Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влияет на современное общество, способствуя появлению новых форм социальной активности. Одной из таких форм считается флэшмоб, впервые появившийся в Нью-Йорке в 2003 году, и после получивший широкое распространение во всем мире.
В последних исследованиях флэшмоб определяют как «ненасильственные собрания людей, организованные с помощью электронной почты, текстовых сообщений или блогов, которые появляются в неожиданных местах и совершают представление, которое обычно длится около 5-10 минут».
Ненасильственные собрания в неожиданных местах в условиях китайской действительности вызывают множество вопросов. Насколько значительно явление флэшмоба в Китае? Как к этому явлению относится китайское руководство?
В Китае западные тенденции по-прежнему продолжают подвергаться сильной корректировке, оказываясь под влиянием национальной культурной традиции. Все-таки в Китае, несмотря на очевидную роль свободного рынка, существует стремление к определенным идеологическим установкам и неусыпному контролю со стороны государства.
Чтобы подробнее узнать о распространении флэшмобов в Китае, редактор Магазеты Алена Овсянникова взяла интервью у выпускника факультета социологии Шанхайского университета Ма Лилина и у активного участника флэшмобов из города Ханчжоу У Цзюньлуна.
По словам Ма Лилин, первый флэшмоб (по-китайски, 快闪) в Китае состоялся в конце 2006 года:
«Это были «бесплатные объятия»( 抱抱团). Один энтузиаст в городе Чанша с группой друзей из интернета решил организовать флэшмоб. 21 октября в час дня на улице Хуансин они провели первую в Китае подобную акцию. В этот же день они выложили видео в интернет, после чего всплеск «бесплатных объятий» прошел по всей стране».
Сейчас в интернете можно найти видеозаписи самых разных флэшмобов, проведенных в различных частях Китая. Интересно, что любители массовых акций находятся не только в крупных городах, как Пекин или Шанхай, флэшмобы проходят в Циндао, Куньмине, Цунцине, Чжухае, Сучжоу и даже в городе Лучжоу (провинция Сычуань). С 2010 года действует официальный сайт China Flash Mob, где можно найти информацию о планируемых акциях. Рост популярности флэшмобов отмечает и наш собеседник У Цзюньлун:
«Сейчас во флэшмобе участвует больше людей. В 2010 году считалось, что 20 человек – уже большая акция. А сейчас приходят 100 человек, и говорят, что «как-то маловато».
«Участвует в основном средний класс, преимущественно молодые люди, у кого есть деньги и свободное время. Их еще называют «праздным» классом».
«Мне кажется, что пока у людей будет потребность к самореализации, такие движения не выдохнутся никогда. Сейчас такая потребность есть у небольшого количества населения, и они заряжают ей только своих близких друзей. Это надо менять.
Миф об «инфантильности» китайского народа не только не способствует развитию креатива, но и является чуть ли не самым мощном его тормозом. Мне хотелось бы, чтобы людям нравилось принимать участие во флэшмобах, также как им нравится ходить петь в KTV. Я — человек общественного движения, что связано с самоотдачей, энергией и креативностью. Хотелось бы, чтобы нас было больше».
Как и во всем мире, тематика флэшмобов в Китае варьируется, как и мотивы, толкающие отдельных флэшмоберов принимать участие в акциях. Кто-то хочет почувствовать себя частью большего, кто-то — найти друзей или просто повеселиться. Возможно, поэтому наибольшей популярностью пользуются танцевальные и музыкальные акции. В июне 2010 года на оживленной улице Шанхая более ста человек одновременно начали танцевать хип-хоп, а спустя пять минут также неожиданно растворились в толпе.
Помимо развлекательных и коммерческих флэшмобов (например, организуемых торговыми центрами для привлечения посетителей), в Китае массовые акции используются и для привлечения внимания общества к конкретным проблемам. В апреле 2014 года на площади в Пекине известная тибетская певица Jamyang Dolma (降央卓玛) с группой добровольцев организовала флэшмоб для поддержания семей, потерявших единственного ребенка — «Если вы готовы открыть ваши сердца, то общество вам поможет».
Еще один пример «социального» флэшмоба — во время музыкального фестиваля Midi в мае прошлого года в Пекине группа молодых людей ходила с капустой на поводке, вдохновившись проектом художника Хань Бина. Таким образом они пытались привлечь внимание к социально-экономической поляризации общества. Еще недавно пекинская капуста был одним из самых распространенных ингредиентов в рационе столичных жителей. Сейчас же состоятельные пекинцы предпочитают экзотические блюда в ресторанах, когда их более скромные сограждане по-прежнему довольствуются «традиционной» едой.
Участник нашего интервью У Цзюньлун лично принимал участие в «социальном» флэшмобе, целью которого было привлечь внимание к острой проблеме загрязнения воздуха в Ханчжоу — вместе с другими активистами он станцевал в маске на площади в центре города:
«Говорят, что люди у нас безынициативные. Ничего подобного. Люди – это отнюдь не серая масса, и флэшмоберы — тому доказательство».
Как коллективная форма социальной активности, «социальные» флэшмобы могут способствовать укреплению общественной и гражданской позиции:
«Медленную адаптацию новых идей в Китае принято объяснять ментальными особенностями нашего общества, его глубоко традиционными установками. Люди могут отожествлять себя с традициями, но это вовсе не значит, что они руководствуются ими в повседневной жизни».
Пока популярность флэшмобов растет, правительство Китая продолжает наступление на интернет. Так, любая популярная публикация в соцсетях (от пяти тысяч просмотров или 500 репостов) должна быть правдивой. За более 668 миллионами китайских пользователей следят цензоры крупнейших социальных сетей Китая — Weibo (аналог Твиттера) и Renren (аналоги Фейсбука). Препятствует ли полиция или другие государственные службы проведению флэшмобов?
У Цзюньлун отмечает, что никогда не слышал о каких-либо проблемах флэшмоберов с органами охраны правопорядка: «Акция длится около пяти минут, и полиция просто не успевает приехать». Тем не менее, по информации Shanghai Daily, шанхайское Управление общественной безопасностью требует предупреждения об акциях на площадях города и в метро, если в мероприятии принимают участие несколько десятков человек. Акции в торговых центрах и других подобных площадках требуют, как правило, лишь разрешения местной службы охраны.
Тем не менее, для привлечения внимание общественности к флэшмобам прибегают и органы правопорядка. В 2013 году дорожная полиция Чунцина организовала музыкальную акцию, чтобы напомнить пешеходам о правилах дорожного движения. Однако несмотря на свободу организации акций, по мнению Ма Линли, здравый смысл необходим в выборе и темы, и места: «Флэшмобы в Китае не должны негативно влиять на общественный порядок».
Приходилось ли вам наблюдать флэшмобы в Китае или даже принимать в них участие? Ждем ваших историй и впечатлений в комментариях.