Как найти правильную школу ушу в Китае?

Куда пойти учиться, или как искать "правильную школу" ушу

Совершенно неважно, фанатели ли вы от фильмов с Джеки Чаном и Брюсом Ли в детстве, занимались ли ушу в спортзале соседской школы, или просто решили, что неплохо бы перенести групповые занятия тайцзи в парке в более живописную обстановку… Так или иначе, в один прекрасный день вы почувствовали, что вам жизненно необходимо поехать в настоящую школу ушу в китайской глубинке (обязательно в ней – где жe еще найти настоящих мастеров?). И пробыть там месяц-год-десять (опций обычно бывает масса). Давайте попробуем вместе разобраться, чего вам ожидать и куды бечь.

Прежде всего, стоит знать – настоящие мастера есть везде, в том числе в больших городах. Мы все уже знаем, что Шаолинь сегодня не имеет практически ничего общего с ШАОЛИНЕМ, так что искать нужно не раскрученный брэнд, а хорошую школу и хорошего мастера. Таких мест в Китае довольно много, однако все зависит от того, что вам нужно. Поэтому первый и главный совет для тех, кто слишком занят, чтобы дочитать эту статью до конца – если вы собираетесь ехать на долгий срок, никогда не платите полную сумму до тех пор, пока вы не уверены на 100%, что эта школа – то самое место, где вы хотите остаться.

Дело даже не в том, что школа может оказаться плохой. Просто, к примеру, стиль преподавания вам не подойдет, или разучиваемые формы покажутся слишком простыми/сложными, или физухи будет слишком мало/много. Поэтому не принимайте поспешных решений прежде, чем вы приехали на место и пожили там хотя бы немного. Я, например, в свою школу ехала с намерением остаться на 9 месяцев, но окончательное решение приняла только через несколько дней и собираюсь продлить пребывание на год. Мне повезло. Мы со школой очень хорошо совпали, а есть люди, которые сменили с десяток мест, прежде чем нашли для себя то, что им было нужно.

Как искать школу?

Два основных способа – интернет или чья-то рекомендация (знакомых или тренера). Ни один из вышеперечисленных способов не гарантирует того, что вы в ней останетесь. Посему – личный опыт. Раскрученность и хорошая реклама не являются залогом качества, но при этом и не означают (как многие полагают), что в школе не знают, что такое настоящее кунг-фу.

Я бы посоветовала прислушаться к ощущениям, при этом постараться навести справки и выяснить, какой именно стиль преподавания практикуют в месте, куда вы едете. Стилей этих я бы выделила три:

1) Традиционный способ обучения – для сильных телом и духом. Огромное количество физической нагрузки. Ваши болевые ощущения никого не волнуют, состояние здоровья, впрочем, тоже. Вас будут бить (иногда мечом), если вы что-то делаете не так; садиться вам на спину, чтобы вас растянуть; наказывать за малейшую провинность, и никто не посмотрит на то, что вы лаовай или девушка. Не нравится? Знаете, где выход? Кстати, денег мы не вернем.

Можно сколь угодно говорить о плюсах или минусах такого подхода, но факт остается фактом – вы сильно укрепитесь телом и духом, если, конечно, не сломаетесь в прямом и переносном смысле. Как показывает практика, тяжелые тренировки по западным меркам даже рядом не стоят с тренировками по меркам китайским. Травмы могут быть довольно серьезные – вплоть до переломов и разрывов связок, но и эффективность этой методики тоже налицо. Решать вам.

2) Второй подход – умеренный. Есть разминка от получаса до часа, вы учите формы. Никто не стоит у вас над душой. Хотите заниматься дополнительно сами – вам с удовольствием подскажут упражнения. Вперед, занимайтесь! Хотите в перерывах лежать на пузе и плевать в потолок? И тут пожалуйста. Хотите сидеть во время тренировок в сторонке и смотреть на остальных? Да легко! Ах да, денег мы вам не вернем.

Тут все зависит от вас. Хотите чему то научиться – научитесь. Чем больше будете заниматься, тем больших успехов добьетесь. Плюс данной стратегии – вы выбираете нагрузки исходя из собственного состояния организма. Если чувствуете, что подводят колени (а это первое, что подводит всех), то стойки можно делать повыше. Понимаете, что тело устало и хотите пропустить тренировку или денек-другой – пропускаете.

Основной минус в том, что когда нас заставляет что-то делать кто-то другой, обычно мы добиваемся гораздо больших результатов, чем если мы заставляем себя сами.

3) Ну и третий вариант – пофигистический. Мне про такое рассказывали. Администрации школы все равно. Учителям, в принципе, тоже. Тренировок особенно нет. Студенты большую часть времени тусуются сами по себе. Конечно, вариант крайний, но возможный. Кстати, да, денег мы вам не вернем.

Ни один из вышеперечисленных стилей ничего не гарантирует. Неподалеку от нас находится школа, в которой преподают в традиционном стиле (очень известная, кстати, школа). Так вот, мастер там, по сути, ничему не учит – ходит, покуривает и бьет студентов. И вполне может статься, что в школе, где всем на все наплевать, найдется один блестящий учитель, который вас научит всему чему надо (маловероятно, но возможно).

Имейте также в виду, что самое важное – не крутизна и известность главного мастера школы, а уровень обычных учителей, так как обладать мастерством и преподавать – вещи совершенно разные. В нашей школе самый лучший, самый терпеливый учитель тот, у которого ничем не выдающееся кунг-фу. Но как в учителе в нем души не чают.

Далее всплывает момент с языком – если у вас есть китайский, то все прекрасно. Если у вас китайского нет, насколько важным является наличие англоговорящих инструкторов? Скажем так, это плюс, но не очевидный. Все равно, уровень английского, на котором вам объяснят все тайны тайцзи, вы вряд ли где-то найдете. А те несколько слов, «правильно-неправильно», «расслабься» «рука”, “нога», «сорок пять градусов» и т.п., которые знают большинство «англоговорящих» тренеров, особого значения не играют. Названия стоек, ударов и всех ушуистских терминов даже в России звучат по-китайски. Но, конечно, иметь одного уверенно-англоговорящего человека было бы желательно, хотя бы для решения разнообразных административных проблем.

Возможно, имеет смысл обратить внимание на местоположение школы. Я не имею в виду условную географию – о разделении на более “внешние” (Шаолинь) и более “внутренние” (Удан) стили, об их особенностях, плюсах и минусах можно писать еще не одну большую статью. Я имею в виду буквально: например, есть ли где заниматься в случае плохой погоды (если нет, то чаще всего тренировки не проводятся); или где расположена тренировочная площадка, а то можно заниматься на главной площади какого-нибудь храма или в другом людном месте, где толпы туристов будут бродить среди студентов и пытаться сфотографировать или сфотографироваться на вашем фоне – такое я тоже наблюдала.

Что еще добавить? Планируя бюджет, помимо оплаты за обучение, проживание, питание, и всякого рода необходимых вещей типа зубной пасты, имейте в виду, что дополнительные расходы могут включать форму (минимум два комплекта, а если остаетесь на зиму, то и три), меч, и, возможно в школе придется доплачивать что-то еще по мелочам.

Ну и наконец, у меня для вас две новости – плохая и хорошая. Плохая: история Кунгфу Панды и Каратэ пацана – полный развод; сколь сильно бы вы не любили печеньки – сесть на шпагат за пару недель не получится (даже если вас будут очень сильно бить и тянуть силой). Сколь гениальный учитель бы у вас не был, стать мастером за полгода – нереально, даже если вы совершите паломничество во все святые места ушу.

Но если вы запасетесь терпением, небольшим количеством удачи (чтобы попасть в хорошую школу), и если вы всей душой любите ушу, то каждый тренировочный день будет приносить вам радость, несмотря на ранние подъемы, постоянную боль в связках и осознание того, что между вами и настоящим мастерством лежит огромная пропасть. Ведь путь в десять тысяч ли начинается…

Другие статьи о китайском ушу и кунгфу в Китае:

Фото аватара

Автор: Маша Пипенко

С 2013 года живу в Уданшани, практикуя уданское кунг-фу и тайцзицюань. В свободное от боевых искусств время преподаю английский онлайн и подрабатываю V.I.P гидом по Китаю. О своей уданской жизни и китайских путешествиях пишу себя на фб: facebook.com/pipenko

80 комментариев

  1. олег 56 никогда не занимался восточными единоборствами хочу уехать в китай на пару недель посмотреть на школы цигун и на страну поможете? спасибо [email protected]

  2. приветствую все начинания Марии Пилипенко хочу переписываться с ней на Face нужны советы внучка с 3 лет занимается успешно ушу

  3. хочу поехать в китай,не для того чтоб научиться кунг фу или ушу.а для того чтоб остановиться или забыться от всего.хотя бы на год или на два.что можете посоветовать.я из германии,как мне визу зделать и там проживать?

  4. Я хочу попробовать заняться боевыми искусствами. И где как не в Китае. Прошу всех, кому не трудно, помочь мне в этом. Кто знает какую-либо полезную информацию или может помочь пишите сюда: https://vk.com/chevrolet_impala_1967
    http://my.mail.ru/mail/snitko-19991999/
    https://www.facebook.com/profile.php?id=100003532113340
    Спасибо!

  5. интересная статья
    очень хочу обратить к автору статьи(или др.коментаторам) за помощью в выборе места,куда можно было бы поехать на 2-3 недели отпуска позаниматься
    мой скайп Watch_the_World, [email protected],мой тел. в Шанхае 15601708410

  6. Цитата из одной известной ;) книги:
    “Самое первое – найти учителя. Однако, учитель учителю рознь. Я не согласен с идеей Кришнамурти о том, что сама система преподавания – это мошенничество, однако я думаю, что учитель должен иметь нечто большее, чем просто зачатки мастерства1. Я согласен с Кимоном Николайдесом, утверждающим, что «Работа учителя… заключается в том, чтобы… научить учеников учиться. Они должны приобрести реальный метод самостоятельного нахождения фактов, а не ограничиваться до конца своих дней теми фактами, на которые ссылался инструктор…». Мне повезло с этим с самого начала: мои первые учителя – Хун Исян и Ляо Уцян – были примерами такого подхода, хотя ни один из них не имел формального образования. Вот как это произошло.
    Прибыв в Тайбэй в августе 1959-го, я сразу начал заниматься дзюдо с Андерсоном Линем (чёрный пояс, 4-й дан), чемпионом Тайваня 1958 года и призёром 1959-го и 1960-го. Линь был любезным джентльменом, влюблённым в дзюдо, и у нас были отличные схватки. Когда я сказал ему, что мало намерен заниматься дзюдо во время своего путешествия – вместо этого я хочу изучать Китайский бокс – он был очень удивлён. Он сказал, что мало знаком с Китайским боксом, но помнит, как будучи мальчиком, видел бродячего торговца лекарствами, который расколол кирпич как кусок торта, пока зазывал покупателей своим низким голосом. Однако он знает Хун Исяна, который является «крутым» бойцом. Он познакомил меня с ним.
    Моя первая встреча с Хуном оставила меня разочарованным. Он выглядел как конспект спортсмена, добравшегося до приза: ожиревший, небритый, с постоянной сигаретой, свисающей из губ. Для пришедшего из дзюдо с его традициями спокойного ритуала и чистоты, это было шоком. Несмотря на то, что он владел южным Шаолинем, дзюдо, окинавским гякутэ, тайцзицюань, северным Шаолинем, синъицюань, багуачжан и цигуном, первое впечатление пришлось немного подкорректировать – на самом деле, на это ушёл почти год. Я был членом небольшой группы иностранцев, которую он обучал в публичном зале. Из-за его огромной силы я продержался год. Но в конце-концов я устал от бесконечных комплексов, которые являлись в основном танцами (та опасность, против которой боролся Гитин Фунакоси – отец японского каратэ) – ибо оставались необъясняемыми – постоянно присутствующего чая и многочисленных тренировок, на которых никто из занимающихся не мог вспотеть. Дисциплина – вот, что отсутствовало. Поэт Стразерс Бёрт как-то сказал: «Душа человека не может функционировать без некоторого подобия дисциплины – гораздо в большей степени, чем вода не может функционировать без труб, что гонят её, а с другой стороны, душа человека не может функционировать, если эти трубы засорены отбросами древности». Я считал своё время слишком ценным, а Китайский бокс – слишком разнообразным, чтобы тратить время здесь. Я ушёл.”

  7. Багуачжан и Айкидо – полицейские стили. Первый применяется в Китае, второй – в Японии.
    Но не на полях сражений.
    И наоборот, Син И Цуань – никогда не станет полицейским стилем.

    1. Откуда сведения, что багуачжан использует полиция?…
      Например, до недавнего времени вопросы физ.подготовки силовых структур в Пекине курировал Ма Лэй, сын известного пекинского традиционного наставника по ушу Ма Ханьцина и сводный брат Ильи Профатилова. Мы каждый приезд и до его смерти встречались в Пекине и не раз поднимали вопрос о рукопашной подготовке в китайской армии и силовых структурах. Если кратко – никакого багуачжан там нет и в помине, ориентация больше на современные, опробованные в западных силовых структурах, методы.
      В качестве факультатива, тоже цинна он давал на базе того, чему его учил, есссно, родной отец. :)
      https://www.youtube.com/watch?v=Qb5hVjAZTsU

      1. Вернее раньше использовалось. Есть упоминание в сборнике “Багуачжан первой половины XX века”. В сборник вошли переводы нескольких небольших книг по багуачжан, написанных в Китае еще до прихода к власти коммунистов.

        1. Нашел еще такую мысль:”Система “цзюлун багуачжан” (“ладони восьми триграмм и девяти драконов”) была разработана мастером Ли Цинъюанем, который жил в китайской провинции Сычуань. Он обучил этой системе своего двоюродного брата, который в 1945 году эмигрировал в США, а с 1957 по 1969 год обучал техасского полицейского Джона Пэйнтера. Тот работал профессиональным телохранителем, а также преподавал это направление полицейским и правительственным агентам.”
          ++++++++
          Сейчас, понятное дело, все сводится к единообразию и унификации.

          1. Это цитата, пардон, ни о чем, у нас так на постсовестком пространстве есть тенденция, что говорят, мол, обучаем спецслужбы , проведя пару рекламного характера семинары благодаря личной инициативе кого-нить из руководителей. Вопрос о целенаправленном использовании в методике подготовки ЛС.

        2. хотелось бы глянуть на китайский источник, ибо во встречавшихся мне указываются, что использовалось в ЧАСТНЫХ охранных структурах, что не одно и тоже.

    1. Владимир, а с чего такой вопрос? при чем тут походы и Ян Лучань? я ничего подобного не писал.

      Поэтому, для того чтобы понять Вашу позицию я Вас спросил: “Вы думаете что Ян Лучань был фиктивным мастером и все на что его хватало это преподавать тайцзи для знати, которая ничем кроме здоровья не интересовалась?».

  8. Но это не так уж и плохо. Все чему учат регулярные войска – упрощенка.
    Как сказал один из японских военачальников осматривая трупы на поле сражения: “Нет настоящих мастеров меча. Почти все повержены ударом кесагири”.

  9. Они числились у его сына если происхождение не позволяло учиться непосредственно у него. Но доступ во дворец все таки имели.
    Т.О.: Ян – преподавался в среде элитный охранных войск (телохранителей) и среди дворцовой знати. При этом, элитные войска были вооружены на европейский манер огнестрельным оружием.
    В боевых действиях на полях сражений стиль не применялся.

    1. Элитные охранные войска и телохранители должны были иметь хорошую физ подготовку и хорошо владеть “рукопашкой”.

      Честно говоря, Владимир, я не совсем понимаю, что Вы хотите доказать всем этим. Вы думаете что Ян Лучань был фиктивным мастером и все на что его хватало это преподавать тайцзи для знати, которая ничем кроме здоровья не интересовалась.

      1. забил поставить вопросительный знав в конце предыдущего сообщения.

        “Честно говоря, Владимир, я не совсем понимаю, что Вы хотите доказать всем этим.
        Вы думаете что Ян Лучань был фиктивным мастером и все на что его хватало это преподавать тайцзи для знати, которая ничем кроме здоровья не интересовалась?”

  10. Знаете как назывался дворец императора? “Запретный город”. Вот его то и охранял элитный батальон Шэньцзиин.

  11. О-о-о! Там же:
    “Князь Су был также одним из учеников мастера Яна. Так как по этикету было запрещено, чтобы простолюдины становились братьями по гунфу с членами императорской фамилии, мастер Ян сделал так, что охранники стали учениками его сына Баньхоу (1837 – 1892гг). ”
    Как говориться, изучайте историю своего стиля.
    Поверьте, я и сам на вашей стороне, но факты вещь упрямая. :(

    1. так, я что конкретно это доказывает?
      я знаю об этом факте, но он означает лишь то, что те кто учился у самого Яна в линии преемственности у него могли не упоминаться, а числились учениками его сына.

      Как говориться, правильно соотносите информацию :)

    1. Владимир, честно говоря, мне не хочется Вам доказывать очевидные вещи.

      Шэньцзиин состоял не из “формальных курсантов”, это была реальная армия с передовой программой обучения на тот момент.

  12. Как я и писал:
    “Ян Лучаню было предложено возглавить обучение в Шэньцзиин (“батальон волшебных механизмов;”охранное подразделение императорского дворца, вооружённое огнестрельным оружием).”
    Вот ссылка:
    http://taijiquan.narod.ru/articles/b2/b2.html

    1. нет, Владимир, Вы ошибаетесь.

      Шэньцзиин это был 10-тысячный полевой отряд, который состоял из отборных солдат в состав которого входила пехота, артиллерия и кавалерия.

  13. О происхождении стиля ЯН:
    Официальная версия китайского правительства и семьи Чэнь:

    Долгое время тайцзицюань не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три года рискнул показать то, чему научился украдкой. Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Ян Лучань подошёл к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

    После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобретает всё более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни».
    Изменение стиля продиктовано двумя основными причинами:
    1. Стиль клановый, чужаку полную передачу не дадут. В такой же ситуации оказался киноактер Брюс Ли, в результате появилось – Джит Кун ДО.
    2. Преподавался стиль ЯН среди знати – на поле боя в рукопашной такие люди не участвуют, а поддержание здоровья – на первом месте. Отсюда и прозвище: “не имеющий противников”

    1. “Преподавался стиль ЯН среди знати — на поле боя в рукопашной такие люди не участвуют, а поддержание здоровья — на первом месте. Отсюда и прозвище: «не имеющий противников»

      Владимир, прозвище Ян Лучаня, совсем не отсюда.

      Я писал выше “Ян Лучань и его сын Ян Баньхоу обучали особый батальон императорской армии Шэньцзиин, и их подготовка к реальному бою должна была быть быстрой и эффективной и не могла длиться годами.” – Это исторический факт.
      Поверьте, кого попало тренировать батальон императорской армии не поставят.

  14. “Есть Чен- он побыстрее, есть Ян- попроще, как раз то, что все китайцы делают в парках обычно, есть Удан”

    Маша, судя по всему Вы мало знаете о традиционном Ян и его формах-тренировках.
    А то что китайцы обычно делают в парках, так это оздоровительная гимнастика “по мотивам Ян-ши тайцзицюань”.

      1. Маша, для расширения Ваших знаний о Ян-ши тайцзицюань :)

        “Тайцзи-цюань – один из самых известных стилей ушу во всем мире. В тоже время можно сказать, что, несмотря на свою известность, он остается очень малоизученным стилем ушу. Почему так, спросите вы? Причина этого в том, что во всем мире известен упрощенный, он же спортивный Тайцзи-цюань, но никак не традиционный, а между ними существует большая разница.

        Мы с Вами поговорим о Тайцзи-цюань стиля Ян, вариаций которого, кстати, существует великое множество. Многие считают, что стиль Ян не очень хорошо подходит для реального боя и что стиль Чэнь в этом плане эффективнее. Такая точка зрения в корне ошибочна, а возникла она из-за того, что тот стиль Ян, который популярен во всем мире и которым занимается большинство, в основном ассоциируется с мягкими и медленными движениями, больше напоминающими медленный грациозный танец, чем боевое искусство.

        Но давайте вспомним, кто же был основателем Тайцзи-цюань стиля Ян. Им был Ян Лучань по прозвищу «Ян не имеющий равных» или «Ян не имеющий противников». Как вы думаете, мог ли Ян Лучань получить такое прозвище, практикуя лишь мягкие и медленные движения? Мог ли он сражаться с профессиональными бойцами, двигаясь медленно? Конечно же, нет – ведь в бою важны скорость, сила, ловкость и точность.

        Ян Лучань известен также тем, что преподавал свое боевое искусство членам императорской семьи и представителям столичной знати, которая могла позволить себе выбирать в Учителя действительно настоящих Мастеров. Следует также упомянуть, что Лучань преподавал им действительно настоящий Тайцзи-цюань, поскольку утаивание информации от императорской семьи и знати могло стоить ему жизни. А вот всех остальных можно было обучать по ограниченной программе. Но отвлечемся немного от истории стиля, так как это тема для отдельной большой статьи.

        321402 10150303588914121 163116401 n Малоизвестные факты о тайцзи цюаньТак вот, что же мы имеем на сегодняшний день? Большинство практикующих Тайцзи-цюань стиля Ян выполняют лишь одну форму, движения в которой медленные и мягкие, и говорят, что для того, чтобы научиться использовать Тайцзи-цюань в реальном бою, нужно прозаниматься им не менее 10 лет. Честно говоря, даже если вы будете практиковать медленную форму 20 лет, вы все равно не будете готовы защитить себя.

        Также известно, что Ян Лучань и его сын Ян Баньхоу обучали особый батальон императорской армии Шэньцзиин, и их подготовка к реальному бою должна была быть быстрой и эффективной и не могла длиться годами. Теперь мы можем задаться вопросом: а действительно ли в Тайцзи-цюань стиля Ян есть одна только медленная форма? И ответ на этот вопрос прост: форма не одна, их несколько, и выполняются они в разной манере и с разными акцентами.

        Большая форма, она же большой каркас (дацзя), в которой движения медленные и мягкие, действительно является первым шагом в мастерстве Тайцзи-цюань, но лишь первым шагом, и если вы на нем остановитесь, то никогда не сможете понять всей глубины и многогранности Тайцзи. Безусловно, даже только практикуя лишь эту одну форму, можно улучшить свое здоровье и сделать свое сознание и сердце более спокойным и уравновешенным, но это так и останется практикой для здоровья. Если вас интересует боевой аспект, то на этом нельзя останавливаться.

        Помимо большого каркаса, есть еще «средний каркас», «нижний каркас» или «каркас земли» (дицзя), «малый каркас» (сяоцзя), «быстрый каркас» (куайцзя) и это еще не все. Все эти каркасы имеют разное выполнение и разное предназначение. Таким образом, полноценная традиционная практика Тайцзи-цюань стиля Ян включает в себя не только медленную форму, но и ряд других форм и методов, в которых тренируется сила, скорость, ловкость, быстрое выполнение движений с акцентом на выброс усилия (фацзинь); есть также тренировка быстрых и точных ударов, упражнения со снарядами.

        Поэтому можно смело говорить, что лишь изучая полную программу, вы сможете приобрести навыки, которыми должен обладать настоящий Мастер Тайцзи-цюань стиля Ян.”

        автор статьи – я
        источник – http://daoc.org.ua/paru-faktov-o-taytszi-tsyuan-kotoryie-vyi-ne-znaete/

  15. Я уверена, что есть хорошие учителя некитайцы,честно. В конце концов, во всем мире преподают не только китайцы, и иногда лаовай лаоваю объяснит гораздо лучше, в силу многих причин.У меня было несколько лаовайских учителей и я всем им благодарна.Все чему они меня научили, помогает учиться здесь.
    Поэтому, возможно начинать знакомство надо именно с “домашних” школ. Не знаю, у каждого свой путь.
    Контингент лаовайский в нашей школе разный.
    Есть еще одна девочка из России, у нее опыт преподавания ушу более 10 лет.
    Два американца с разнообразным опытом всяческих боевых искусств, от таэквондо до капоэйры.
    Англичанин который путешествовал по разным школам в Китае.
    Пара бразильцев- один из которых очень крутой и известный у себя на роде мастер.Это “долгоиграющие студенты”.
    Ну и периодически народ приезжает на месяц , чтобы пройти health preserving course или выучить какую нибудь форму. Сейчас вот двое приехали учить Taiji Jian и Xuanmen Jian
    Возрастной контингент разный, но большинство старше 30.
    Только одному мальчику 18. Остальные в возрастном промежутке 31-41

    1. Есть занимающиеся, которые считают – заниматься у лаовая лучше как минимум тем, что устраняют коммуникативную проблему и проблему разницы в менталитете.

      1. Есть даже китайцы, которые, позанимавшись обучением иностранцев, считают точно так же – что начинать учиться лучше всего у человека своей культуры и на своем языке.

        1. Заниматься можно у кого угодно – главное пусть это будет ушу, а не самосбор. Когда говорят об учителях-лаоваях, подразумевается уровень “24 формы янь” + его опыт в других единоборствах (например, бокс, дзюдо и др.) Китаец, даже плохинький, представляется носителем традиции. Основной “+” всех восточных систем, как представляется, в их отточенности несколькими поколениями практиков. Как представлен рядовому обывателю мастер? Бородатый дедушка с длинными бровями и седой бородой – человек, выбравший опасную профессию (телохранитель, бандит, военный, боец) и проживший при этом больше средней продолжительности жизни. Наставник в фильме “Боевые искусства Шаолиня” сказал: “Практикующему боевые искусства не нужны лекарства”. Идеальный образ – практик Хуа То.
          Т.е.: “Что даст каратэ – понятно, от ушу ждут большего”.

    2. Как называется Школа в которой Вы учитесь? Стиль?
      Или это абстрактный “удан”? И вот Вы указали, что народ приездает “учить какую-нибудь форму”, означает ли это, что Вы именно таолу (формы) разучиваете? Опишите, быть может один тренировочный день, чтобы было понятно, что к чему…
      Сидеть на попе ровно, оно понятно, не правильно, но и заниматься неправильно тоже нельзя, можно нанести серьезный вред здоровью…

  16. Я тут думала, думала, читала комментарии, и в конце концов поменяла свое отношение даже к Шаолиньским раскрученным школам.Ну, потому, что если тренировки проводятся, то растяжка всегда останется растяжкой, а цигун- всегда будет цигуном, и формы всегда будут формами, и именно от человека, который их осваивает будет зависеть насколько он прилагает усилия. Я понимаю, что для знатоков, которые занимаются ушу годами, и могут оценить всю “несерьезность” различных школ, в которых учимся я и куча других людей, ньюансы информации действительно играют важную роль, и вы понимаете, что нужно, чтоб давали, и знаете, куда ехать, и к каким учителям идти.Это здорово! Да, Шаолинь и Удан уже не те.
    Но мне еще пахать и пахать до подобного понимания,тянуться и тянуться до поперечного шпагата,и таких как я, довольно много, и вот такие школы, являются неплохим шансом продвинуться.
    В нашей школе, иностранцев -человек 10, и у всех у них разная степень опыта. Есть люди, которые занимаются по 30 лет, и приезжают в школу уже не первый раз, есть люди, которые вообще про ушу никогда не слышали и приехали просто на месяц, научиться цигуну. Но мне кажется, что подорваться и поехать куда-то учиться , не важно в “правильное или неправильное” место в любом случае лучше, чем сидеть дома на попе. Полезнее для попы, так сказать.

    1. Что характерно, я же не первы десяток лет твержу всем желающим осваивать ушу, что не надо сидеть на попе ровно и , согласно популярной в лаовайскй среде, ждать, когда твой Учитель тебя сам найдет! ИМХО, лучший способ(хоть и не оч простой) – это “чемодан, вокзал, Китай!”;)
      Хотя бы потому, что ушу – это неотьемлимая часть культуры страны, и изучать ее в отрыве от контекста, на мой взгляд, не совсем верно.
      Поэтому мы и вывозим ежегоднозанимающихся у нас ребят проникнуться всем этим , что всегда приводит к переосмыслению у них.
      Так что вам Большой Решпект и Уважуха за то, что поехали.
      А цели и хотелки от занятий действительно у всех свои, тем более , что олдскульное ТКБИ действительно ИМХО не всем подходит. По ряду причин, хотя бы по наличию методов, повышающих эффективность в бою в ужерб здоровью и тп, ибо вопрос выживания раньше стоял серьезно.
      Кстати, а что за контингент лаовайский в вашей школе? Откуда народ в основном?

