Будущее юаня

В научной среде всё активнее обсуждается проблема интернационализации юаня. Однако в этом процессе Китай не проявляет поспешности, так как его форсирование может негативно отразиться на экспортно-импортных операциях и экономике страны в целом.

Если обратиться к истории, то в результате промышленной революции в конце XVIII века Великобритания превратилась в мирового индустриального лидера. В результате английский фунт начал цениться наравне с золотом и серебром. Именно статус мирового производителя предоставил стране возможность позиционировать фунт в качестве главной международной валюты.

В период между мировыми войнами США развернули мировую торговую экспансию. А после Второй мировой войны Америка закрепила за собой статус лидирующего производителя. Экономические успехи США позволили доллару превратился в основную мировую валюту. Ныне на основе доллара осуществляются торги нефтью, а также ценообразование на основные товары мирового рынка.

В настоящее время евро пока еще не способен вытеснить доллар. Тем не менее в ближайшие годы евро продолжит упрочение своего положения и станет наравне с долларом ключевой валютой в торговле нефтью.

Основной причиной, по которой йена не сумела стать основной мировой валютой, является её промышленная, военная и политическая зависимость от США. Тем не менее, йена достигла немалых успехов: с её помощью оцениваются многие услуги и товары мирового рынка. К тому же в корзине SDR доля йены неуклонно возрастает.

По мере того, как промышленно развитое государство укрепляет позиции в мировой экономике, валюта этой страны занимает лидирующие позиции в экспортно-импортных операциях и в мировом ценообразовании. Повышая статус национальной валюты, страна получает дополнительный доход от эмиссии денег.

В результате реформ Китаю удалось занять лидирующие экспортные позиции в мировой экономике. Это привело к увеличению валютных поступлений, позволило стране удовлетворить потребность в новейших технологиях и оборудовании. Китайское правительство стремится создать структуру промышленности, сходную с европейской и американской. Однако в нынешней ситуации юань еще не способен стать полноценной международной валютой.

Китайские производители в области ценообразования до сих пор широко используют валюты других стран. В результате экспортной экспансии в Китае создан колоссальный резерв иностранных валют (более трёх триллионов долларов). Это сказывается на экономическом развитии Китая. Так, если в США или в ЕС происходит всплеск инфляции, это приводит к обесценению покупательной способности валютных резервов КНР. Рост цен на ресурсы также ведет к соответствующему уменьшению китайского валютно-резервного фонда.

По мере того, как государство укрепляет лидирующие позиции в мировом производстве, её валюта становится мерилом цен и используется при совершении международных сделок. В современных условиях страны, ориентированные на экспорт, как ни парадоксально, играют в мировой экономике пассивную роль.
Именно такую роль до последнего времени исполнял Китай.

В настоящее время по уровню развития промышленности США и ЕС занимают доминирующее положение. Благодаря этому мировые цены и сделки осуществляются в долларах и евро, что затрудняет продвижение юаня к доминирующему положению.

Со временем юань также станет одной из мировых валют, на основе которой будет осуществляться ценообразование и заключаться контракты. Однако для этого Китаю придется снизить степень своей экспортной зависимости. Кроме того, китайская индустрия должна снизить свою зависимость от промышленности США и ЕС (сейчас в китайском экспорте значительная доля товаров с добавленной стоимостью). И на эти преобразования могут уйти долгие годы.

По мнению ведущего аналитика China Galaxy Securities Сун Тьенбо, для ускорения интернационализации юаня Китаю следует предусмотреть ряд дополнительных стимулирующих мер по использованию юаня в качестве мировой расчетной валюты. Одним из таких направлений может стать развитие сегмента китайских юаневых государственных облигаций, предназначенных для иностранных инвесторов. В случае успеха подобной программы роль юаня в мировой экономике может существенно возрасти.

Фото аватара

Автор: Алексей Селищев

Родился в г. Иркутск. В детстве отец упорно пытался учить английскому и японскому. По переезде в Петербург (1995 год) родители решили, что восточные языки — не мое и сосредоточили мое обучение на европейских языках.
В 2001 году поступил в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, и наряду с экономикой усиленно начал изучать немецкий язык. В 2002 году преподаватели из университета Цинхуа предложили поехать в Китай, «поучить язык». В 2003 году начал учить китайский Весной 2004 года стажировка была продлена еще на год. В 2005 году по возвращении на Родину, под влиянием отца начал изучать китайский фондовый рынок. В 2007 году получил диплом специалиста СПбГУЭФ, по специальности «Мировая экономика». В2007 году поступил в аспирантуру СПбГУЭФ и уехал в Пекин, готовиться к экзаменам в китайскую магистратуру. В 2008 году поступил в магистратуру Народного университета. В 2010 году получил диплом магистра Народного университета по специальности «Мировая экономика». В период обучения в Китае практически закончил работу над кандидатской диссертацией.
Защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Закономерности и специфика развития фондового рынка Китая".