Про пекинский воздух

Статья была опубликована в «Российской газете» в прошлую субботу. Вместе с ней должно было выйти интервью Арсения Попова, но не вышло. Вывешиваю все вместе.

Интервью:

РГ: Остался ли воздух в Пекине?
А.Попов: Воздух остался, но его все меньше и меньше.

РГ: Я пока, к сожалению, в Пекине не был, но вот те, кто был, рассказывают о смоге, постоянно висящем над городом…
А.Попов: Смог в Пекине, конечно, есть. Однако те, кто рассказывает, что он постоянно висит над городом, просто не были в других китайских городах. Дело в том, что в Пекине сухой воздух, открытая местность и всегда довольно сильный ветер.
В Цзинане, например (столица провинции Шаньдун), топят углем, к тому же Цзинань находится в долине между несколькими горами. Вот там смог! В Пекине тоже топят углем, но сейчас все меньше и меньше. Как правило, пекинский ветер успевает разогнать смог. А в Шанхае смог смешивается с влажным воздухом, так что даже ветер не спасает.

РГ: Насколько тяжело дышится в Пекине?
А.Попов: Как правило, нормально дышится. Конечно, если в безветренную ночь
заехать на окраину города, то лучше взять противогаз или хотя бы марлевую повязку. Но в общем ничего, жить можно.

РГ: Насколько влияет экологическая обстановка на жизнь в городе?
А.Попов: Думаю, влияет, конечно. С экологией в Восточном (то есть развитом) Китае везде тяжело. И к тому же, повторюсь, в Пекине не самая плохая ситуация со смогом. Там еще есть песчаные бури — это когда пару раз в год ветер, идущий с Ледовитого через пустую Сибирь, подхватывает в Гоби песок и несет его в Пекин.

РГ: Если сравнивать московские пробки и пекинские, то где они больше?
А.Попов: Московские, потому что в Пекине везде электронные табло с оповещениями о пробках и полицейские, которые пробки раскидывают, а не собирают (как в Москве)

РГ: Какое самое тяжелое время года в Пекине и почему?
А.Попов: Самое тяжелое – это время песчаных бурь: апрель-май и осень.

РГ: Как сами жители переносят экологию города?
А.Попов: Ой, да как они переносят! У них времени и статьи-то нет читать по этому поводу — все вкалывают с утра до ночи. Так время и проходит. Не, я серьезно!

РГ: Есть ли проблемы с питьевой водой? Где ее в основном берут?
А.Попов: Покупают в бутылках по 10-13 литров, берут воду и из-под крана. Особых проблем нет, как-то выкручиваются. К Северу от Пекина огромные водохранилища, из которых черпается вода для водопроводов Пекина. За ними, естественно, следят как за зеницей ока.
Воду экономят, везде счетчики. Так, как у нас, никто не льет. В целом, критической ситуацию не назвать. А если в преддверии Олимпиады Пекин останется без воды, то ее завезут в бутылках по 0,5 литра, и наполнят водохранилища!

РГ: В преддверии Олимпиады власти Пекина объявили о целом ряде мероприятий, направленных на улучшение экологии города. Видны ли внешне эти изменения? Стало ли чище в городе?
А.Попов: Чище намного. Пекин меняется на глазах, и в основном в сторону чистоты и удобства (хотя есть и побочные вещи типа «больше развития — больше машин -больше пробок») Но в целом они успевают компенсировать.
Строительство как при коммунизме идет — везде грузовики и прочее. Но
за грузовиком, выехавшим со стройплощадки, выбегают шестеро с метлами и один со шлангом: вжик-вжик, и готово — дорога снова чистая, как в Копенгагене каком-нибудь

РГ: И последнее. Воздух в Пекине грязный. А как обстоят дела с мусором на улицах?
А.Попов: У китайцев всегда было так: много сорим, быстро убираем. Сейчас стали сорить меньше — я в 1998 не думал, что когда-нибудь смогу в Пекине увидеть человека, который бы бычок бросил в урну, а не на землю. Сейчас — запросто. Не то чтобы они перестали мусорить или грязную воду из ресторана на улицу выливать… Нет, не перестали, но таких все меньше, штрафы за это еще больше, а убирают намного активнее, чем лет пять назад. Улицы чистые. Чище, чем в Москве, по крайней мере.

Фото аватара

Автор: Глеб Федоров

Московский китайский клуб, 记者. Папа как-то спросил, кем я хочу стать. Журналистом, сказал маленький я и накаркал. Нет бы получить нормальную профессию, а потом строить метро или самолеты, делать мебель или чинить автомобили. Вместо этого я поступил на журфак и выучил китайский, затем отработал военным корреспондентом и редактором в новостном сми. Как-то осенью, пытаясь вернуть жизнь к реальности и научиться чему-нибудь дельному, я отложил в сторону перо. Теперь по работе имею дело с китайцами и китайской электронной коммерцией, а также ищу для московских китаистов и китайцев интересные формы сосуществования.