Универмаг “Синь Синь”: семь этажей в стиле «модерн», девушки-диджеи и гуандунское землячество

Когда в России начиналась революция и гражданская война, в Китае начиналась эпоха потребления. Около 1917 года на главной улице Шанхая – Нанкинской – почти одновременно появились сразу два крупных универмага – «Винг Он» и «Син Сир». Поначалу у них было конкурентов, но это продолжалось недолго, так как появился торговый центр «Синь Синь» (新新百货公司).

Первый продуктовый магазин в наши дни. Источник: Roa flickr

Универмаг “Синь Синь” // 新新百货公司

Адрес: 720 East Nanjing Road / 南京东路720号 (открыть в baidu map)
Год перестройки: 1926
Нынешнее состояние: продуктовый магазин

Его многое роднило с предшественниками – даже владельцы вышли из тех же компаний. Основателями «Синь Синя» стала пара бывших управляющих, Лю Сицзи (刘锡基) из «Винг Он» и Хуан Хуаньнан (黃煥南) из «Син Сир», которые были недовольны распределением прибылей и потому начали свое дело. Заручившись поддержкой и капиталом напарника из Австралии по имени Чарльз Ли (Charles Lee 李敏周), компания «Синь Синь» приобрела дорогостоящий участок по соседству с «Син Сиром». В 1923 году началось строительство торгового центра, который намеревался превзойти предшественников.

Нанкинская улица, вид в сторону реки, в центре универмаг “Синь Синь”. Источник: R. Barz

Проект торгового центра «Синь Синь» создал венгерский архитектор Кароль Гонда, активный приверженец стиля «модерн», тогда еще мало известного в Шанхае. Он создал симметричное семиэтажное здание в стиле, переходящем от неоклассики к модерну. По требованию заказчиков универмаг был сделан на несколько этажей выше, чем у конкурентов, и вдобавок украшен высокой остроконечной башней со шпилем, обеспечивающим полное превосходство. Строительство заняло два с половиной года и стоило более 4 миллионов таэлей.

Универмаг “Синь Синь”. Источник: Shanghai of To-Day (1928)

На открытии магазина в январе 1926 года явилось более 50 000 посетителей. Столпившись в огромном фойе, посетители как один устремляли взоры вверх, где висел «ароматный шар», распрыскивающий в воздух духи, которые люди стремились поймать рукавами и носовыми платками.

Нанкинская улица, слева возвышается магазин “Синь Синь”. Источник: Claude Berrouyer

В универмаге «Синь Синь» можно было купить все. На нижнем этаже прилавки ломились от продуктов, вин, канцелярии и аксессуаров. Этажом выше были мануфактурные товары, шелк и хлопок, обувь и одежда. На третьем этаже продавались посуда, хрусталь, часы, фототовары. На четвертом этаже была мебель, сундуки, ковры, кованые, литые и резные изделия. На пятом этаже размещались офисы, на шестом был центр развлечений. Все это освещалось при помощи собственной электростанции.

Журнальный разворот, посвященный танцевальному конкурсу в “Национале”, и портреты партнерш по танцам. Источник: 上海画报

Подобно предшественникам, руководители компании «Синь Синь» предпочитали принимать на работу в магазин только своих земляков, выходцев из уезда Сяншань (香山) в Гуандуне. За все время существования универмага через него прошло более пятисот земляков. «Свои» пользовались привилегиями и их нельзя было уволить.

Чтобы отличиться от конкурентов, управляющий магазина Лю Сицзи не стал открывать сад-веранду на крыше; вместо этого он создал в магазине радиостанцию, по которой гоняли рекламу товаров и популярные мелодии. Так появилась первое в Китае национальное радио; доселе все частоты принадлежали иностранцам. Радиостудия в «Синь Сини» имела прозрачные стены, чтобы посетители наслаждались привлекательной внешностью девушек-диджеев. Впоследствии сын одной из этих девушек, композитор Чэнь Ган (陈钢), написал мемуары, озаглавленные «Стеклянная радиобудка».

Реклама танцевального зала “Националь”. Источник: 新闻报, 1938-05-14

При универмаге «Синь Синь» имелся также танцевальный зал «Националь» (国际舞厅) – не самый крупный в городе, но весьма популярный у китайских и иностранных посетителей. Здесь был кондиционированный воздух, зажигательный филиппинской ансамбль, а самое главное – отборные партнерши по танцам. Из-за этого среди посетителей не было американских офицеров и моряков: им предписывалось ходить только в «постные» места из одобренного начальством списка.

Проект К. Сура. Источник: Shanghai Sunday Times

С появлением «Синь Синя» в Шанхае началась настоящая битва торговых центров. Инвесторы и архитекторы наперебой извещали публику о планах застроить весь центр Шанхая храмами консюмеризма. Немецкий архитектор Карстен Сур (K. H. Suhr) презентовал проект торгового центра в еще более прогрессивном стиле, чем у Гонды. Американская студия «Кумин и Ко» (Cumine & Co.) обнародовала целых три проекта – торговый центр «Китай» предполагалось возвести напротив развлекательного центра «Великий Мир», рядом с ним должна была раскинуться «Шанхайская аркада», а на Нанкинской вырос бы универмаг «Великий Китай».

Проект торгового центра “Китай”. Источник: North China-Herald

Дизайн этих торговых центров был еще более предсказуемым, чем их названия. Каждый норовил занять собою целый квартал, каждый был украшен башней со шпилем, у каждого на крыше был сад-ресторан, каждый был составлен из крытых галерей на манер парижских и лондонских. Все они схлопнулись еще на этапе поиска финансирования. Возможно, если бы эти проекты были в свое время реализованы, то в 21 веке было бы меньше желания наверстывать упущенное.

Проект универмага “Великий Китай”. Источник: The China Press
Проект “Шанхайская аркада” 1926 года. Источник: Shanghai Sunday Times

С приходом к власти коммунистов поток заграничных товаров иссяк, а «Синь Синь» был национализирован. В 1954 году он перепрофилировался в продуктовый магазин (上海第一食品商店) и остается им по сей день.

Для заглавной иллюстрации использован фрагмент фотографии магазина “Синь Синь”. Источник: Claude Berrouyer

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *