Стратагемы китайского бизнеса

Стратагемы китайского бизнеса

Стратагемы китайского бизнеса

“Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы
зависит от врага”.
— Суньцзы

Каждый китаец с раннего детства знает Сунь Укуна – царя обезьян, героя средневекового романа с буддистским окрасом – «Путешествие на Запад». Для китайчат эта обезьяна – что-то вроде Чебурашки и Винни-Пуха в одном лице (не в смысле страшный, а – милый, родной, знакомый). Про Сунь Укуна бытует огромное количество сказочных историй, воплощённых в текстах и комиксах, но все они повествуют о сверхъестественной хитрости, изворотливости, способности добиваться победы любой ценой. Герой этот исключительно положительный, эдакий китайский «супер-манки». Все детки стремятся ему подражать, в особенности мальчики, из коих потом вырастают бизнесмены и менеджеры, с которыми нам приходится иметь дело.

В своих приключениях Сунь Укун придерживается классической военной стратегии, которая обобщена в памятнике предположительно V века «36 стратагем» («三十六计»). На самом деле иероглиф “计” некорректно переводить как «стратагема», скорее это «план», «хитрость», «техника», т.е. тактика, применимая в конкретных обстоятельствах.

Военное искусство имеет, между прочим, прямое отношение к бизнесу, поскольку хозяйствующие субъекты действуют точно так же как противоборствующие армии – они преследуют прямо противоположные цели и стремятся к победе, порой ценой крови – собственной или лучше – вражьей.

Во время войны, особенно долгой, никто никогда не принимает в расчет нравственные нормы, всё сводится к элементарному, животному выживанию. Понятно, что остаться на плаву, можно лишь экономя и приумножая собственные ресурсы, заключая выгодные союзы, покоряя слабых, избегая войн с сильными… При этом моральные императивы могут применяться против особ высоко нравственных в корыстных целях. Китайская военная стратегия не приемлет жалости, сострадания, милосердия и т.п. Зато запросто позволяет играть на этих чувствах, если они обнаруживаются у собеседника (врага).

Единственный критерий истинности – эффективность. Все остальные, кроме себя любимого, – враги, только некоторые из них желают вам зла явно, а другие держат пакостные мыслишки до времени про себя.

Остановимся на нескольких показательных стратагемах:

«Обмануть императора, чтобы он переплыл море»

Один древний китайский император никак не решался взойти на корабль, чтобы возглавить военную операцию за морем. Как ни уговаривали его чиновники, ничего не помогало. Тогда они прибегли к хитрости: сделали корабль в виде шикарного с виду увеселительного заведения, развесили фонарики, пригласили девочек и все такое. Вечерком они привели императора на этот казино-корабль, а потом потихоньку скатили его в воду, и… отчалили, помолясь предварительно Будде. Наутро похмельный глава государства вышел «до ветру», и к удивлению своему обнаружил, что ветер гуляет нешуточный. И дом раскачивается не в голове, помутненной пирушкой, а реально, на волнах…

Китайцы постоянно пользуются этой тактикой для усыпления бдительности противника перед решающим ударом. Они могут наподобие болванчиков качать утвердительно головой и поддакивать каждому Вашему слову несколько дней кряду (стратагема №10 «Скрывать за улыбкой нож»). Но в момент, когда Вы решите закрепить на бумаге (в контракте) то, чего добились с такой легкостью, Вас, скорее всего, будет ждать разочарование. Китайцы выставят совсем другие условия, или начнут вилять и прятаться, применяя стратагему №21 «золотая цикада сбрасывает панцирь» (если хочешь скрыться незаметно для неприятеля, нужно бросить ему под ноги что-нибудь эффектное, отвлекающее внимание, чтобы он не догадался, куда Вы направились).

«Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао»

Войска противника напали на город Чжао и осадили его. В тот же момент основные силы бросаются на столицу этого самого противника, который, узнав о внезапно постигшем его несчастье, спешно снимает осаду, и сломя голову бежит спасать свою Первопрестольную.

Для того, чтобы решить проблему в одном месте, можно поставить противника перед фактом наличия у него собственной проблемы, с тем, чтобы он был вынужден перегруппировать силы, и ослабил или снял давление на том направлении, где это выгодно.

Именно в целях обнаружения Ваших слабых мест китайцы пытаются заранее собрать как можно более подробную информацию о Вашем бизнесе, партнерах, личных привязанностях и т.д. В конечном итоге их задача сводится к верификации того, чем Вы больше всего дорожите, и будете защищать в любом случае. Когда такой предмет найти не удается или он оказывается недоступен для китайцев, в качестве «столицы Вэй» может использоваться некое общее место. Например, коррупция в России, отмывание денег и т.п. в режиме «а у Вас негров бьют».

Чаще всего использование этой тактики китайцами означает, что они загнаны в угол, и уже исчерпали аргументы для противодействия – хороший знак!

«Увести овцу легкой рукой»

Взять, что плохо лежит можно не только в материальном смысле, хотя и такое практикуется запросто. Необходимо с крайним вниманием относиться к словам, обещаниям, утверждениям. Любая оплошность будет обязательно замечена, и использована против Вас при случае. Не считается зазорным сослаться и на то, что Вы не делали и не говорили, как якобы на объективный факт. При том, что утверждают это сразу несколько человек в китайской делегации, и делают это уверенно, иногда можно дрогнуть, и дать слабину, пойти на попятный. Всё, ваша овца украдена! Обязательно ведите подробную стенограмму переговоров, иногда полезно запастись маленьким чувствительным диктофон, и записывать Ваш диалог с китайской стороной.

«Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти»

Во имя достижения конечной цели можно пойти на временные уступки, изобразить несостоятельность, проявить сочувствие или, наоборот, незаинтересованность.

Правитель Цзин назначил Янь Цзы управляющим Дунъэ. Через три года по всей стране о Янь Цзы говорили только дурное. Правитель Цзин был этим недоволен и призвал его ко двору, чтобы уволить. Янь Цзы, оправдываясь, сказал: “Я сознаю свои ошибки, но прошу оставить меня в Дунъэ ещё на три года. После этого обо мне будут говорить во всей стране только хорошее”.

Правитель Цзин не смог отказать ему в просьбе и опять поставил его управляющим в Дунъэ. Через три года по всей стране действительно говорили о нём только хорошее. Это порадовало правителя Цзина, и он опять призвал его ко двору, на этот раз чтобы наградить. Но Янь Цзы отказался от подарка и не хотел ничего принять.

Когда правитель Цзин спросил его о причинах его поведения, он отвечал: “Поскольку я заботился о благополучии Дунъэ, я приказал строить дороги и принял поспешные меры к увеличению населения, этим я не понравился дурным. Я награждал бережливых и прилежных и всех, кто выказывал заботу о детях и братскую любовь. Я наказывал воровавших время и бесполезных. Этим я не понравился ленивым. При наказаниях я не выделял благородных и могущественных. Этим я не понравился благородным и могущественным. Если у меня требовали чего-либо мои приближенные, я разрешал им то, что было согласно с законом, и запрещал то, что было противно закону. Этим я не понравился своим приближенным. Когда я принимал своих начальников, я никогда не переступал требований религиозных обрядов. За это меня невзлюбили мои начальники. Так произошло, что все эти люди стали распространять обо мне дурные речи и повторять свою хулу при дворе. Через три года эти обвинения дошли до вас. На этот раз я стал всё делать по-другому. Я не стал строить дорог и отложил в долгий ящик меры по увеличению населения. Тут возрадовались дурные. Я стал обижать бережливых и прилежных и всех, кто проявлял заботу о детях и братскую любовь. Я перестал наказывать воровавших и бесполезных. От этого возрадовались ленивые. При наказаниях я начал выделять благородных и могущественных. Потому возрадовались благородные и могущественные. Все, что у меня требовали мои приближенные, я им разрешил. Потому возрадовались мои приближенные. Когда я принимал своих начальников, я стал делать то, что запрещают обряды. Поэтому возрадовались мои начальники. Так и получилось, что все эти люди стали петь мне хвалу по всему миру и довели её до твоих ушей. Раньше ты хотел меня наказать за то, что достойно было вознаграждения, а теперь хочешь наградить за то, что достойно наказания. Таковы причины того, что я не хочу принять твоей награды”.

