Пыльными тропами истории: к истокам традиции ушу (часть 5)

a

Продолжая цикл статей по истории развития ушу, в качестве наглядного примера общего генезиса традиционных боевых искусств Китая рассмотрим историю возникновения известных таолу-формальных комплексов упражнений одного из популярных во всем мире стилей ушу – танланцюань.

IMG_0298

В различных школах боя богомола танланмэнь (螳螂門) существует раздел специальных форм, которые являются квинтэссенцией стиля, её лучшими техниками, без которых успешное ведение боя зачастую не представляется возможным. Ниже мы кратко ознакомим вас с информацией об этих формах, кропотливо собранной за двадцать с лишним лет упорных исследований и изучения многих школ боя богомола на территории КНР. Согласно рассказам представителей школы Сю Куньшаня (修坤善, 1864-1947) и благодаря результатам многолетнего опроса деревенских мастеров старого поколения, проживающих в уездах Лайян, Хайян и Цися, а также сравнительному анализу существующих версий, распространенных во многих школах и направлениях танланцюань (螳螂拳), можно прийти к следующему выводу.

IMG_0220

Здание, в котором располагался гошугуань города Лайян. 

Изначально система мэйхуа танланмэнь (боя богомола цветка сливы, 梅花螳螂門) включала несколько первоначальных форм, которые и составляли костяк стиля. Также существовали базовые формы, являющиеся вводными и представляющие собой, так называемые “обогомоленые” версии, принадлежавшие когда-то другим стилям и направлениям китайских боевых искусств. Эти смешанные базовые формы были результатом деятельности основателей стиля боя богомола, которые успешно соединили свои знания техник и форм ведения боя из различных школ, которыми они первоначально занимались. Таким образом, базовые формы системы боя богомола являются синтезом трех-четырех стилей, популярных в конце минской и начале цинской династии на рубеже XVII-XVIII веков. При этом “чисто богомольскими” можно назвать только три формы: “сокрушить и заполнить” (бэнбу, 崩補), “хаотичное парирование” (ланьцзе, 亂接) и “восемь локтей, разделяющие тело” (фэншень бачжоу,分身八肘).

e

Исполнение таолу “сокрушить и заполнить” деревенским Мастером.

По прошествии некоторого времени первые поколения стиля решили совместить накопленный опыт и объединить все наиболее эффективные техники воедино. Результатом явилась группа форм под общим названием танлан цзунди (螳螂總敵) или просто цзунди (總敵). Смысл названия танлан цзунди переводится как “собрание лучших техник боя для победы над любым врагом” или сокращенно цзунди —“собрание [техник] против всех врагов”. Всего было создано четыре формы, где первые три как раз и были объединением различных техник в связки, а четвертая форма делала акцент на бой на земле. Интересно заметить, что в системе боя богомола, до создания цзунди существовали боевые комбинации из двух, трех, максимум пяти техник. Формы цзунди, как бы стали кульминацией этого процесса развития комбинационного боя и были сгруппированы по принципу “три-пять-семь-девять рук” ( 三五七九手), что означало дальнейшее развитие комбинационных приемов до семи и даже девяти техник связанных воедино.

В современном мире бокса, борьбы и смешанных единоборств, подобные методы ведения боя весьма популярны. Так например, в самбо и вольной борьбе активно поощряется проведение разнообразных комбинаций приемов. А в дзюдо, хотя и доминирует борьба с акцентом на иппон, то есть чистый бросок с минимальным количеством связующих действий, ведущий к досрочной победе, борцы обычно разучивают разнообразные связки приемов. В боксе также мало приветствуются одиночные удары, а работа сериями наоборот поощряется и считается показателем уровня мастерства. Не стоит забывать, что многие китайские школы боевых искусств XVIII-ХIХ веков ставили акцент на завершение боя одним или максимум двумя приемами. Таким образом, комбинационные методы ведения рукопашного боя, развитые в мэйхуа танланмэнь в то время, были довольно революционным явлением.

b

В системе боя богомола формы цзунди составляли особый, можно сказать секретный раздел, редко известный многим представителям стиля. Только наиболее талантливые, наиболее преданные ученики были посвящены в “таинства цзунди”. В то же время, основная масса практикующихся заканчивала процесс обучения стилю после овладения базовыми и основными формами ведения боя системы богомола, что занимало от трех до пяти лет в зависимости от способностей человека. Цзунди же обучали только после семи лет ежедневных занятий под руководством носителя традиции. В результате, формы цзунди стали довольно редким явлением и практически исчезли с лица земли. На сегодняшний день, нам удалось найти только одну школу, представители которой еще владеют первыми тремя формами. К сожалению, четвертая форма на сегодняшний день практически утеряна. Остальные же мастера стиля, проживающие в провинциальной глубинке, либо никогда не слышали о цзунди, либо владеют отрывочными знаниями в этой области.*

c

Один из трех “реформаторов танланцюань”, Сун Цзыдэ.

Следующий этап трансформации цзунди произошел в конце ХIX века, когда великий мастер богомола — Цзян Хуалун (姜化龍, 1855-1924), вместе со своими кровными братьями Ли Даньбаем и Сун Цзыдэ решили изменить название цзунди на менее претенциозное чжайяо (摘要) —“избранное” (полное название: цюаньчжун чжайяо 拳中摘要 или избранные техники боя).

IMG_0203

Дом, где жил великий мастер богомола — Цзян Хуалун.

Все три мастера имели серьезный и достаточный опыт в других стилях боевых искусств еще до занятий богомолом, поэтому результатом их деятельности было объединение лучших техник из всего, что они знали в семь форм, которые являлись квинтэссенцией их стиля богомола, который позже стал известен как “бой богомола великого предела” (тайцзи танланцюань,  太極螳螂拳).

d

Цюаньчжун чжайяо в семейном кулачном трактате.

Процесс создания семи форм чжайяо занял много лет, что и привело к различным техническим и стилевым вариантам исполнения самих форм, но это уже материал для отдельной статьи.

И в завершение, традиционно немного видео по этой теме!

Илья Профатилов (Тайшань, Гуандун, июнь 2015)

* Информация, предоставленная в этой статье является частью исследований, которые продолжаются и сегодня. Если у вас имеются сведения, которые противоречат или же подкрепляют приведенные факты, пожалуйста свяжитесь с нами.

Фото аватара

Автор: Tanglang

Группа единомышленников из Питера, Москвы и других городов с середины 80-х проводит ежегодные многолетние этнографические исследования в малопосещаемых иностранцами регионах Китая с целью поиска, интервьюирования, изучения и сохранения наследия старых традиционных боевых и оздоровительных систем. Московский сайт http://www.mantisboxing.msk.ru/ Видеоблог http://www.youtube.com/meihuatanglangquan Сайт в СПБ www.taiji-tanglang.spb.ru Видеоблог http://www.youtube.com/TanglangSPb

3 комментария

  1. Шикарная техника. Видео порадовало… есть представители, кто реально оттачивал удары десятилетиями..

  2. С огромным интересом и уважением читаю ваши статьи. Приятно послушать увлеченного человека. И очевидно, что статья, крошечная часть знаний которыми владеет автор. Хотя я не понимаю почти ничего.

    1. В ближайшее время выйдет очередная часть цикла “Пыльными тропами истории: к истокам традиции ушу” – “Серией ударов—наповал”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *