Заветами Желтого Императора, или бегло про оздоровительные системы Китая. Часть 2

мечеглотатель

“..каждый, кто умеет считать, может начать отсчет: один, два, три… и дойти до тысячи, убеждая себя при этом, что каждая единица означает ушедший год, смену поколений, императоров, даже династий, смещение звезд с их обычных мест… И все же осмелюсь утверждать: тысяча лет – это нечто большее, чем сумма прошедших лет. Это настоящая гора времени, такая огромная, что преодолеть ее не в силах даже самые отважные птицы нашего воображения. Тысяча лет – это не промежуток между “сейчас” и “тогда”. Это именно “здесь” и “там”. Поэтому я буду писать “здесь”…

…благородному мужу должно быть ясно, что настоящее всегда гармонично, нужно лишь дать себе труд прислушаться к этой гармонии, понять ее, а это возможно, лишь когда человек не пытается все время уйти как можно дальше «вперед», прочь от самого себя…”

(Herbert Rosendorfer, “Briefe in die chinesische Vergangenheit”)

Явленный мир состоит из частей
Непостоянство – их главная суть.
Как пены узоры в текущей воде.

DSC00756

Мы опять куда-то едем… Опять тобой, дорога, сомненья сожжены… Опять бесконечные пыльные грунтовки, опять бесконечные сады да террасы полей и красные черепичные крыши сменяют поочередно друг друга в окне “булки”-бурбухайки… Редкие мотовозы и пейзане никак не оживляют веками неизменный пейзаж китайской глубинки. Бесцеремонно вырванная на рассвете из уютного мира спальных мешков братия добирает остатки сна, игнорируя тряску, жару и вездесущую пыль. Из окон авто на всю округу протяжно разносится:

…是留在乌鲁木齐难舍的情结.
你象一只飞来飞去的蝴蝶,
在白雪飘飞的季节里摇曳.
忘不了把你搂在怀里的感觉,
比藏在心中那份火热更暖一些…

Древняя, как окружающая действительность, кассетная автомагнитола плохо помогает нашему водиле бороться со сном, и очередная деревня по поисковому маршруту пролетает мимо. Резкая остановка. Задний ход. Все как обычно… Из динамиков вторит все тот же Даолан (刀郎, Dolan):

…像玫瑰花一样的女人
用你那火火的嘴唇
让我在午夜里无尽的消魂
来来来来来来 …мы действительно приехали.

Именно здесь, в патриархальной глубинке провинциальной деревни еще можно найти оздоровительные методики Старого Китая, что сейчас обобщены термином цигун. Именно те крупицы старых знаний, что бережно передавались из поколения в поколение, избежав реформаторских влияний начала и второй половины ХХ века. Зародившись в Древнем Китае, эти методы оздоровления развились во множество самых разнообразных течений и школ, и, по мнению китайского исследователя Чжан Циня (张勤) из первой больницы при Южном медицинском университете (南医大一附院), в настоящее время в стране практикуется более трех с половиной тысяч направлений цигун! Эти методы вполне обоснованно признаются национальным культурным достоянием (瑰宝), как традиционные методы лечения и восстановления здоровья, а также важным средством профилактики.

Весна

“气盈则生,气绝则死” 

Как и наш мир, цигун зиждется на трех китах, хотя конечно там есть в качестве опоры и большая черепаха… ;) В общем, если коротко, то важными для занимающегося будут т.н. “три регулировки”:

1. тела (调身), когда с помощью подбора определенных положений тела можно достичь нужного внутреннего состояния, например, расслабления (放松), создавая условия “для гармонии сердца и дыхания”, “правильной циркуляции ци и крови в нужном направлении”. Благодаря этому мы расслабляем мышцы и связки, нервную и кровеносную системы, восстанавливаем внутренние органы после усталости или болезни и т.д. И это тот самый начальный этап, когда можно легко получить расхождение в тысячу ли, ошибившись на первом шагу, ведь если “форма неверна, то ци не идет в нужном направлении, если ци не следует в нужном направлении, то мысли неспокойны, если нет покоя в мыслях то ци в беспорядочном состоянии”: “形不正则气不顺, 气不顺则意不宁, 意不宁则气散乱”.

2. дыхания (调息), путем упорядочивания дыхания (используя 深, 长, 均, 细) можно привести в гармонию ци, раскрыть все каналы циркуляции, открывая доступ для ци и крови, и тем самым, возможно, раскрывая некие мистические силы и наполненность энергией.

