Как русский эмигрант построил дом для американских экспатов во Французской концессии

Вход в бывшие апартаменты Кавендиш-корт, ныне бутик-отель (с) Booking.com

Авеню Петэн (ныне Hengshan Road) была проложена в 1922 году с целью соединить центр Французской концессии с католическим поселком Сюйцзяхой. Новая дорога, прямая, как стрела, прорезала сельскохозяйственный пригород Шанхая и брала курс строго на остроконечные башни Собора Св. Игнатия.

Фасад здания Кавендиш-корт со стороны Hengshan Road. Источник: Booking.com
Фасад здания Кавендиш-корт со стороны Hengshan Road. Источник: Booking.com

Апартаменты «Кавендиш-корт» 凯文公寓

Адрес: 525 Hengshan Road (открыть в baidu map)
Год основания: 1933
Нынешнее состояние: жилой дом / бутик-отель

В конце авеню Петэн маячит собор Св. Игнатия; Кавендиш-корт слева. Источник: Raymond Vibien Family Album at Virtual Shanghai
В конце авеню Петэн маячит собор Св. Игнатия; Кавендиш-корт слева. Источник: Raymond Vibien Family Album at Virtual Shanghai

Вопреки планам этот район стал вовсе не продолжением французского Шанхая, а его американским «пригородом». Здесь стали появляться виллы американских экспатов, были построены американская школа и протестантская церковь. Когда в конце 1920-х годов интерес девелоперов сместился от коттеджей к многоквартирным домам, вдоль авеню Петэн стали появляться апартаменты. Одним из первых вырос гигантский флагман «Вашингтон», спроектированный А. И. Яроном, рядом Б. В. Кривош построил небольшой дом «Вестерн», а вскоре улицу украсила высотка «Кавендиш-корт» работы еще одного русского эмигранта – Александра Александровича Рейера.

Вид с высоты на авеню Петэн в 1934 году. Источник: адаптировано с аэрофотосъемки flickr Cities in Old Days
Вид с высоты на авеню Петэн в 1934 году. Источник: адаптировано с аэрофотосъемки flickr Cities in Old Days
Здание Пикарди (слева) появилось позже Кавендиш-корт (справа). Источник: flickr Cities in Old Days
Здание Пикарди (слева) появилось позже Кавендиш-корт (справа). Источник: flickr Cities in Old Days

Петроградец А. А. Рейер (р. 1895) прибыл в Шанхай в 1920 году и вскоре создал фирму Reyer & Co. с офисом на Банде, предлагающую инженерные и архитектурные решения. Фирма отметилась в важнейших шанхайских проектах: бальный зал отеля «Астор», фундаменты кинотеатра «Гранд» и пивоварни «Юнион», сантехническое обеспечение комплекса «Линда Террас», ряд складов и промышленных построек.

Архитектурный проект здания. Источник: minguotupian.com
Архитектурный проект здания. Источник: minguotupian.com

Успешно влившись в иностранное сообщество Шанхая, А. А. Рейер остался набожным и щедрым меценатом, активно участвуя в жизни русской эмиграции. Он был членом Русского православного братства, вложился в сооружение православного собора финансово и как эксперт, и был выбран первым председателем Русского клуба.

Элемент обстановки квартиры в 30-е годы. Источник: Dr. Mac Fellows
Элемент обстановки квартиры в 30-е годы. Источник: Dr. Mac Fellows
Фойе здания. Источник: Booking.com
Фойе здания. Источник: Booking.com

В 1933 году к списку работ фирмы Рейера добавилась постройка девятиэтажного дома «Кавендиш-корт» на авеню Петэн. Как все здания тех лет, оно было выполнено в модном стиле ар-деко и предлагало элитный уровень проживания в просторных многокомнатных квартирах, по две на этаже, отделанных импортными материалами. Домом владела контора «Катэй Лэнд» шанхайского олигарха Виктора Сассуна, который не прогадал с инвестицией: вскоре после сдачи дома в начале 1934 года все квартиры были заняты экспатами.

Вид на тюрьму к югу от дома Кавендиш-корт. Источник: Harrison Forman
Вид на тюрьму к югу от дома Кавендиш-корт. Источник: Harrison Forman

Квартиры на верхних этажах предлагали изумительные виды окрестностей Шанхая. Впрочем, иллюзия современной пригородной жизни жестко разбивалась о вопиющее классовое расслоение. «Кавендиш-корт» соседствовал с женской тюрьмой провинции Цзянсу и выходил окнами на унылые ряды бараков. Далее к югу тянулся канал Чжаоцзябан (где теперь Zhaojiabang Road), на берегах которого в дырявых шалашах влачила существование кочевая беднота. К востоку, на месте будущего парка Сюйцзяхой тянулись огороды с редкими постройками, между которыми на протянутых веревках сушились километры белья.

Кафе Кевен на первом этаже здания. Источник: twitter shutozennin
Кафе Кевен на первом этаже здания. Источник: twitter shutozennin

Американская культура южного уголка Французской концессии оказалась недолговечной: ее прервала японская оккупация и переход к коммунистическому режиму. Но когда после долгих лет изоляции в Шанхай начали возвращаться американские экспаты, они неожиданно нашли тлеющий очаг родной культуры в здании «Кавендиш-корт». Здесь на первом этаже расположилось легендарное кафе (или скорее, дайнер) под названием «Кевен», где подают плотную еду в американском стиле: сэндвичи с беконом, омлеты, бургеры, кукурузный суп и салат с тунцом.

Интерьер кафе Кевен. Источник: yhouse
Интерьер кафе Кевен. Источник: yhouse

Для заглавной иллюстрации использовано фото входа в бывшие апартаменты Кавендиш-корт, ныне бутик-отель. Источник: Booking.com

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.