    2. Вы молодец, что поехали заниматься. И, что еще важнее – что стремитесь анализировать, сравнивать, разбираться. Учиться, в общем. :-)
      Ушу как явление трад. китайской культуры настолько широко и глубоко, что взаимоисключающие мнения о нем вполне могут быть равно справедливыми и иметь право на существование.
      В частности, то, чем и как заниматься, весьма зависит от возраста. Наш наставник (который сам начал заниматься в 10 лет) дает примерно такую схему: начинать заниматься можно лет в 9-10, до той поры все “ушу” – это в лучшем случае элементы гимнастики-акробатики, поскольку мозг у ребенка еще недостаточно созрел. Детям и подросткам, где-то до 17 лет, полезны “внешние” стили – чанцюань, шаолиньцюань, мицзунцюань и т.д., поскольку организм активно растет, а эти стили дают гармоничную физическую нагрузку на все группы мышц, органы и системы. Шпагаты и прыжки в этом возрасте – самое то. Активно грузить организм “физухой” есть смысл примерно до 25 лет, пока он еще растет. Лет до 35-40 еще можно немножко, если очень хочется, но большого смысла в этом уже нет. (поэтому, собственно, все спортивное ушу в 25 лет заканчивается, а традиционное – только-только начинается :-))
      Начинать изучать такие “внутренние” стили, как синъицюань и багуачжан, лучше не раньше 25 лет (при этом сам он начал в 17), тайцзицюань – не раньше 40 лет. (Опять-таки, сознание не готово – все еще слишком много снаружи, слишком мало внутри, мал жизненный опыт…). Но зато эффективно практиковать их можно до глубокой старости. “Шпагатной” растяжки и прыгучести они не требуют, избыток физической силы (перекачанные мышцы) скорей мешают – медленнее сокращаются, медленнее разгоняются, человек норовит ударить за счет мышечной силы руки, а не за счет правильно выстроенного усилия всего тела…
      …А насчет того, что цигун останется цигуном – ой, осторожнее! при серьезном подходе это уже те области, которые требуют опытного учителя и постоянного контроля. И в самом начале обучения честно предупреждают, что оно занимает годы, а не “месяц”.

      1. насчет возраста – рекомендую почитать инфу о среднем возрасте занимающихся ушу , скажем, до ХХ-века…
        Узнаете много нового! :))))

        1. Дык речь-то про “сейчас”, а не про “тогда”.
          А биографий мастеров я в свое время перечитала множество, составляя схемы и таблицы для “полевых исследований”. И полгода назад закончила переводить 2-й том “искусства синъицюань”, там в конце есть рассказы о некоторых мастерах начала 20 века. Что касается синъицюань, то примерно так и получалось – в среднем начинали лет в 9-10, с шаолиньцюань/чанцюань и т.д., лет с 14-16 переходили на синъицюань, годам к 18-20 считались “блестящими мастерами” и начинали “работать по специальности”. После чего и в 30, и в 40 “кланялись Учителю” и уверяли, что только теперь приблизились к пониманию “истинной сути боевых искусств”.

          1. Ничего личного , но это не соответствует действительности.

        1. Я видела чудесных китайских детишек 6-8 лет, которые лихо выполняли формы синъицюань с оружием и без. И трепетных барышень, исполняющих тайцзицюань. И тот наставник, слова которого я здесь привожу, их тоже видел, очевидно и чаще и больше, чем я. Показывает фото-видео с какого-то мероприятия, аж светится: “Дети выполняют комплексы ушу – это ж так прекрасно! неважно, что неправильно, важно, что занимаются!”
          И тем не менее про возраст для занятий он говорит именно так. Имея в виду именно традицию тайцзицюань/синъицюань/багуачжан и прочих стилей. А отнюдь не те формы, комплексы и приемы, которые молодежь разучивает, показывает на соревнованиях и пытается “применять на практике”. И он не одинок в подобных воззрениях.
          ИМХО, разумнее поискать в них резон, чем отвергать с порога.

          1. “неважно, что неправильно” – очень в тему постинга Маши!
            Ибо ТАКИХ нАСТАВНИКОВ надо избегать всеми возможными способами.

          2. Детей он не учит, а в обучении взрослых придирчив и дотошен, так что замечание Ваше, мягко говоря, ни о чем. “Правильно все и сразу” – так не бывает ни у кого и никогда.
            Я бы скорей бежала от тех наставников, которые за полгода передадут вам “все секреты стиля”.

          3. Вы не поняли. Перечитайте. Эти детские выступления не имеют к мастеру никакого отношения, он их смотрел как зритель.

          4. Нормальный учитель радоваться тому, что кто-то делает неправильно никак не будет.
            А что касается ушу…
            Есть даааавняя китайская фишка – если надо вписаться в ученики, можно попробовать делать перед Учителем …неправильно, ибо внутренняя сущность Настоящего Учителя воспротивится этому.
            Хотя по мне так это нормальное явления для любого чела, заложенное в нас на генетическом уровне, когда родитель стремиться исправлять непутевых детей.

        2. Это ж не запрет, это из серии “общих рекомендаций” – некий оптимум для некоего усредненного человека. Тогда же говорилось, что некоторым по темпераменту, складу характера, состоянию здоровья надо заниматься именно тайцзицюань, и чем раньше, тем лучше. А некоторым он не подходит совсем. У меня вот и в 50 с хвостиком тайцзицюань “не пошел” – не мои ритмы.

          1. Эти ваши “общие рекомендации” – очередной брет, не соотносящийся с реалиями.
            Мало того, что раньше перенимали лишь один стиль, ибо сущностные принципы и основы, включая цзибэнгун, в разных стилях – разные! Это сейча безграмотные(либо – упрощающие СЕБЕ процесс обучения) наставники берут базу спорт.ушу.
            Во вторых, медленное исполнение тайцзи с уклоном в оздоровительный уклон – явление ХХ-века, когда был важен прикладной эффект, все было сильно порезвее, и даже штанги с гирями таскали.

          2. Тайцзи ж тоже разный, кстати, бывает. Есть Чен- он побыстрее, есть Ян- попроще, как раз то, что все китайцы делают в парках обычно, есть Удан.
            Но, разные стили уживаются в Ките друг с другом, как и разные философии и идеи.Посему, предлагаю жить дружно. Как показывает практика, в обмене мнениями среди анонимных незнакомых людей в Интернете, редко бывают случаи, когда мнение меняется под натиском аргументов.
            Может быть имеет смысл запастись уважением и терпением друг к другу? Не могу вмешаться по существу спора, ибо не знаю. Поэтому вмешиваюсь по форме:)
            Tanglang, чувствуется, что для вас это все очень значимо и важно, и объем знаний у вас поистине энциклопедический. Было бы очень интересно почитать статьи вашего авторства. И я особенно жду вашу статью про меч-дзянь(jian), простите, если неправильно транслитерировала.

      2. Отправила я коммент, и поняла, что обязательно надо ждать этих слов ” про цигун останется цигуном”.
        Не нужно в данном случае цепляться к словам, не конструктивно это.
        Смысл здесь другой.
        Растяжка тоже растяжке рознь, если уж совсем критически отнестись к сказанному- связки порвать, дело возможное.

        1. “…чувствуется, что для вас это все очень значимо и важно….”
          Есть такое условное разделение тех кто обучает ТКБИ на Мастеров Боя и Мастеров Жизни, условно так сказать…
          Первые учат базе, приема, таолу, гунам разным и тп
          Вторые – учат как Правильно надо жить…
          В свете этого, есть понятие кит.культуры, записывается с ключом “человек” и содержит цифру “два”. В контексте данной беседы это довольно широкое понятие ситуационной этики означает, что если вы видите, что кто-то заблуждается и это заблуждение ведет его по неправильному/неправедному Пути, то неправильным и бесчеловечным по отношению к этому человеку будет не указать на его заблуждение.
          А разделение стилей/школ на “внутренние”-“внешние” признанное опасным заблуждение, в том числе признанное и теми, кто и в итоге и ввел это понятие в широкие массы.

  17. Ну, Удан сейчас – ровно такой же раскрученный бренд, как и Шаолинь. Может, более раскручиваемый именно в данный момент…

    А вот это: “Неподалеку от нас находится школа, в которой преподают в традиционном стиле (очень известная, кстати, школа). Так вот, мастер там, по сути, ничему не учит — ходит, покуривает и бьет студентов.” – очень хочется прокомментировать рассказом мастера Сунь Сюя о том, как он начинал заниматься у знаменитого У Цзыжэня:
    “…Как раз накануне Культурной революции отец отвел меня к У Цзычжэню. Тогда мне было чуть больше 10 лет, и я был обычным озорным мальчишкой. Сначала я изучал люхэ чанцюань, меч дао, копье, меч цзянь, палку. Затем, через 2-3 года, начал изучать синъицюнь и другие стили «внутренней семьи». Изучение начиналось со «столбового стояния» (чжан чжуан) в саньтиши. Так было каждый день, сейчас я помню только, что было начало зимы и было необычайно холодно, но наставник разрешал надевать на тренировки только осеннюю одежду. Тренировки продолжались по несколько часов, в саньтиши холод пробирал до костей, и чтобы согреться, разрешалось только практиковать чанцюань, а потом опять переходить к саньтиши. Так продолжалось несколько месяцев, и незаметно было, чтобы наставник меня чему-то специально учил. Мне это не нравилось, но хоть как-то проявить свое недовольство я не осмеливался и покорно принимал все как есть, разве что, думая, что учитель не обращает на меня внимания, переносил вес на обе ноги, распрямлял колени и начинал болтать с товарищами. Но совершенно неожиданно оказывалось, что учитель, хоть и не объяснял ничего нового, за выполнением старого следил очень внимательно; внезапно получив палкой по задней ноге, я обнаруживал, что учитель стоит сзади, так что оставалось только снова занять правильную позицию и замереть. Палкой я получал часто, но сейчас, заново вспоминая те времена, думаю, что получал все же недостаточно часто.”

  18. Интересно – и хочется продолжений про личный опыт ученичества в такой школе. И просто даже интересно про быт. Был в китайском большом городе я вполне себе представляю, а вот в деревушке, в школе с ее особым графиком – надеюсь, автор поделится!

    1. Ну поскольку, как я поняла, обо всем, что связано с ушу здесь могут рассуждать только настоящие профессионалы, коим я не являюсь, и ни в коем случае не претендую,то видимо- быт в китайской деревушке-единственное, что мне остается;)

        1. Это да
          вполне любопытно именно быт, расписание и как проходят тренировки, вообще как построен день
          и тд и тп
          почему именно эту школу, как искали и все такое

      1. Это , само собой, но так как мы здесь все любители, то и интересны ИМХО больше впечатления живого человека о процессе обучения, о жи3ни в школе ушу , общении с наставниками и др студентами, ну и все такое :)

        1. +1, простые впечатления и быт – самое интересное!
          А критика – ну, это на открытых площадках явление естественное, никто облизывать не будет.

          1. ну да, у каждого есть право на собственное мнение, даже если это мнение кому-то не по нраву…
            а вот то, что каждый от занятий ищет свое – это уже интереснее, это – впечатление, и тут можно согласиться с Манэ – пренебрегая мелкими деталями лучше передают образ

  19. От души посмеялся!
    Вот никогда не понимал тех, кто ездит в такие Школы, особенно лаовайские.
    Ведь , как показывает многолетняя практика и не только наших поездок – сейчас полно народу ездит обучаться в Китай, не сложно найти грамотных и толковых Учителей , что школ не содержат и на этом не зарабатывают. Вообще, при текущем состоянии Чинета и знании языка, это не сложно . Куда сложнее стать учеником, но тут от самого себя зависит и от понимания особенностей общения в той среде.

    1. Чтобы найти грамотных и толковых, это ж надо самому быть таким :) А у большинство в голове сумбур из мифов и баек про ушу, и с такой кашей в голове далеко не уедешь :)

      1. Увы, это так…
        Тоже ушло куча времени, денег, нервов и здоровья, прежде чем удалось хоть чуток понять и разобраться. Ну и найти нужное…
        А через ушугуани многие начинают – это проще всего, наверное.

    2. Думаю, совершенно нормально пойти в школу. Там есть график, понимание продвижения, расписание, стандартизация практики и т.п.

      Учитель – совсем иное, это личные отношения, это ученичество. Как мне кажется, школа – хороший вариант для наработки цзибэньгуна, базовых форм и т.п. Ну а потом уже, если есть желание и возможности и удача – можно и к Учителю.

      У автора, как я понял, школа как раз не лаовайская (большинство студентов – китайцы).

      1. У автора школа не лаовайская. У автора школа полным полна китайцами, и они все едут и едут:).

      2. Тут просто надо понимать, что это несколько разные миры.
        Задача коммерческой школы – заработать на вас денег для администрации, тренеров и пр.
        Но никак не передача Традиции. И тут уже вопрос в том, насколько хороший методист и достаточно ли ответственно персонал относится к своим обязанностям, о чем в статье и было упомянуто.
        Я же говорю немного о другом.
        Хотя и там не все просто – разница в обучении простого “сюэшэна” и “туди”(сорри, нет на этом компе “жуков”) достаточно сильно отличается!

        Плюс надо понимать, что цзибэнгуна общего не бывает! Вернее, он появился вместе со спорт.ушу, и так как он обычно и проще, и понятнее, и легче, а главное доступнее традиционного стилевого, вот и идет ,увы, подмена. А так… Мало того, что в олдскульном ушу база отличалась от стиля к стилю, так еще различий полно в рамках одного стиля, но в разных ветках/школах!
        Сходства , понятно есть и будут, во-первых потому, что у нах у всех две руки, две ноги и тд
        а во-вторых, китайцы на протяжении многих поколений обменивались, тырили и тп методики и т.п. друг у друга!
        П.С. А школа, я понял, как раз лаовайская, раз речь зашла про англ.яз.
        Иначе смысл вообще затрагивать было эту проблему?

        1. Смотрите ответ выше – школа как раз не лаовайская :)

          “Задача коммерческой школы — заработать на вас денег для администрации, тренеров и пр. Но никак не передача Традиции”

          А это вообще полная чушь, имхо. Противопоставление коммерции и традиции – ложное. Если учитель хочет заработать – что в этом плохого?

          Успешная школа может передавать Традицию, и бесплатный учитель может давать дурацкую отсебятину.

          Впрочем, я согласен с вами в том, что в 95% случаев учителя в традиции – делают это как хобби, а не как основное дело. Мой учитель был мелким чиновником в Вэньчжоу.

          1. я не противопоставляю традицию и коммерцию, вы невнимательно читаете!:)))
            зарабатывание денег – суть существования коммерческой школы, иначе она существовать не сможет просто напросто. 国术馆 насчитывают много лет существования, но это ДРУГОЕ обращаю ваше внимание еще раз!;) И в истории ТКБИ есть случаи, когда чел становился 徒弟, и ему даже возвращали деньги, которые он затратил за предыдущее время , обучаясь в школе.
            это разные аспекты культуры, связанные с ТКБИ, и нелишне их различать.
            Однако, сейчас уже другое время, и правила конфуцианского общества уже не работают. ИМХО, школы ушу это сейчас по большей части инструмент заработка, но и сейчас знаю пару лаоваев, что обучаются в школах ушу – бесплатно. Но по факту ,надо понимать и разделять эту школу, которая существует дэ факто параллельно, и человека, главу школы, у которого они занимаются. И факт прохождения 拜师 в понимании улиньской братии – тоже является признаком, насколько качественно подходили к обучению и как близко вас подпускали ко “внутренним секретам” школы/стиля. Ибо некоторые рудименты старых традиций еще живы.

  20. Отличный пост для завершения неофициальной “Недели ушу-кунгфу” в Магазете. ИМХО, очень полезный материал, надеюсь что пригодится тем, кто решит поучиться в Китае.

    Как говорил Черчиль “своему долголетию я обязан спорту – я им никогда не занимался”, и физические упражнения часто сопровождаются травмами, а того хуже – серьезными переломами и так далее. Понятно, что это случается не с каждым, но спортсмены/ушуисты находятся в зоне риска. Вопрос: планируете ли вы бюджет или обзавились ли вы страховкой для таких случаев?

    И, конечно же, с почином в Магазете!

    1. У меня были знакомые, ушу-туристасы в Ченьцзягоу, вот они намучились с попыткой воспользоваться страховкой! Когда слушал их долгое повествование, смеялся до слез, хотя смешного там , в общем-то, и не было…
      ИМХО, все это работает в крупных центрах, и в лаовайских больничках.
      Сами этим не заморачиваемся, хотя травмы – нередки. Сломанный нос – за травму , понятно, давно не считаем, а в марте с.г. чел практически всю поездку катался со сломанной рукой. Ну и тренировался, понятно дело.
      Вопрос, как к этому относится!:))))))

    2. Спасибо.
      У меня страховка, но я честно не очень на нее рассчитываю.Тем более, у нас тут в деревне насчет квалифицированной медицинской помощи подозреваю не очень.Будем надеяться, что “пронесет”,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *