Прекрасное Дао

193
184

Прекрасное Дао / Михаил Белов / Магазета

«Дао кэ дао – фэй чан дао, мин кэ мин — фэй чан мин» – нараспев пела она, держа в руках цитируемую книгу и в такт пению покачиваясь на стуле. Глядя на её лукавую улыбку, все китайцы покатывались со смеху. Я тоже готов был последовать её и их примеру, если бы не понимал, что она это делает серьёзно. Уж больно мне был знаком подобный смех, также как и результаты, в которые он вылился.

Дело в том, что она цитировала “Даодэцзин”, который я только что купил в Китае и привез своим китайским друзьям показать теперь мой собственный, без преувеличения сказать, памятник китайской литературы. Еще бы, всего лишь пять тысяч письменных знаков — иероглифов, но которые оказали такое влияние на развитие всей огромной нации и не только её одной. Они даже в свое время повлияли и на меня. Но, получалось, что я сейчас, купив эту книгу, выглядел в лучшем случае чудаком в глазах моих китайских друзей, и они от всей души хохотали над моей покупкой. Точнее сказать, они хохотали надо мной, потому что девушка демонстрировала, как я буду читать “Даодэцзин”.

- РЕКЛАМА -

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Видя моё изумленное лицо, один молодой человек решил мне объяснить беспочвенность моего поступка и сказал, что в Китае 80 % людей не верят ни в каких богов, ни в какие религии.

— Так это же не про Бога – это же ваше учение о смысле жизни о том, как надо жить – пытался убедить их я.

— Всё равно не верят.

— А Конфуцию?

— Тоже.

Я почувствовал, что мир катится в преисподнюю. Молодой человек не представлял что он мне говорил!

Этот мой приход к даосизму по счету был вторым. Еще в старших классах школы я зачитывался Н. В. Абаевым, Г. В. Поповым, журналами «Азия и Африка сегодня», «Проблемы Дальнего Востока» и т.д. И, надо сказать, каких-то знаний я набрался. Но потом жизнь повернулась так, что мне пришлось познакомиться с христианством, глубокое изучение которого показало мне, что все мои духовные поиски в школьные годы были, ни чем иным, как следствием духовного голода и запрещением в нашей стране нашего собственного духовного учения [1]. Религия – это опиум для народа, Бог – это вообще несерьезно, а в восточных учениях про Бога, вроде бы, не говорилось, поэтому гонений на них не было. В лучшем случае ты выглядел влюбленным в чужую культуру чудаком. Для кого-то это чудачество становилось профессией и смыслом жизни.

Но теперь мой приход к даосизму второй раз был уже продиктован другими причинами. Если раньше Россия не была самодостаточной в духовном плане, то в годы по второму кругу зарождающегося капитализма, дыра в духовном плане стала залатываться, а в материальном почему-то расти. Миллионы россиян вместо того, чтобы ходить в церковь по выходным или когда возникнет духовная необходимость и работать на своих предприятиях на благо своей страны, были вынуждены хватать баулы и мчаться в чужую страну за тряпками, качество которых в подавляющем числе случаев оставляло желать много лучшего, потому что многих своих предприятий, выпускающих эти тряпки, просто не стало. Зато расцвели во всей красе совместные и посреднические предприятия. Профессия переводчика, нет, не переводчика “Даодэцзина” или “Лунь-юя”, а Шанпина [2] стала самой востребованной и хорошо оплачиваемой. А у нежелающих стать переводчиком и знатоком Шанпина, и всего, что ему сопутствует, появился шанс попасть в те 30,000,000, которые, как заявил один политический деятель от лица правительства страны, потерять правительству совсем не жалко, родятся новые.

Я не хотел быть знатоком только Шанпина. Более того, мне было стыдно перед моими китайскими друзьями и коллегами, с кем я работал, не знать ничего из духовной жизни их страны. Но теперь оказывалось, что и там этого знать ничего и не надо.

Однажды я попытался моим китайским коллегам провести аналогию даосизма с христианством. И не просто провести, а чтобы помочь одному из заболевших вылечиться. Эти два учения, как никакие другие, говорят об одном и том же и воспевают одни те же ценности – простоту, искренность, мудрость, стремление к познанию истины, кротость души, любознательность, нестяжательство, умеренность во всех проявлениях и т.д., то есть все человеческие добродетели. Разница в них опосредованная и лишь та, что в христианстве о Боге говорится прямо, а в даосизме – человек, познавший Бога, или царство Божие внутри себя, показан мудрецом:

«Всеми правит, но не подавляет
Так велик, что как бы нет его»

Разве это не похоже на Бога? Другой образ просветленного даоса: «Снаружи — человек, внутри — Небо». Или выражение такого адепта: «Обычно люди заняты каждодневной суетой, я же в одиночестве пребываю вечно».

Но мне, едва я произнес имя Христа, даже не дали спокойно продолжить: раздался хохот. И я услышал:

— Мы – коммунисты, мы в это не верим.

— Так, подожди, ладно, ты не веришь в Христа, но ты же знаешь, наверное, Белобрового Даоса с горы Уданьшань, который достигнув просветления, вознесся на небо? Ты видишь общее с описанием о вознесении Христа? Может быть, это происходило одним и тем же духовным способом.

Но лучше бы я это не продолжал. Смех начинал становиться гомерическим.

Честно говоря, моего разума тоже, надеюсь, пока, не хватает понять каким образом это могло происходить. Но я видел документальный фильм про создателя айкидо Морихея Уэсибу, в свое время транслировавшийся по центральному телевидению, где рассказывалось о его способности исчезать перед противниками и появляться за их спинами. Я знал о методе китайских мастеров овладения управлением весом собственного тела: большая корзина до верха наполнялась камнями, и ученик каждый день начинал ходить по краям корзины. Камни постепенно убирались. Через пятнадцать лет уже не ученик, но мастер ходил по краю пустой корзины. Вместе с психотехниками, даосской алхимией, в результате которой человек, как говорилось, «переставал отбрасывать тень и обретал способность путешествовать по воздуху», он теоретически мог покинуть этот мир по своей воле так, как это сделал Белобровый Даос.

Я тоже этого события своими глазами не видел, не могу утверждать на 100 процентов, что так оно и было, но я хотя бы принимаю позицию исследователя. В конце концов, зная силу заповедей Библии, я могу с большой долей вероятности предположить, что рассказы про способности даосов — не пустой звук. Но глядя на хохочущих китайских коммунистов, мне вспомнились фильмы и проповеди нашего атеистического прошлого, когда нас учили смеяться также над нашими собственными духовными ценностями.

Мне было просто очень больно и пусто. Они не знали своих ценностей – они будут стремиться постигать наши? Или вместе с ними говорить только об их товарах?

Одним своим знакомым китаеведам, не один год путешествующим по Китаю, я сказал про 80% не верящих ни во что китайцев, они сказали: «И не 80, а все 99%. Только в удалённых монастырях можно встретить настоящих адептов китайских учений».

Больно и пусто мне было еще по одной причине. Углубленное изучение Библии открыло мне всю духовную трагедию в истории нашей страны. А сейчас, по-моему, перед этим стоял и Китай. Почему? Мы знаем историю КПСС и КПРФ. Но в Библии я нашел нечто:

«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». (Деян.2:44-45)

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян.4:32-35)

Что это как не принцип коммунизма: «От каждого – по способности, каждому – по потребности»? Однако как большинство наших коммунистов относятся к Библии? А как относятся к Библии китайские коммунисты я видел невооруженным глазом. Что произошло с нашей КПСС – мы знаем. Её опыт показал, что без Бога рая на земле не построить. А если говорить научным языком – как можно изучить явление, в данном случае коммунистическое движение, движение за духовное освобождение народа, не изучив его истоки, абсолютно их презрев?

В стране 2 основные идеологии, мировоззрения – христианское и коммунистическое, у которых единый исток. Но общество расколото, потому что ни церковь, ни КПРФ, простите, не ищут Истину? Не ищут взаимопонимания?