3. сознания (调心), можно постепенно прекратить всякое движение мысли, погасить все эмоции и желания, успокоиться, устранить волнение, с тем чтобы ум пришел в состояние покоя, пустоты и легкости.

Кстати, есть еще и другие “три кита” цигун – это искренность, постоянство и спокойствие.

IMG_1021

В предыдущей части уже говорилось, что до ХХ века вместо привычного нам термина цигун использовались другие разнообразные термины, такие как 导引, 吐纳, 行气, 存神, 修炼, 禅定 и т.д., что способно сбить с толку даже не новичков, поэтому для упрощения ориентирования в системах и методах возникло несколько условных подразделений направлений цигун:

1. Разделение на “четыре семьи” – медицинский цигун (医家), даосский (道家), буддистский (佛家) и мордобойно-прикладной (武家). Известная нелюбовь к четверкам, вероятно, повлияла на вариации этой классификации, когда выделяют, например:
а) оздоровительные методы, позволяющие помогать как себе, так и другим. Некоторые разделяют медицинский (когда лечишь других людей) и оздоровительный (когда решаешь свои проблемы со здоровьем), однако суть этих методов – одна.
б) религиозные, что вполне разумно, так как вышеупомянутые конфессии – не единственные в стране как сейчас, так и в прежние исторические периоды.
в) прикладной направленности, методы, которые используются в ушу, народном цирке и т.п.

2. Разделение на “жесткий” (硬) и “мягкий” (软). Часто демонстрацией “жесткого” цигун полагают разбивания кирпичей, сгибания копий и прочие подобные демонстрации. Однако раньше это подразумевало и непреклонность в практике, в выполнении сложных физически и психически упражнений. Причем обычно необходимо было соблюдать дополнительные обязательные жесткие вторичные условия режима и образа жизни.

Хайянский дед
Этот хайянский дедушка и в столетнем возрасте продолжал ежедневно практиковать 硬功 для укрепления тела.

Но эти все и другие, еще не упомянутые здесь классификации и разделения, достаточно условны и относительны. Условное разделение “на семьи” основано на концепции “气一元论”, и все явления состоят из двух субстанций согласно тезису “精气为物”. Но так же у всего есть свой Путь и Плод, т.е. грубо говоря – Цель определяет Средства ее достижения. Цели даосизма или буддизма определены догматами этих Учений, например, практикующему Дхарму упражнения буддийского цигун позволяют остановить дискурсивный поток сознания как посредством однонаправленной концентрации, так и специфичными для этого направления акцентами и упражнениями. А для занимающегося боевыми искусствами нужно крепкое и выносливое тело. Однако эти методы часто путают с цирковыми искусствами, что не совсем правильно, ведь во многих случаях – это просто фокусы, но не демонстрация мастерства цигун. Хотя “цирковое ушу” и произошло от “юнфабельного ушу”, а именно в годы гонений на него от монгольской династии (см. статью). Тогда мастерам боевых искусств приходилось маскироваться под театрализованные представления, но со временем необходимость зрелищности привела к смещению акцентов в тренинге от прикладной эффективности в бою к эффектности шоу для неискушенного зрителя. Ну, а как же иначе денег-то заработать?!

мечеглотатель

Мечеглотатель.

Давайте рассмотрим, как делается один из известных трюков фальшивого жесткого цигун:

Исполнитель стоит в центре площадки, с обнаженным торсом и в тренировочных штанах. Четверо помощников с копьями и арматурой в руках стоят сбоку. Продемонстрировав зрителям копья и арматуру, исполнитель дает команду помощникам, и те становятся в определенном порядке. Встав лицом к человеку с копьем, исполнитель упирает наконечник себе в солнечное сплетение, сзади второй помощник упирает арматурину в затылок исполнителю, оставшиеся два помощника упирают наконечники копий в центр спины исполнителя. Далее исполнитель начинает двигать “ци” по телу, четверо помощников медленно начинают прибавлять силу, неожиданно слышится, как исполнитель выкрикивает “хай!”, оседает корпусом, напрягает мышцы, помощники разом прилагают силу, и только и видно как копья и арматурина начинают гнуться, исполнитель стоит, и на нем – ни малейшей царапины, за счет внутреннего “ци” он сопротивляется воздействию оружия, а оружие – гнется! Восторги публики не смолкают, раздается гром аплодисментов.
Что творится за кулисами: в инвентаре есть некоторые секреты, рассмотрим его поближе. Копья – это обычные копья с красными кистями, но наконечники не являются заточенным, они гораздо тупее чем обычно. Древко копья – ключ ко всему, нужно чтобы он могли скручиваться и расщепляться под нагрузкой. С точки зрения исполнителя, когда один помощник упирает наконечник под солнечное сплетение, а другие два – в спину, и с силой толкают копья вперед, то первым делом нажимают тупым концом древка вниз, в результате чего усилие идет не на острие наконечника, и тело исполнителя остается в полной безопасности, а древки начинают сильно изгибаться. Таким образом, контакт тела исполнителя с наконечником происходит не по острию, а по его боковой стороне, что, естественно, не может причинить никакого ранения.         Арматура – это не совсем обычная стальная арматура. Разбирающиеся в металлургии знают, что если дополнительно отжечь среднюю часть арматурины, то при малейшем усилии она будет там прогибаться. С точки зрения исполнителя: после того, как помощник упирает арматуру в затылок исполнителю и прилагает силу как копьем, то помощник первым делом нажимает на арматуру вниз, исполнитель одновременно воздействует головой назад, и под воздействием двух усилий отожженная средняя часть арматуры легко прогибается, а помощник еще более толкает вперед, усиливая изгиб и не причиняя никакого вреда исполнителю. Кроме того, так как помощники прилагают силу в противоположных направлениях, то это еще больше облегчает задачу исполнителя.” (Ян Вэй “Цзинъу” №7/98, Как делаются трюки фальшивого жесткого цигун?)

monkey-boxers-perfoming-on-the-streets-of-shanghai-1930

Уличные актеры демонстрируют стиль обезьяны.

Но оставим фокусы и прочие развлечения страждущим, и рассмотрим кое-что из методов, относящихся к жестким методам. Вот есть нэйгун “二大勁”, который состоит из двенадцати малоамплитудных, изометрических, упражнений. Каждое в отдельности – вполне не сложное как в исполнении, так и в повторении. Но выполнить требуемое количество 49 раз, соблюдая максимальное напряжение всего тела, да без перерыва и отдыха между упражнениями, уже не так просто! Каждое движение необходимо стремиться выполнять с максимальным, предельным усилием. Можно даже сказать – с беспредельным, так как “только предельное напряжение порождает предельное расслабление”. И смысл у “硬” уже заключается в безжалостности по отношению к себе, к слабости своего тела. Смысл “硬” в том, что вопреки всему заставлять себя продолжать выполнять упражнение даже тогда, когда боль и “огонь” в мышцах, когда тело уже отказывается повиноваться. Но именно тогда намерение (意) ведет ци (气), тем самым в горниле непрерывной  работы выплавляя “дух” – 神. Не просто работы, а согласно значению “硬” – добротной и серьезной. Делать действительно непросто, как любил говорить один наш практик – лучше пробежать зимой в ОЗК в полной выкладке пятерочку, чем по-нэйгунить эти “二大勁”!

12усилий

Даже один раз сделать – тяжело, но вот практиковать-то надо ежедневно от трех до пяти раз в сутки, с раннего утра до позднего вечера, и так в течении трех месяцев. И в этом случае иероглиф “硬” приобретает уже смысл непреклонность” и “настойчивость“. В Какой-то момент хочется все бросить и на все забить, но стоит пропустить хотя бы день – не важно по какой причине, по усталости, лени или болезни – все придется начинать сначала! И неважно, сколько тебе осталось до окончания, да хоть один день!

DSCF1168

Интересно пересечение временных интервалов в этом нэйгун с современными исследованиями в физиологии. Понятно, что во время изометрической тренировки возникают большие механические нагрузки, приводящие к разрушению миофибрилл в мышечных волокнах. Сперва лизосомы разбирают их в течение трех-четырех дней, а потом новые миофибриллы наполовину синтезируются в течение того же времени, получаем примерно неделю. За две недели мышцы восстанавливаются на 90%, но полное восстановление занимает около 90 дней – собственно весь наш тренировочный цикл.

Но… Как всегда и везде – есть подводные камни. Здесь они начинаются в несоблюдении “трех регулировок”, которые упоминались выше. Неправильное положение тела может привести к разным неприятным последствиям или болезням, к сожалению, пришлось наблюдать, как люди разрушали себе суставы в старательном усердии, забывая некоторые тонкие правила и наставления. Да, правильное положение тела – выстраивает в итоге правильное дыхание, но отвлеченное сознание может привести к неправильному распределению напряжения, от лопающихся мелких сосудов в глазу до инсульта, как у одного нашего китайского собрата, совсем еще молодого. В общем, страшилок я мог бы вам рассказать массу – благо трактаты под рукой, да и историй было… много и разных. Но мы затронем другой момент. Возможно, что стремясь минимизировать такие потери или наоборот – усилить эффект от упражнений, китайцами в старые времена были сформулированы некоторые общие требования для занимающихся.

wA2NPZ7dYDg

Как формировались общие требования – в наше время уже сложно сказать, но в любом случае на них влияли духовные учения древнего Китая – от конфуцианства с легизмом до даосизма с мусульманством. Этот непростой вопрос отложим для отдельной статьи, а сейчас, в рамках вышеупомянутого метода, мы рассмотрим ряд правил, повлиявших на формирование самых общих требований к занимающимся. По мнению китайских исследователей истории цигун, данная практика восходит к буддийским системам, и правила были взяты оттуда. Перечень этот основан на цитате из “智度论”, который в свою очередь является частью “Махапарамиташастры” (大智度論), буддийского канона. Как мы видим, здесь нет никаких требований ни к телу, ни к дыханию,  а в основном содержит этические нормы и правила: “一不杀生; 二不盗; 三不淫; 四不妄语; 五不饮酒; 六不坐高大床上: 七不著华璎珞, 不香涂身, 不著香熏衣; 八不自歌舞作乐, 不往观听, 九一日一夜不过中食”

Но, что интересно, в отличие от этого отрывка, в трактате по данному нэйгун на первом месте стоит запрет на употребление алкоголя. Раньше объясняли это потерей осознанности, переизбытком ян (阳), что несет в себе субстрат из зерен или ягод, в новое время – опасностью встраивания алкоголя в метаболизм и т.д.

DSCF1141

Кухня в деревенском доме.

Ну, раз уж мы затронули вопрос выпивки, поговорим и о закуске… Питание в течение практики основано на постулате “все имеет один вкус” и характеризуется отсутствием любых сильных вкусов, вызванных специями, отсутствием жиров и тех составляющих, которые могут составлять избыток разных микроэлементов в организме. Такое питание способствует активной психофизической чистке. И, что интересно – это перекликается с традициями шаманизма, например, южно-американского. Однако такое питание не является чисто вегетарианским или веганским, так как определенные растительные продукты считаются недопустимыми. И кстати, есть три овоща, которые считаются “мясом”(например, чеснок). В результате при тренировке из организма человека уходит всё лишнее, и он становится очень восприимчивым к любым внешним и гораздо более тонким, воздействиям. В результате появляется сверхчувствительность и повышается способность восприятия, человек становится, настолько прозрачен для любых эмоций, реакций и чувств, что какое-то время после способен видеть малейшие изменения, которые происходят как в нем самом, так и в других.

IMG_0396

В итоге правильной практики под руководством знающего наставника мы получаем первоклассный результат (это еще один смысл для “硬” в рамках этой системы):

– вылечиваются болезни физического тела, которые после не возвращаются;

– улучшается и укрепляется общее эмоциональное состояние;

– может измениться восприятие каких-то вещей, появиться новый взгляд на прошлое, настоящее и будущее, новые ощущения тела и расширение образа мысли.

IMG_0595

Благодаря такому опыту перезагрузки восприятия при попытке “сбежать из Матрицы” (возвращению к истоку и перенастройке системных драйверов :) , человек раскрывает дополнительные навыки взаимодействия с миром и, как следствие, получает новые результаты от своей жизнедеятельности. Ведь наша жизнь обусловлена социальными и биологическими программами: найди работу и плати подати, заведи семью и детей, веди себя согласно обычаям и соблюдай законы, откладывай на старость, но в результате регулярной практики типа  нэйгун происходит переход на иной качественный уровень знания себя, людей и жизни в целом. Стираются шаблоны мышления и человек, возвращаясь к своему первоначальному естеству, начинает действовать из свойственных ему потенциала ощущений и инстинктов. Он находит решение, получая ответы на вопросы о себе и проблемных ситуациях, обретает внутренний баланс и приучается жить так, как считает нужным для себя самого. В итоге занимающийся становится независимым от социальных, а порой и от биологических, программ. И кое-кто из китайских товарищей именно это считает причиной реформирования методов нэйгун начала и середины ХХ века.

