Интервью с тибетским монахом
Знакомьтесь. Это Джамьянг (འཇམ་དབྱངས་, кит. 嘉央). Он настоящий тибетский монах.
Джамьянг живёт в монастыре под названием Тхоле (མཐོ་ལས་དགོན་པ་, кит. 陀乐寺), который находится на высоте более 3 тысяч метров в Хайнань-Тибетском автономном округе (海南藏族自治州).
Хайнань-Тибетский автономный округ, конечно, не стоит путать с известным своими пляжами южно-китайским островом Хайнань! Автономный округ находится на северо-западе Китая в провинции Цинхай, а в названии Хайнань, означающем «к югу от моря», под морем имеется в виду озеро Кукунор (青海湖). Хайнань-Тибетский автономный округ граничит с Тибетским автономным районом КНР и культурно является частью Тибета.
Сямэньский Share Experience Club (SEX Club) пригласил Джамьянга на встречу и попросил поделиться своими знаниями о тибетском буддизме.
SEX Club: Кто такие, по вашему мнению, тибетские монахи?
Джамьянг: Сначала надо понимать, что все дела в мире делятся на свои и чужие. В мире нет других дел, кроме своих и чужих. Кроме того, дела бывают хорошие и плохие. Хорошие дела, свои и чужие, надо развивать. Плохие дела, свои и чужие, надо сдерживать в себе. Монах — это тот, кто каждый день развивает хорошие дела и сдерживает плохие дела.
SEX Club: А как становятся тибетским монахом?
Джамьянг: Решение стать монахом принимается в детстве. Во-первых, ребёнок должен сам этого хотеть. Во-вторых, родители ребёнка должны быть согласны. Ребёнку сначала разрешается пожить в монастыре несколько месяцев, может быть, год и «попробовать» жизнь монаха. Он может принять решение остаться или уйти.
Если ребёнок принимает решение остаться, то чтобы стать монахом, ему надо учиться 26 лет. По тибетской традиции, сначала надо выучить наизусть всё, что написано в книгах, несмотря на содержание. Потом на уроке учитель объясняет содержание. А уже потом ученики вступают в дебаты, которым в нашей системе образования придаётся особое значение. Оценки у нас не ставятся, но человек, который хорошо умеет вести дебаты, заслуживает всеобщее уважение.
SEX Club: Джамьянг, скажите пожалуйста, могут ли тибетские монахи есть мясо?
Джамьянг: Да, могут. На высоте 3000 метров, где мы живём, просто очень плохо растут овощи! Кроме того, монахи не должны быть притязательными в еде. Мы считаем, что неправильно требовать какой-то особенной еды, надо довольствоваться тем, что есть.
Однако монахам нельзя самим убивать животных. Нельзя и лично заказывать в ресторане живое животное.
SEX Club: Чему учит буддизм?
Джамьянг: Буддизм учит избавлению от трёх «морей»: моря несчастья (烦恼的海), моря боли (痛苦的海) и моря плохой кармы (恶业的海). Посмотрите на китайский иероглиф 法. Слева ключ «вода» означает «море», а справа иероглиф «идти, уйти».
SEX Club: Но ведь это китайский иероглиф… А у тибетцев свой язык?
Джамьянг: Да, совершенно верно, у нас свой язык. Он совсем не похож на китайский, скорее даже похож на английский, потому что мы используем алфавит. Но понятие буддизма у нас такое же, как и в китайском языке.
SEX Club: А Вы хорошо знаете китайский язык?
Джамьянг: Изучаю несколько лет. Честно говоря, пишу я не очень хорошо. Английский тоже изучаю, могу немного объясняться.
SEX Club: Какой в тибетском буддизме взгляд на мироздание?
Джамьянг: Человек произошёл от обезьяны — это тибетское поверье. Мы всегда так считали, ещё до того, как эту гипотезу выдвинул Дарвин. Для нас это совершенно логично и это нисколько не противоречит наличию у человека души, ведь мы считаем, что душа есть у всех животных.
SEX Club: Почему в мире бывают разные люди: добрые, злые?
Джамьянг: От рождения в каждом из людей заложены 5 качеств: жадность (贪), гнев (嗔), глупость (痴), высокомерие (慢), подозрительность (疑). Однако в зависимости от воспитания эти качества в каждом из нас развиваются в разной степени. Поэтому бывают хорошие и плохие люди.
SEX Club: Как Вы понимаете, что такое успех?
Джамьянг: Успех каждый человек для себя определяет сам. Успех — это достижение своей цели. Мы говорили о хороших и плохих людях. Успех тоже бывает хороший и плохой: достижение хорошей цели — хороший успех; достижение плохой цели — это тоже успех, но плохой.
SEX Club: Бывают ли у вас монахи-отшельники?
Джамьянг: У нас есть понятие затворничества, по-китайски 闭关. Однако, чтобы быть отшельником, не обязательно быть монахом и совсем не обязательно жить в монастыре. Смысл затворничества, как мы его понимаем, в том, чтобы избавиться от стремлений, которые присутствуют у человека в миру. Всего таких стремлений пять: глазами — видеть красивое; ушами — слышать приятное; телом — чувствовать удобное; носом — нюхать ароматное, например… (с улыбкой добавляет Джамьянг) французские духи; ртом — кушать вкусное.
SEX Club: На какие деньги существует ваш монастырь?
Джамьянг: Наш монастырь мы недавно перестроили, кстати, по моему архитектурному проекту. Сейчас он очень красивый!
Конечно, мы существуем на пожертвования людей, зарабатывающих на хлеб потом и кровью. Использование денег тоже бывает хорошее и плохое. Мы стараемся использовать их хорошо. Ведь мы помогаем людям жить мирно! А вот тратить деньги на войну — это, наоборот, их плохое использование.
SEX Club: Какие у вас увлечения?
Джамьянг: Я занимаюсь живописью, люблю играть на фортепиано. Кстати, я сам научился играть на фортепиано.
SEX Club: Сыграете?
Джамьянг: Сыграю! Садится за рояль и играет. Сначала «К Элизе», потом «Подмосковные вечера»…
Share Experience Club (SEX Club) это открытая платформа для обмена идеями, опытом, мечтами и мнениями. Страница клуба на Facebook.