Сегодня в нашей рубрике почти круглая дата: 98 лет назад родился художник Ту Кэ (涂克, 1916-2012), один из первых выпускников отделения масляной живописи Национальной школы искусств в Ханчжоу.
Поначалу он увлекался фигуративной живописью, героями его ранних работ нередко становились крестьяне, солдаты, рабочие. Он жадно впитывал то, что могло предложить художественное образование тридцатых: принципы советской живописной школы, стремление учиться у природы.
В 1949 году Ту принимает участие в первой национальной художественной выставке в Китае, в том же году его работы были отправлены в Москву, на международную художественную выставку.
В этот период Ту Кэ включается в работу художественных интитуций, занимает пост начальника управления культуры Шанхая, возглавляет “Советско-китайский иллюстрированный журнал” (苏中画报).
Более поздние работы этого художника часто описывают как “зеленый мир Ту Кэ”. В шестидесятых годах он переходит к пейзажам, в которых чаще всего преобладают различные оттенки зеленого. Китайские источники называют его основоположником субтропического стиля (亚热带色彩画派), однако, судя по имеющимся у автора материалам, последователи этого стиля утеряны в тех же диких зарослях, которыми и вдохновлялись.
Возможно, буйство зеленого на картинах Ту Кэ берет начало в живописных пейзажах его родного Гуанси, возможно, художнику просто удалось отыскать свой узнаваемый стиль. Его пейзажи необыкновенно лиричны, причем нотка светлой грусти ощущается в них и тогда, когда Ту избирает свойственную фовистам манеру заполнения контура ровным цветом.
Неудивительно, что сейчас его работы хранятся в коллекциях музеев Шанхая, Пекина, Токио, Нью-Йорка и Москвы; удивительно, что материалы об этом художнике в китайском сегменте интернета почти отсутствуют, за исключением статьи на байду, которая и послужила основным источником для данной заметки, о чем автор искренне сожалеет. Так предадимся же светлой грусти, созерцая пейзажи Ту Кэ.
Замечательные пейзажи… Интересно какого размера эти работы в реальности. Глядя на эти фото кажется что все картины не больше А-4. Так ли это?
Чэнь Чэнпо, не показывает перспективу светом, одинаковые по насыщенности передний и задний планы создают какое-то мрачноватое впечатление. А в остальном он молодец, и люди в его пейзажах есть, и от этого картины более живые.
Тоже сказочный, но мне Чэнь Чэнпо больше понравился :) http://magazeta.com/2014/02/chechengpo/
Да, пейзажи замечательные. Интересно, что художник вначале тяготевший к сюжетам с людьми, впоследствии, в пейзаже почему-то избегает изображать их.