На всемирных аукционах за последние пару лет происходит бум китайского искусства. Картины традиционных художников таких как Сюй Бэйхун, высоко оцениваются на уровне с Ван Гогом и Эдвардом Мунком. Высоко оцениваются они не только художественной стороны, но и с финансовой. К китайскому искусству сейчас приковано внимание искусствоведов и коллекционеров. Один из самых известных видов китайского искусства это национальная живопись тушью или гохуа (国画). Интересуются ею не только в профессиональной среде, эта живопись также является популярным хобби, причем, не только в Китае. Нетрудно догадаться почему: гохуа лаконична, изящна, а художнику-любителю из материалов достаточно использовать кисти, бумагу и тушь.
По разным данным, самым древним образцам гохуа уже более 2 тысяч лет. Сформировался этот вид живописи в 7-8 веке до нашей эры, а самое большое развитие получил в эпоху династии Тан. Сравнительно недавно гохуа пережил возрождение стиля, но об этом чуть позже. В традиционной китайской живописи существует два основных направления: гунби (工筆 — «старательная кисть») и сеи (写意 — «выражение идеи»). На раннем этапе развития китайской национальной живописи (12 век) преобладала гунби, а на позднем и среднем — се-и.
Для гунби характерны детальная проработка всех элементов картины а также использование цветных красок. Основной целью художника было как можно точно отобразить действительность. Эта идея подобия природе и натурализма была тесно связанна с влиянием даосизма. От художника требовались большая концентрация и отточенное мастерство, так как работа над картиной была очень кропотливой. Большинство императорских дворцов расписано именно в манере гунби. Но, распространение буддизма на территории Китая привело к тому, что художники переосмыслили этот подход. В результате появилась новое течение живописи — се-и, в противовес академической манере гунби.
Се-и отличает использование в большинстве своем только черной туши, экспрессивная манера рисования и определенная недосказанность в самом изображении. Стремясь передать настроение, се-и оперирует образами и ассоциациями. Основная идея этого направления состоит в том, чтобы изобразить идею того, что нарисовано, несколькими линиями отобразить суть. Если гунби считалась официальной академической живописью мастеров, то се-и — это живопись интеллектуалов.
Для сравнения можно посмотреть на эти две картины:
Хотя они относятся к одному жанру «цветы и птицы», но разница между ними очень заметна. В первом случае, это гунби, так как мы видим очень детальную красочную картину. А во втором — се-и, монохромную и динамичную работу.
Конечно, это деление на два направления достаточно условно, потому что многие художники используют смешанные техники, и существует множество работ которые нельзя отнести конкретно к какому либо из этих двух направлений.
С конца 20 века и по сегодняшний день, китайская национальная живопись переживает период возрождения жанра. Что интересно, в этот период между авангардной европейской живописью и се-и обнаружилось несколько схожих черт. Это и упомянутая выше экспрессивная манера, и стремление передать настроение, и использование простых форм. К примеру, основная задача се-и — выражения идеи посредством искусства, очень похожа по содержанию на подход западных концептуалистов, с той лишь разницей, что концептуалисты использовали другие художественные приемы.
Вполне возможно, что именно такая своевременность китайской живописи и дало ей второе дыхание. Все новое — это хорошо забытое старое, а китайцы на протяжении своей истории привыкли опираться на свои традиции.
как на счет картин У Зуо Рэн и Чи Бай Ши?
Картины Ци Байши, изначально были близки к манере гунби, но в дальнейшем, он обратился к се-и. Об У Зуожене я не особо много знаю, но глядя на картины, я думаю, что это се-и.
Если вы, конечно, это имели ввиду)
Господа знатоки китайского, можете перевести что написано на другой картине художника Се Юсу: http://www.daokedao.ru/blog/wp-content/uploads/2011/11/xieyousu13.jpg
Мм, интересно, но хотелось бы больше и глубже.
Вот например, сам термин «гохуа» был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (西洋画). А еще мне тут подсказывают, что Сюй Бэйхун самими китайцами не считается последователем традиционной школы, скорее «нео-гохуа». Что скажете?
Я вот как раз планирую развивать тему китайской живописи в следующей статье.
По поводу термина, действительно, до конца 19 века его не существовало. Сейчас, как мне казалось, это уже собирательное название живописи тушью. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Как бы то ни было, в работах Сюй Бэйхуна использована традиционная техника. На фоне многих современных художников, вроде Ай Вэйвэя, он действительно кажется традиционным. Другое дело, что он использовал приемы западной живописи. Кстати, интересная тема, в Гонконгском музее искусства была выставка посвященная как раз западной и восточной живописи, а вернее, то как они взаимодействовали.
Да, Сюй Бейхун долго учился в Европе западной живописи и в его сочетается и традиционная китайская живопись и классическая западная. А его широко известные картины с изображением лошади яркая тому иллюстрация. Как вставить изображение не знаю, но вот ссылка на статью с иллюстрациями http://baimao.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=39:yootheme
Его знаменитые лошади :) Очень динамичные картины, спасибо за ссылку
Здорово, большое спасибо! Се-и, однозначно се-и!
И я того же мнения (с) :)