Мне вспомнилось интервью архимандрита Тихона Шевкунова:

«Когда-то я читал очень много. Настолько, что перечитывал, например, Достоевского, почти всего, каждый год. Очень любил Толстого, да и других великих русских классиков, английскую литературу, китайскую классическую поэзию, античную классику. Но когда пришел в Церковь, все это у меня как ножом отрезало. Когда через год или полтора я решил перечитать своего любимого Достоевского, «Братьев Карамазовых», то с ужасом обнаружил, что мне это неинтересно. Я был поражен. Взялся еще раз перечитывать, и снова убедился, что книга, которую я мог читать бесконечно, для меня стала неинтересной. Я достал с полки Шекспира, Чехова, Хемингуэя ― тоже неинтересно. Меня это, помнится, тогда просто сразило. И только позже я осознал, что не сравнимый ни с чем пласт духовного наследия Церкви, открывшийся для меня ― святые отцы, Псалтырь, разумеется, Священное Писание ― совершенно затмили даже самые лучшие образцы художественной литературы. Мы уже говорили сегодня, что лучшие произведения мировой культуры могут привести человека к порогу Богопознания. А дальше ― тишина… Литература, музыка, искусство умолкают. Грандиозные картины познания человеческой душою Господа Бога, опыт неверия и веры, падений и восстаний, греха и покаяния и, наконец, Царствия Небесного в нас ― все это совершенно иной мир, не описываемый средствами даже самой высокой светской культуры. Это уже ― область Церкви».

Я абсолютно согласен со священником и мог бы дополнить его слова. Знание слова Божьего, как это может быть ни странно коммунистам и не только китайским, снимает всякие шоры с глаз. Потому что настоящие чудеса начинаются только там, где человек соприкасается с духовным, с Божественным.

Если мой первый приход в китайскую духовную культуру в школьные годы сопровождался благоговением перед теми чудесами духа, которые постигали даосские адепты, то сейчас знание, что никакой адепт никакого самого продвинутого учения не может сравниться с Творцом, который его и весь мир создал, позволяло отделять зерна от плевел.

Нет, для меня не стал менее уважаем Шаолиньский монастырь. Монахи там, как и в России, тоже ищут Истину. Но теперь, читать про то, как у Шаолиньского монастыря живут адепты, в том числе и русские, тратя деньги, время жизни на поиски Истины, здоровья, овладение боевыми искусствами и т.д. было странно. Как будто над Шаолинем другой Бог, чем над Россией? Как будто, выполняя заповеди Библии, человек не обретает здоровье, даже если болен? Как будто выполняя заповеди Библии, человек не обретает защиту намного более действенную, чем пусть даже совершенное овладение каким-нибудь боевым искусством? Неужели им в Китае не попадается «Даодэцзин», где сказано, что «мир можно познать, не выходя со двора, не выглядывая из окна, можно познать путь неба»?

А в России? Последователи одной из известнейших спортивных организаций и не только взрослые, но и дети, каждый день или через день на тренировках клянутся:

«…Мы будем верить нашим богам…»

«Нашим», — то есть «вашим», то есть, их богам. Боги той страны, верить которой клянутся наши дети, довели ту страну до полного покаяния перед лицом мирового сообщества за свою агрессию по отношению к другим странам, в том числе и к России. А если говорить о самих богах и вере в них, то в истинном учении о Боге сказано: «Приносящий жертву богам, кроме единого Бога, да будет истреблен» (Исх.22:20). Истинность этих слов подтверждает опыт той страны – она чуть не была стерта с лица земли за свою агрессию. А теперь наши дети хотят на опыте своей жизни пройти её путь? Простите, а где наши взрослые? Нет, я думаю, ничего нет плохого в самих занятиях спортом, но зачем брать иноземную духовную часть этого спорта с никем не понимаемым, как это видно из приведенного примера, содержанием? Люди, ау!

Примечания

  1. Здесь речь идет об истинности христианства, а не стране его происхождения. Это вопрос отдельной темы.[]
  2. 商品- товара, его наименований[]
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
РЕКЛАМА

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

193
Оставить комментарий

avatar
44 Цепочка комментария
149 Ответы по цепочке
0 Подписчики
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
22 Авторы комментариев
cass1annarisimkhaMaTriosquinМихаилChina_Red_Devil Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новые старые популярные
Уведомления на
narisimkha
narisimkha

А ещё:) он назвал вас земляным червяком:)(стон шакала)

narisimkha
narisimkha

С Новым годом,у нас уже салютуют :)

narisimkha
narisimkha

По последним данным разветки: мы воевали ,сами с собой:)

narisimkha
narisimkha

Мнеб только сил набраться,немного отдохнув,тогда смогу сражаться и сново в новый путь:)

MaTriosquin
MaTriosquin

Вот, теперь буду знать! Спасибо!

MaTriosquin
MaTriosquin

«А последнее предложение меня весьма развеселило — учитель, который сам называет себя почти что уникальным учителем — это так забавно!» Ничего забавного не вижу. По-Вашему, человек не может обладать знанием? Или это знание не может быть уникальным? Или об уникальности своего знания сам обладатель его не может догадываться? Или догадывается и тут же побыстрее его закапывает, чтоб лругие никогда не узнали? Или, всё же, хочет им поделиться, но не смеет называть себя учителем? Скромнее надо быть! А те, кому ты мог бы помочь, пусть сами, как-нибудь, догадаются, что именно ты их можешь чему-то научить. Вопрос, а много ли их будет,… Читать далее »

Infusiastic

Учитель просто делится знанием, никуда его не закапывая и никак себя не называя, с теми, кому он может помочь, вне зависимости от того, много их или мало.

MaTriosquin
MaTriosquin

Не хочу ввязываться в этот разговор, которому не видится конца, но одну нехорошую мыслишку Вам подброшу. Так, вот, религия — это для баранов, чтобы держать их в стаде. Это нужно, в основном, хозяевам, хотя, и баранам их несвобода, только, удобней. Какое отношение религия имеет к духовности? Да, никакого! Говорят «он очень» религиозен», подразмевая «набожен». Но религия может прекрасно обходиться и без Бога. Вспомните, каким был буддизм до кончины его основателя! Когда ученики спрашивали Будду, а в каких богов верит он сам, он отвечал, этот вопрос ему глубоко безразличен. И, ведь, завещал же не обожествлять его персону после смерти! Но обожествление… Читать далее »

Infusiastic

Дружище, если бы вы практиковали тантру, и в частности, кармамудру, вы бы не писали об этом публично.

Раз пишете, значит ничего не понимаете в этом, и получается, практикуете ту самую «псевдодуховность».

MaTriosquin
MaTriosquin

Увы, я даже не знаю, что это такое кармамудра, и не полезу в Гугл, чтобы просветиться, ибо мне это совершенно неинтересно. Хотя, что-то такое я припоминаю! Я читал о «настоящих тантриках», которые как мудрые не проповедуют своего учения, но живут ашрамами и стараются не общаться с простыми людьми. У них есть, наверное, свои соображения на этот счёт, но в их искренность я не верю, потому что раньше они очень даже проповедовали, за что их и загнали в глубокое подполье. А я глубоко скорблю по всем людям. Так, как если бы каждый в отдельности человек, всё Человечество было кем-то самым варварским… Читать далее »

Infusiastic

Вас воротит от «тантриков», а мне весьма неприятны рассуждения о «тантрическом соитии Мужчины с Женщиной».

Давайте, я вас расфренжу, что ли? А то мне как-то неудобно уже. У вас какой юзернейм?

MaTriosquin
MaTriosquin

Забавно. Меня воротит от «тантриков», с их рассуждениями о «тантрическом соитии Мужчины с Женщиной». Вы уважаете «правильных тантриков», которые рассуждают о том же. Вы говорите, они не проповедуют. А откуда Вы знаете о их учении, если не из их же проповедей? Мой юзернейм я Вам дать сейчас не могу; только что в другой теме меня обвинили в спамерстве. Сейчас я им и доказательство их правоты подкину!.. Вернусь к ЖЖ, увидите меня в своей френд-ленте. Тогда и расфрендите. Хотя, если подумать, нужно ли Вам это? То, что Вы ничего этим не выиграете — точно; за расфренживание МаТрёшкина премий не дают. Что… Читать далее »

Infusiastic

Просто вы написали, что перестали вести ЖЖ после того, как я вас зафрендил — и меня совесть замучила, что я вас фактически лишил слова, поэтому и предлагаю — давайте расфренжу что ли, чтобы снять с вас тяжкий груз ответственности.
Выиграю? Проиграю? Я ж не на соревнованиях. Ничего не выиграю и не проиграю.
А последнее предложение меня весьма развеселило — учитель, который сам называет себя почти что уникальным учителем — это так забавно!

Infusiastic

Перевод Дао Дэ Цзин на церковно-славянский язык: http://chinesepoetry.k66.ru/laozi/left.html

China Red Devil
China Red Devil

|||для начала скажу что Лаоцзы не является родоначальником даосизма.|||

Лаоцзы не является родоначальником религиозного даосизма.
Лаоцзы является родоначальником филосовского даосизма.

Deng LiXian
Deng LiXian

Инь-фу цзин и Хуан-Ди ней цзин, написанные задолго до Лаоцзы являются такими же авторитетными даосскими трактатами, как и ДаоДэ цзин. От ученика Лаоцзы ведет начало школа Вэнь-Ши (Школа начала письмен), но это не говорит о том, что Лаоцзы является родоначальником философского даосизма, да и вообще нелепое деление…
Философский даосизм возник в умах западных исследователей.

China Red Devil
China Red Devil

Деление на философский даосизм и религиозный даосизм- реальность в китайской философии. Хотите Вы того или нет.
Если кто-то не способен провести четкую грань между мистикой- религией и философией, и предпочитает все это валить в одну кучу, то это только его проблема. А китайцы, уж не сомневайтесь, эту границу проводят четко.))

cass1an
cass1an

«Деление на философский даосизм и религиозный даосизм- реальность в китайской философии. Хотите Вы того или нет. »
По крайней мере И.Лисевич утверждал обратное. То же я читал у западных исследователей(не вспомню точно, кого). То, что такое деление — норма для западной и, в частности, советской школы изучения философии, вовсе не гарантия точности.

Deng LiXian
Deng LiXian

Да, Михаил, в иероглифах ДДЦ есть отношение. Особенно в более раннем, годяньском списке. В переводах, то, что имело отношение к практическому даосизму практически снивелировалось к уровню понимания переводчиков, т.е. к нулю, сорри, иногда 0,5.

«Почитав немного о нем, можно сделать вывод, что там, где во главу угла ставятся деньги, не стоит искать Истину.»

хороший вывод. да, там, где во главу угла ставят деньги не стоит искать истину. Равнозначное утверждение: там, где во главу угла ставят отсутствие денег не стоит искать истину. Истина — она в Срединном пути. Или Вы о другом?

Deng LiXian
Deng LiXian

для начала скажу что Лаоцзы не является родоначальником даосизма. Второе, я бы и не ставил их на уровень, если бы они все не достигли Небесного бессмертия, т.е. Вознеслись, используя христианскую терминологию. Чем в таком случае они отличаются от Христа? Любой человек, переводящий тексты с веньян, кроме грамматических правил ориентируется ещё на собственные представления. А поскольку китайский язык и особенно язык относящийся к тем или иным учениям является языком символов и эвфемизмов, то и подходить к переводу должно изнутри, сперва изучив язык этих самых символов, а потом уже трактовать в ту или иную сторону. Прочитайте заново свой перевод, только с поправкой… Читать далее »

Deng LiXian
Deng LiXian

Известны Вам? Любой, изучающий даосизм знаком с этими именами. То, что Вы знакомы лишь с именем Лаоцзы, говорит о том, что Вы знакомы с даосизмом понаслышке. Знакомы ли Вам имена Гуань Чен Цзы, Чжан Дао Линь, Гуань Инь Цзы, Ма И Жень, Чень Туань, Чжан Сань Фен, Лю Хай Чань, Ван Чун Ян, как звали учеников Лаоцзы и т.д. и т.д.?

«Видимо, они не достигли..» :))))))))))
Потому что, все что Вы слышали и читали о даосизме НЕ ИМЕЕТ никакого отношения к даосизму. ))))) Одни лишь западные интерпретации… Вы видите не то, что есть, а то, что хотите видеть.

Deng LiXian
Deng LiXian

Михаил, Вы заблуждаетесь. Святыми православная церковь признает людей по деяниям их прижизненным, по страданиям и т.д. В том числе по признакам нетленных мощей и совершении чудес, исцеления и т.д. В даосизме нет множества Лаоцзы. Есть конкретные исторические персонажи достигшие Небесного бессмертия — Чжан Бо Дуань, Люй Дунь бинь, Чжун Ли Цюань и т.д. Того состояния, которого по нашему мнению достиг Иисус Христос. Нетленные мощи в даосизме — это нереализованная до конца практика. Кстати, по поводу множества… На финальной стадии, которая называется «9 лет лицом к стене», на стадии Духовного бессмертного его Янский дух множится бесконечно, пребывая одновременно во всех мирах.… Читать далее »

Deng LiXian
Deng LiXian

Цитату я приводил из Евангелия от Фомы. Понимаю, что официально православная церковь апокрифы не принимает, тем не менее определенные мысли оттуда более созвучны с даосскими.

Что касается кардинальных отличий, то это прежде всего понимание природы Христа (Бога) в православии и даосизме. В православии Христос богочеловек, единственный в своем роде. В даосизме каждый может стать таким, достичь этого состояния путем совершения практики. Даосизм абсолютно прагматичное, практическое учение, целью которого является полная свобода при сохранении энергетического тела (тело света, радужное тело).

Ни один православный ортодокс не сможет принять «множество Христов». А в китайской традиции начиная от Хуан Ди их множество.

Deng LiXian
Deng LiXian

Натали и Демьян, мое Вам искреннее признание. Согласен практически с Вашей позицией по данным вопросам. Михаил, с Вами, увы, согласится не могу. Ни по поводу ДаоДэ цзина, ни по поводу даосизма. Вы все время интерпретируете через призму православия свои представления о даосизме и это бессмысленно. Также и я могу через призму даосизма интерпретировать Православие, и Вы вероятно будете возражать мне, что я, мол, не так понимаю его. Например, «стяжанию Духа Святаго» я дам точную аналогию из даосизма, которая будет звучать, как 加油 «добавление масла» или «сбор юань ци — изначальной энергии». А фразу из Евангелия «сделай два одним и войдешь… Читать далее »

Александр
Александр

Насколько хорошо Вы знаете Дао Дэ цзин? Вы его читали в переводах или переводили сами? С чего Вы взяли, что перевод правильный?
Самая большая ошибка при подходе к китайским учениям это интерпретировать их через уже сложившуюся систему собственных «истинных» знаний. Именно таким путем получаются переводы ДаоДэ Цзина «а ля христианство», «а ля экзистенциализм» «а ля древний атеизм» и т.д. Не приходило в голову, что «совершенномудрый» — это не синоним «умный, образованный», а эвфемизм для понятия «бессмертный». А бессмертный — это уже не человек, и ему не свойственны человеческие качества, именно поэтому «огонь и дикие животные не могут нанести ему вреда»…

Demetra

Интересна весьма реакция китайцев :). Я, кстати, пыталась Дао читать и неоднократно — так и не срослось. Как, впрочем, и с Библией. Возможно, до этого надо дорасти, прийти к этому..

Ирида
Ирида

Да-а… Читала всё это долго. А суть, собственно, одна. Все мы — подобие Божие. И украинец, и китаец, и еврей… Просто, как в человеке есть нервная и кровеносная системы, кости, кожный покров, так и в религии есть разные её проявления-«запчасти». А Бог — Всемирный разум — он един, он в себе объединяет и буддизм, и христианство, и мусульманство, и всевозможные верования и ответвления… Потому во всех религиях «свод правил» всё-таки, в основе, тоже единый. Я крещёная православная христианка, посещающая храм и знающая ещё от бабушки необходимые для жизни обряды и молитвы, не фанатею от православия. Я использую веру в Бога… Читать далее »

iQdoka
iQdoka

Это утверждение можете спокойно отбросить — «Я крещёная православная христианка».
— Из той смеси понятий и суждений, «обрядов и догм » в продолжении — равенства уже не получается — винегрет в лучшем случае.

iQdoka
iQdoka

А эта фраза весьма показательна :»Я использую веру в Бога для нормальной жизни и всё.» Эдакое потребительство — присуще обычным язычникам в до — и постхристианскую эру.
«Этот божок для дождя, этот для денежек, этот для «любви» ко мне — свой список вы сами продолжите.
Здесь и близко нет хотя бы элементарных знаний о значении Христа и креста, и глубоких проблемах и ожиданиях языческого мира .

Infusiastic

Никакой «единой веры хомо сапиенс» не существует.
Не во всех религиях существуют понятия «судьба, карма, урок».
И даже смысл одних и тех же понятий в разных учениях не совпадает.
Если бы вы практиковали любое одно учение по-настоящему глубоко (а не просто посещали храм для нормальной жизни), у вас не было бы этих наивных представлений.

narisimkha
narisimkha

Спорят только дураки и только по пятницам:)Ирида………….:) (коментарий замечательный)

Ирина

Второй раз в своей, уже очень длинной жизни сталкиваюсь я с людьми, хорошо владеющими догмами христианства, даоизма и других нравственных учений… Интересно! А первый раз было так интересно, что мы с мужем бросив благополучный быт и интересную работу в Ленинграде, отдали 12 лет жизни заповеднику… http://sundry.wmsite.ru/kaprizi-pamjati/psluh-1 Тогда человек, за которым мы ушли, тоже много и ярко говорил о Конфуции и других философах самых разных течений… Теперь он священник… спасает заблудшие души в глухой русской глубинке. Вы, конечно, не будете читать мои заметки целиком… но, м.б. заглянете в последние главы? Там всё так просто! А за Вашу статью и дискуссию спасибо.… Читать далее »

Nataly
Nataly

сорри, сорвалось. Никакого личностного воздействия нет. Согласно даосской космологии, в основе сущего был первозданный хаос, наполненный энергией-ци, безграничной и беспредельной. Инь и ян еще не были разделены, и мириады форм всего сущего еще не проявились. Когда в Едином небесном ци «из ниоткуда» возникает первотолчок, оно начинает разделяться на два противоположных и взаимодополняющих друг друга начала – инь и ян, которые постоянно переходят друг в друга. Такое состояние двуединого ци называется Великим Пределом. Вслед за разделением Единого ци на инь и ян разделились Небо и Земля, движение и покой, пустое и наполненное, сильное и слабое, Прежденебесное и Посленебесное. Таким образом, Великий… Читать далее »

Infusiastic

Ага, забавно с даосской точки зрения читать начало Евангелия от Иоанна: 太初有道 , 道与神同在 ,道就是神。

Nataly
Nataly

Ну да, дасизме есть еще 天帝 — Небесный император. Но Вы упускаете один принципиальный момент. В христианстве Бог — это творец всего сущего, Неба и Земли, людей, ангелов и всего прочего. Этот Бог — личность; Он есть Любовь; Он воздает и судит. Т.е. в христианстве мир возникает благодаря желанию, волению, творчеству Личности. В даосизме возникновение мира абсолютно обезличено, никакого личностного возде

Sergey

Какой может быть ДАОДЭЦЗИН, когда выходит новый ПОРШКАЙЕН?
Не удивлюсь, если китайские друзья были с зачуханного севера.
В Вэньчжоу, например, с религией всё нормально.

Yev
Yev

Уважемые господа! Мне бы хотелось Вам процитировать Джона Рескина, философа и художника: «Никогда незнание не делает зла. Пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не от того, что не знают, а от того, что воображают себя знающими.» Мне как-то довелось коротать время в аэропорту с очень милым, просвещенным китайцем, Жень Да. И что бы выпендриться я начал чего-то там нести про дао де дзин, просить его написать соответсвующие знаки и вызвать на эдакое псевдоинтелегентное обсуждение. И получил ответ, что даоде — это достойное поведение (благочестие) и про даодедзин он слыхал но не помнит чего. Кто знает китайцев поймет, что он деликатно… Читать далее »