© Дмитрий Моисеев, СПб-Kangasniemi-山东

Продолжение следует…

Фото аватара

Автор: Tanglang

Группа единомышленников из Питера, Москвы и других городов с середины 80-х проводит ежегодные многолетние этнографические исследования в малопосещаемых иностранцами регионах Китая с целью поиска, интервьюирования, изучения и сохранения наследия старых традиционных боевых и оздоровительных систем. Московский сайт http://www.mantisboxing.msk.ru/ Видеоблог http://www.youtube.com/meihuatanglangquan Сайт в СПБ www.taiji-tanglang.spb.ru Видеоблог http://www.youtube.com/TanglangSPb

14 комментариев

  1. Ко мне в ЛС было много обращений по поводу вышеупомянутого метода нэйгун.
    Поэтому мы решили провести семинар, где будет обучение для всех желающих.
    Кому интересно см. http://vk.com/event93636480

  2. глубокий взгляд. спасибо. у вас получается выразить словами и не потерять это что-то неуловимое и тонкое. во многих современных школах на это не обращают внимание, на баланс, взаимозависимость. мне кажется понимание рано или поздно приходит к каждому ответственно практикующему. через внешнее работать с внутренним, через внутреннее работать с внешним. как-то так. как с вами можно пообщаться?

    1. Пожалуйста! :)
      Будем стараться и дальше в этом направлении по мере сил и возможностей, благо за два с лишним десятка лет поездок в КНР скопилось внушительное количество эксклюзивного материала, т.к. мало кто отваживается забираться реально в глубинку.

  3. Спасибо за статьи!!! Живое и нужное дело делаете!
    На фоне расплодившихся успешных современных школ цигуна, что собирали в Китае десятки тысяч на своих семинары, что дают быстрые 气感,рационализируют, систематизируют и американизируют все, “что движется и горит”, те крохи старого, традиционного, что еще остались у носителей- и впрямь 真宝…

    1. На здоровье! :)
      а про упомянутое Вами явление планируется в след части, приходилось сталкиваться…

  4. “Как делаются трюки фальшивого жесткого цигун”

    ” — Вот, граждане, мы с вами видели случай так называемого массового гипноза. Чисто научный опыт, как нельзя лучше доказывающий, что никаких чудес и магии не существует. Попросим же маэстро Воланда разоблачить нам этот опыт.” (С) Мастер и Маргарита.

    Дмитрий, спасибо! Очень хороший слог и изложение. С чем-то в плане взгляда на оздоровительные методы, я не согласен, но, не имея доказательной базы, вступать в спор не буду.

    1. ну а по мне – почему б не обсудить-то? ;)
      интересно ж
      мне всегда вот интересно стороннее мнение
      взгляд с иной позиции и точки зрения часто позволяет и самому увидеть что-то новое, на что ранее не обращал внимание
      Хотя эта часть – несколько и не про оздоровление… как бы, очищение ума или кармы – это же тоже в некотором роде полезно для здоровья! )

  5. Очень интересно. А можете какие-то конкретные примеры привести результатов занятий?

      1. Ну, вот про это:
        ” результате регулярной практики типа нэйгун происходит переход на иной качественный уровень знания себя, людей и жизни в целом. Стираются шаблоны мышления и человек, возвращаясь к своему первоначальному естеству, начинает действовать из свойственных ему потенциала ощущений и инстинктов. Он находит решение, получая ответы на вопросы о себе и проблемных ситуациях, обретает внутренний баланс и приучается жить так, как считает нужным для себя самого. В итоге занимающийся становится независимым от социальных, а порой и от биологических, программ.”

        Я никак не могу понять как это работает, соответственно, нет мотивации попробовать позаниматься )). Не верю ни в какие энергии, но вроде как результаты какие-то практические достигаются :)

        1. а, понятно!
          только этот текст относится конкретно к вышеупомянутому методу, и он в первую очередь решает не оздоровительные задачи, в основном цели в рамках буддийского учения, из методик которого когда-то и было заимствовано в школы ТКБИ.
          В основном тут Цель – ум, точнее – работа мыслительного процесса. А тема здоровья и пр. – уже в рамках понятия о ценности человеческого рождения и т.п.
          Как и почему это работает – китайцам(да и мне ;) ) глубоко пофиг! Это ж чисто лаовайский подход – понять как и почему… :)))
          Прикол в том, что этот метод работает – достаточно лишь регулярно и непрерывно выполнять, да соблюдать правила. А верить – необязательно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *