- РЕКЛАМА -
Магазета Культура Искусство Титаны против Морских черепах

Титаны против Морских черепах

-

Или кто представляет современную живопись в Китае?

Цай Гоцян / Китайские художники в Магазете

В настоящее время в сфере изобразительного искусства в Китае жизнь бьет ключом: появляются новые имена, работы уже признанных китайских мастеров бьют рекорды на аукционах, открываются новые галереи… Прошло уже 25 лет с первых выставок китайских авангардистов и китайский арт вышел на мировой уровень. Можно, конечно, много говорить о его качестве, но факт остается фактом: современное искусство Китая сейчас представлено и на международных аукционах, и в крупнейших галереях мира.

Среди наиболее значимых художников в современном китайском искусстве можно выделить две основные группы: «四大金刚» (Четыре титана) и «四大海归» (Четвёрка вернувшихся на родину). Иногда последних часто называют «морскими черепахами» (海龟), нарочно заменяя омофоном слово 海归 (вернувшиеся из-за границы).

yueminjun-lovers / Китайские художники в Магазете

Первую группу составляют художники, в первую очередь, добившиеся успеха в Китае. Работы именно этой четверки пользуются особой популярностью на аукционах: Ван Гуанъи (王广义), Чжан Сяоган (张晓刚), Фан Лицзюнь (方力钧) и Юэ Миньцзюнь (岳敏君).

Xu bing Book from the sky / Китайские художники в Магазете

Вторую группу, «Морских черепах», представляют четыре китайских художника, которые в 90-е годы уехали из страны. Признание они, наоборот, сначала добились за рубежом: Хуан Юнпин (黄永砯),Сюй Бин (徐冰), Цай Гоцян (蔡国强), Гу Вэньда (谷文达). Но в последние годы они все чаще появляются в Китае.

Хотя в творчестве «Титанов» и «Черепах» много различий, но истоки, почва, на которые формировалось сознание художников, у них общие. Если изучить и проанализировать развитие творчества, эстетические представления, схожие черты и различия двух путей развития современных китайских художников, то можно не только спроецировать современную ситуацию в сфере изобразительного искусства в Китае, но и спрогнозировать путь его развития в будущем.

Во-первых, и те, и другие относятся к поколению художников движения «Новая волна 85-го года» (八五新潮). С началом реформ 80-хх годов происходили изменения не только в экономике страны, но и постепенно открывалось искусство. В результате, в 1985-86 годах по всей стране стали создаваться сообщества художников-авангардистов. За два года было создано 79! групп, в которых участвовало 2250 художников. Было проведено 149 коллективных выставок. Движение достигло пика своего развития в 1989 году, когда власти закрыли выставку молодых художников в Пекине, на которой были представлены работы со всей страны.

Говоря о движении, можно выделить два основных концептуальных подхода, которые исповедовали китайские авангардисты. Первый из них включал рационалистическую живопись (理性绘画) и дзен-дадаизм. Крупнейшими творческими группами рационалистов были «Северная арт-группа» (北方艺术群体) из Харбина, «Красная бригада» из Нанкина и ханчжоуский «Пруд» (池社). Дадаистов представляла группа «Сямыньские дадаисты» (厦门达达) и «Красный юмор» (红色幽默) из Ханчжоу.

Wang Guangyi Gillette, шелкография, 75х59 см / Китайские художники в Магазете

«Северная группа», чьим представителем был Ван Гуанъи, испытала огромное влияние утопических ценностей немецких философов. Их искусство было направлено на формирование новых идеалов, необходимых после разочарования в «Культурной революции». Название группа получила не из-за своего географического местоположения, как может показаться на первый взгляд. Оно связано с идеей новой культуры, «северной цивилизацией», которая должна прийти на смену распадающимся культурам Запада и Востока.

Huang Yongping / Китайские художники в Магазете

Одним из основателей «Сямыньских дадаистов» был Хуан Юнпин, а Цай Гоцян – ее участником. Они сформировали новое течение, так называемый дзен-дадаизм, обнаружив сходство в философиях дзен-буддизма и дадаизма, которые оба признают, что существование истины невозможно.

Второе направление сформировалось в юго-западном регионе Китая, в провинциях Юньнань и Сычуань, менее развитых в индустриальном плане, а значит, более близких к природе. Кроме того, в западном части Китая проживает огромное количество малых народностей, которые сохранили свои культурные особенности и уклад жизни. Этот подход, получивший название «Течение жизни» (生命之流), проповедовал свободное выражение чувств и переживаний.

zhang xiaogang / Китайские художники в Магазете

Одной из самых влиятельных групп стала «Юго-западное сообщество» (西南艺术群体). Один из постулатов группы заключался в том, что искусство должно в первую очередь, трогать душу, а не поражать глаз. Одним из ярких представителей этой группы является Чжан Сяоган.

Различия между группами начинают появляться в период проживания некоторых художников за рубежом. Западная культура, образ жизни, представления о значении современного искусства – все это накладывает огромный отпечаток на художников и, естественно, находит отражение в их творчестве. Творчество «титанов» почти всегда ограничено рамками станковое искусства [1] (架上艺术). Конечно, у Ван Гуанъи и Юэ Миньцзюня со временем появились и скульптуры, но мышление, форма выражения практически не отличается от традиционного искусства, не несут никакой особой идеи. В то время как у «черепах» основной формой творчества стала инсталляция (装置艺术) и другие формы мультимедийного искусства. Конечно, иногда они возвращаются к традиционной живописи, но в абсолютно ином контексте.

Wen Dagu singaport / Китайские художники в Магазете

Причины различий форм выражений «титнов» и «черепах» также связаны с условиями, в которых художники формировались и развивались. В начале 90-х в Китае современное искусство существовало в условиях сопротивления мнению большинства, когда движения художественных сообществ постепенно сходили на нет. Авангардное искусство постоянно находилось в пограничном состоянии: от индивидуализма и мизантропии к общественному сознанию. Искусство постепенно стало для художников способом существования и самовыражения. А станковое искусство, подразумевающее индивидуальный труд, вполне сочеталось со стремлением к обособленности, непохожести. Кроме того, оно было и проще для понимания массами. Хотя первые инсталляции появились в Китае еще в 80-е годы, но из-за непонимания и нехватки площадок для выставок они не получили должного развития. Однако на Западе инсталляции и концепт являются наиболее распространенной формой современного искусства, то вполне естественно, что уехавшие на Запад китайские художники получили больше возможностей для развития в этой сфере.

fang lijun / Китайские художники в Магазете

Второй причиной формирования различий между «титанами» и «черепахами» является рыночный фактор. Основные покупатели «титановых» работ — разбогатевшие китайцы, чьи представления о произведениях искусства весьма традиционны. Инсталляции абсолютно не вписываются в мир китайских коллекционеров. В то время как на Западе коллекционеры имеют иные представления о ценности произведений искусства (его смысловое значение, идеи, концепции), а работы «морских черепах», во многом, соответствуют их критериям выбора. Поэтому лишь в США и странах Европы Цай Гоцян, Гу Вэньда и другие получили возможность раскрыться.

Однако в настоящее время некогда уехавшие художники все чаще возвращаются на историческую родину. Их возвращение, во-первых, связано с изменением представлений о современном искусстве в китайском обществе. У них появился свой зритель. С другой стороны, несмотря на их популярность в западных странах, им также необходимо признание и в родной стране (которая, кроме того, стала мировой державой), тем более что сейчас она чаще встречает их с распростертыми объятиями.

Говоря о перспективах развития, можно выделить несколько основных тенденций. Во-первых, все больше добившихся на Западе художников будет возвращаться в Китае. Сейчас именно Китай предлагает им перспективы развития. А мировое признание гарантирует, что многие некогда закрытые двери им позволят открыть (конечно, при соблюдении правил «политической безопасности»). Во-вторых, возвращение «черепах» скажется и на формировании современного искусства в Китае. Их альтернативное творчество позволит расширить рамки сознания, как коллег, так и простых обывателей. В-третьих, в ближайшие несколько лет придет новое поколение современных китайских художников с иным мировоззрением, впитавшее в себя особенности тех и других.

Примечания

  1. мольбертного[]
- РЕКЛАМА -

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

Ольга Мерёкина
Ольга Мерёкинаhttp://instagram.com/merekina
Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.

10 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомления на
guest
10 Комментарий
новые
старые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
Александр Мальцев
Редактор
10 лет назад
Reply to  menina

Да там подписи не все, только имена художников, а названий картин — нема

Анна Кутелева
10 лет назад

Чрезвычайно интересно! Полностью согласна с Ostropoler — статья выдающаяся.

Виктор Ширяев
10 лет назад

Лучшая статья в Магазете за последний месяц точно!!

Крайне познавательно!

Инсталляцию со шрифтами типографскими, листами бумаги и т.п. (3-я картинка в посте) я видел в живую в Берлине!! Очень понравилась!

П.С. да, подписи к картинкам не помешали бы! :)

nineliuss
nineliuss
10 лет назад

понравилась статья, хотелось бы наглядного примера их различий……

На Дин
На Дин
10 лет назад

Хорошая статья, спасибо.Еще бы подписи к работам…

Анна Потапова
10 лет назад

Прекрасная статья, Ольга! Скажите пожалуйста, какими источниками вы пользовались?

- РЕКЛАМА -

Медиакит и ценыНативная рекламаСвязаться

10
0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x