире настольных игр. Распространена также за пределами Китая, в ряде стран Дальнего Востока.
На сегодняшний день Сянчи самая популярная в мире игра. В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли. Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянчи играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянчи хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.
Предлагаю ознакомиться с правилами и попрактиковаться на своем наладоннике (или КПК). Для Windows Mobile есть бесплатная игрушка HoxMobile. На счёт других платформ — не знаю, но буду рад вашим ссылкам и рекомендациям в комментариях к статье.
Стартовое положение
Xiangqi играется на прямоугольной доске 9×10 (в нашем случае на экране КПК). В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек. Маленькие квадраты, содержащие диагональные линии называют красным и черным дворцами, а толстую горизонтальную линию в середине доски называют «рекой».
Цель игры мат или пат королю противника.
Движение фигур
Все фигуры в Xiangqi (кроме пушек) используют те же самые правила как для ходов, так и для сбития фигур соперника. Пушки имеют специальное правило, которое будет разъяснено ниже.
Король (Генерал, Маршал)
Обозначается 将, (jiàng), «цзян», то есть «генерал» за чёрных и 帅, (shuài), «шуай», то есть «маршал» за красных. Эта фигура аналогична шахматному королю, то есть её потеря означает проигрыш партии. Король может ходить только в пределах своего дворца (3 x 3) на одну клетку по горизонтали и вертикали, но не может ходить по диагонали. Как в стандартных шахматах, королю не разрешают делать ход под шах. Если король подвергается нападению (находится под шахом ), соответствующий игрок должен избавиться от шаха немедленно. Если это не возможно, игрок проигрывает.
Охранник (Советник)
Обозначается 士, (shì), «ши» — «чиновник, воин, учёный» за чёрных и 仕, (shì), также «ши» — «учёный, чиновник» за красных. Может перемещаться в пределах крепости (дворца) только по диагонали, то есть он ограничен пятью точками крепости.
Слон (Министр)
Обозначается 象, (xiàng), «сян» — «слон» за чёрных и 相, (xiàng), «сян» — «министр» за красных. Ходит по диагонали на две точки. Не может пересекать реку.
Конь (Всадник)
Обозначается 马, (mǎ), «ма» за чёрных и 马, (mà), «ма» за красных. Ходит на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим (в том же ходе) перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня конь в сянци является обычной линейной фигурой — при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
Ладья (Колесница)
Обозначается 车, (jū), «чжу» за чёрных и 车 (伡), (jū), «чжу» за красных. Ходит, как шахматная ладья.
Пушка(Катапульта)
Обозначается 砲, (pào), «пао» — «катапульта» (ключ «камень») за чёрных и 炮, (pào)«пао» — «пушка» (ключ «огонь») за красных. Ходит, как шахматная ладья. Захватывают фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
Пешка (Воин)
Обозначается 卒 , (zú), «цзу» за чёрных и 兵, (bīng), «бин» за красных. Ходит на одну точку вперёд. На территории противника (за рекой) обладает дополнительной способностью ходить вбок, также на одну точку. Достигнув последней линии, ходит только вбок. В отличие от классических шахмат, не превращается в другие фигуры.
Завершение партии (и другие важные правила)
- Игра выиграна, если ставится мат или пат королю противника. Это — важное различие между этой игрой и западными шахматами, где пат приводит к ничье.
- Вечный щах запрещается. Игрок не может шаховать короля противника больше чем 3 раза подряд с той же самой фигурой и с того же самого положения.
- Вечное преследование незащищенной вражеской фигуры запрещается также. Это означает, что игрок не может напасть на ту же самую вражескую фигуру (которая не защищена другой вражеской фигурой), перемещая с одног и того же. Игрок, который вызывает такую ситуацию, обязан прекратить это.
- Когда ни один из игроков не может вызвать мат или пат, игра завершается ничьей.
- Короли не могут встретиться на одной и той же открытой колонке, должна быть по крайней мере одна другая фигура между ними на той же самой колонке. Картинка ниже показывает положение, где красный охранник не может двигаться, потому что короли будут одни в этой колонке