Тогда правитель Цзин признал в Янь Цзы искусного чиновника и назначил его управляющим всей страны. Через три года государство Ци достигло большого подъема.

Согласно этому анекдоту из “Янь Цзы Чунь Цю” (“Вёсны и Осени Янь Цзы”, см. 3.4), Янь Цзы хотел завоевать доверие правителя Цзина. Прямым путём – справедливым управлением Дунъэ – ему это не удалось; правитель Цзин едва не прогнал его со службы. Тогда Янь Цзы на три года отпустил вожжи. Тем, что он отказался от всех своих принципов при управлении, он обходным путем заслужил положительные отзывы, возвратил благоволение правителя и после этого искусной речью сумел склонить его слух к восприятию своей точки зрения на управление.

Таким образом, благодаря временной сдаче позиций Янь Цзы не только добился высочайшего поста в государстве, но и убедил правителя в своей высокой нравственности.

Китайские переговорщики о нравственности не заботятся, их интересуют цели гораздо более прагматические. В большинстве случаев, особенно в самом начале китайцы выступают в переговорах «вторым номером», демонстрируют слабость, готовность к уступкам, втираются в доверие. Если китаец видит выгоду в перспективе, то разыгрывать преданнейшего, кристально честного человека он может годами. Всё изменится, как только Вы наделите его какими-либо полномочиями или (упаси Бог!) доверите ему деньги.

«Бросить кирпич, чтобы получить яшму»

Би Аи, сведущий в стратагемах житель уезда Ланьей (нынешняя провинция Чжэцзян), однажды пришел в гости к своему другу, который служил в уездном ямыне округа. Там Би Аи увидел начальника уезда Хуана, который нервно ходил из угла в угол и выглядел крайне озабоченным. Хуан недавно получил свою должность и всюду слыл неподкупным начальником.

После обмена приветствиями начальник уезда обратился к Би Аю с просьбой. Оказалось, что вдруг непонятным образом исчезла печать уезда. Хуан подозревал тюремного сторожа Ху, человека корыстного, который не слишком уважал законы. Поскольку Хуан часто делал ему замечания, сторож возненавидел начальника уезда. Чтобы отомстить за себя, Ху подружился с хранителем печати. По-видимому, когда тот на минутку вышел, Ху украл печать. Обнаружив воровство, начальник уезда собрал преданных ему служащих на совет. Положение было весьма сложным. Никаких доказательств против Ху не было. Если бы за него взялись, он имел бы возможность всё отрицать. А если припереть его к стенке, возникала опасность, что он уничтожит печать. Таким образом, печать как будто исчезла окончательно, а ответственному за неё начальнику уезда Хуану грозили отставка и наказание. По-хорошему с Ху тоже невозможно было договориться, поскольку он боялся мести начальника уезда, который не простил бы ему воровства. Служащие долго ломали головы, не приближаясь к решению проблемы, и наконец решили обратиться к Би Аю.

Немного подумав, Би Аи сказал начальнику уезда: “Не беспокойтесь больше ни о чём. Объявите себя больным и три дня не принимайте посетителей и не занимайтесь служебными делами и документами. Можете быть уверены, что на четвертый день вы получите печать”.

В ночь с третьего на четвертый день в здании ямыня возник пожар. Новость облетела весь город. Хуан приказал всем служащим ямыня явиться на тушение пожара. Били гонги, раздавались крики. Приказ, конечно, услышал и тюремный сторож Ху. Когда он прибежал на пожар, его тут же подозвал начальник уезда и сказал: “Тушением пожара занимаются уже много людей. Я сам ими командую. Тебе туда идти не обязательно. Вместо этого я доверяю тебе печать уезда. Вот, возьми шкатулку. Если ты сохранишь её, я буду рассматривать это как твой вклад в борьбу с огнем”. И начальник уезда убежал. Тюремный сторож остался со шкатулкой в руках. Он сразу же установил, что она заперта. Таким образом, он не мог открыть её на месте и показать всем, что она пуста. Только тут тюремный сторож понял, что стал жертвой стратагемы. Теперь, если он отдаст начальнику уезда шкатулку, а тот увидит, что она пуста, его обвинят в воровстве. Сторожу ничего не оставалось, как пойти с пустой шкатулкой домой и там тем же путем, каким он украл печать, положить её обратно. Пожар той же ночью удалось потушить. На следующий день начальник уезда собрал всех служащих, чтобы наградить. Сторож Ху явился со шкатулкой. Начальник уезда тут же открыл её и увидел, что там лежит печать. Начальник естественно, сделал вид, что ничего не заметил, и отдал сторожу его награду.

Так начальник уезда Хуан с помощью Стратагемы № 17 избежал грозившей ему опасности отстранения от службы и наказания. “Кирпичом” здесь была пустая шкатулка, а “яшмой” – возвращенная печать.

Данную стратагему с успехом применило кипрское правительство, когда в марте 2013 года объявило о списании 10% средств со всех депозитов, размещенных в кипрских банках. Было хорошо известно, что российские бизнесмены, депутаты, чиновники и коррупционеры владеют более 58 млрд. евро, размещенных на этих депозитах. Когда началась паника, министр финансов Кипра отправился в Москву с просьбой о предоставлении кредита в 2,5 млрд. евро. Легко подсчитать, что в случае принятия закона россияне потеряли бы гораздо больше, причём не государственных, а своих личных, кровно «отмытых» денег. Парламент отклоняет закон, а Кипр получает искомый кредит. «Кирпич» – возможное списание средств, «яшма» – кредит.

Объединиться с дальним врагом, чтобы уничтожить ближнего

У императора появляется молодая наложница. Её влияние стремительно растет. Это начинает беспокоить жену императора, но она, прикинувшись другом, помогает наложнице освоиться во дворце. Однажды в ходе дружеской беседы императрица сообщает, что её мужу очень не нравится нос наложницы и рекомендует каким-то образом спрятать его от глаз императора. На следующий день наложница появляется с покрывалом, закрывающим часть лица.

– В чём дело? – спрашивает удивлённый император свою супругу.

– Как в чем? – удивляется императрица, – эта девица каждый день твердит мне, что ей не нравится исходящий от тебя запах.

– Тогда отрежьте ей нос, – приказывает оскорбленный император.

Для лучшего понимания сути данной стратагемы, нужно разобраться в значении понятия «друг» в китайской повседневной и деловой практике. Друг здесь вовсе не тот человек, за которого можно страдать или даже умереть, кому можно отдать последнюю рубашку, и ожидать, что он поступит точно так же при случае. Китайский «друг» – это временный тактический партнер, которого можно «кинуть» как только он окажется по какой-либо причине невыгоден. Принцип «дружбы по-китайски» парадоксален и, вместе с тем, прост: друзей нет, вокруг одни враги, но некоторые из них враги потенциальные, а другие – явные. С дальними врагами можно заключать временные союзы против недругов ближних, самых опасных. Как только победа будет одержана, бывшего друга можно спокойно переводить в разряд врагов. Применительно к бизнесу можно сказать и так: количество денег в мире ограничено, а желающих владеть ими слишком много, чтобы с кем-то делиться. Можно мириться с фактом временного владения материальными благами со стороны всех прочих врагов, но в идеале всё должно принадлежать только мне.

Китайский партнер перестанет быть Вашим другом, как только почувствует, что «отжать» у Вас больше ничего не получится. Поэтому необходимо постоянно поддерживать с китайцем отношения, одаривать его, интересоваться личной жизнью (успехами), короче, всячески демонстрировать свою полную лояльность и полезность, иначе Вам просто «отрежут нос».

«走为上计» – «Лучший план – бегство», точнее не бегство, а отход, отступление. Китайцы никогда не проигрывают, точнее, стараются не доводить ситуацию до состояния, когда все их действия приобретают зависимый характер. В этой ситуации они предпочтут «убежать из ресторана, не заплатив денег», т.е. в один неприятный момент Вы можете столкнуться с ситуацией, когда Вашего китайского поставщика не стало, он испарился. Пока Вы это окончательно поймете, пройдет от месяца до трёх и больше. Иногда ситуацию помогает «разрулить» какая-нибудь существенная уступка или обещание, но в большинстве случаев, особенно когда Вы пытаетесь организовать преследование, следы Вашего дорого «друга» затеряются среди нескольких миллиардов других следов с виртуозной легкостью. Поэтому, если Вы услышали фразу, вроде: «Наш лаобань уехал в командировку» или «Босс отправился в Пекин на партийное собрание» – это повод насторожиться. Китайца нужно постоянно держать на коротком поводке и подкармливать обещаниями грядущей прибыли и изъявлениями смиренной благодарности.

Хождение вокруг да около, применение стратегического замысла там, где вопрос гораздо проще решить прямиком, кажется западному сознанию совершенно излишней мерой, тормозящей дела и ведущей к усложнению переговорного и иных процессов. Однако китайское сознание с детства настроено продвигаться обиняками, путями обходными, долгими, поскольку связано такое поведение с необходимостью постоянного сохранения «лица» – своего и всех контактёров. Если затронуть или даже откровенно пренебречь материальными интересами кого бы то ни было – дело вполне обычное, то достоинство другого человека для китайца всегда остается величиной значительной, незыблемой. Именно по этой причине они так не любят открытых противостояний, и предпочитают ретироваться, нежели вступить в спор, который может привести к «потере лица». А если уж неприятная ситуация возникла, китаец будет стоять на своем до конца, и никакими аргументами и доводами разума его нельзя будет переубедить, поскольку такая уступка для него будет равнозначна утере самого сущностного в себе – драгоценного лица.

Не забывайте о вежливости и осторожности. Старайтесь не переходить на личности, особенно в присутствии посторонних.

Стратагемы, конечно, с успехом применяются не только в Китае, просто здесь они пришлись ко двору в силу своей идентичности местным ментальным установкам. Иногда плохие стратеги применяют их (стратагемы) во вред себе, ненароком. Например, тот мальчик, который дважды пошутил насчет волков, всполошив всю деревню, а на третий раз, когда серые действительно прибежали, ему уже никто не поверил. В этом случае молодой человек использовал стратагему № 1 «обмануть императора, чтобы он переплыл море» (см. выше) неосознанно, с ущербом для себя. Выиграли – волки.

Хотя бы по этой причине – возможности угодить по неведению в ловушку анти-стратегии – следует получить представление о военном по происхождению, но вполне деловым по функционалу трактатом – «三十六计».

То же относится к творениям Суньцзы с его знаменитым: «война – это искусство обмана» или, конкретнее: «Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет свою дверь. Потом же стань как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите».

Кроме того, при известной сноровке играть в стратегию весьма занимательно, потому что по характеру каждая сделка с китайским партнером напоминает игру в покер на большие деньги. Адреналин прёт. Неизвестность пугает. Победа радует вдвойне! Не переживайте сильно из-за проигрышей. Это просто неудачная рука. Дождитесь новой раздачи!

Фото аватара

Автор: Константин Тюрьмин

Родился и проживал в Москве до тех пор, пока не поступил в Институт стран Азии и Африки, и доучился в нем до 4-го курса, когда и открыл впервые свое собственное дело — совместное предприятие с пекинским партнером. В результате, мы были одними из первых, кто начал возить пуховики с Ябаолу цивилизованно, продавать их с арендованной фуры на рынке в Лужниках. Кончилось дело ужасной, но, увы, обычной для девяностых историей — супруга моего партнера вместе с подругой были жестоко убиты в Москве представителями китайской диаспоры, покусившимися на деньги, которые женщины пытались обменять «с рук» («обменников» тогда еще не было).

Затем меня швырнуло в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого, где под мудрым руководством митрополита Питирима (Нечаева) я занимал должность эконома (исполнительного директора) в течение четырех лет. Поэтому я на практике знаю, что значит «уйти в монастырь»

После этого несколько лет я восстанавливал квалификацию, работал над кандидатской, посвященной современной китайской литературе, и параллельно трудился над российско-китайскими проектами для ряда компаний — экспортеров медицинской техники и препаратов из КНР. Последние 5–6 лет я плотно сижу в консалтинговом бизнесе, работая в основном в Пекине и Шанхае.

59 комментариев

  1. Помните историю? Апостола Петра? У него была болезнь, он ходил к чародейке 12 лет, она под разными предлогами отказывала ему. А когда пришел Иисус, у него болела голова, то поговорил с ней, буквально несколько секунд, она тут же все поняла. И вылечила. Петр тоже понял, раскаивался долго, тоже 12 лет. И умер. Иисус своему младшему ученику сказал, пойди, посмотри, что с ним.

    Он сидит за столом, заснул. Так и ушел во сне. Перед ним книга.

    Иисус посмотрел, это “Библия”. Там была “Библия”.

    Так и Будда, перед уходом в нирвану три раза сказал своему брату Ананде:

    Проси меня остаться, не покидать этот мир!

    Ананда все три раза – забыл. Потом это ему поставили в вину, после ухода Шакьмуни. И все сутры сейчас начинаются словами Ананды:

    “Так я слышал.”

    Я к чему – Говорят, у человека существует четыре времени: прошлое, настоящее, будущее. И особое “внутренее” время. Когда он занимается черными делами, оно летит быстро.

    Китайский бизнес не всегда честный…

  2. Некоторые стратагемы противоречат моему личному кодексу мужчины. Китайцы не брезгуют, т.к. мужчин среди них мало.

  3. Константин, мне понравилось, как вы держали оборону! Браво!

    у меня весьма скромный опыт…но я хотела бы поделиться тем, что осталось у меня от прочтения всего выше и ранее (в других статьях) сказанного.

    Китайцы все разные: среди них есть как коварные так и порядочные люди. Ровно как и в России! Все зависит от внутреннего мира человека и его воспитания.

    Но всё же… у меня есть сын, который смотрит мультфильмы с моего разрешения, под присмотром и выборочно. К чему я веду? А к тому, что, на мой взгляд, все становится яснее, если посмотреть китайские традиционные мультфильмы и почитать сказки, которые китайские родители читают своим маленьким деткам на сон. Эти самые персонажи и комментарии родителей и останутся в маленьких хитроумных головках (хитроумный – это комплимент в моем контексте!)

    В целом статья полезна….несмотря на все комментарии к ней. Почему?
    Потому что русский народ издавна доверчивый..и простодушный.
    Предупрежден…сами знаете что дальше.

    Самое сложное думаю стать “своим” для китайцев. Почти не возможно думаю. Но везде есть исключения! Я вот смотрю на сообщество китаистов и восхищаюсь этими людьми!!! Живут в Китае, работают там и зарабатывают своим умом и смелостью отчасти и несут нам свои знания и опыт.

    Ребята, 非常感谢!!!!!!!

  4. Ох, как душевно-то (переводя дыхание и вытирая слезы)… Давно так не смеялся.
    “Я так хочу-у
    Чтоб комменты не конча-ались!”
    Пора наверно Магазете вводить в виде отдельной рубрики или как еще что-нибудь вроде “Семинары профессиональной психологической помощи для конфликтующих во мнениях”.

  5. Цитата:”Несмотря на инициированное нами арбитражное разбирательство, марка осталась за китайцем. Выкупить ее удалось только через 4 месяца за 30 000 долларов. С тех пор этот товарищ меня сказочником уже не называет…”

    Вместо этой лабуды могли бы просто написать:”покупайте мою книгу и ходите на мои семинары.”

    1. Глухая ночь. На улице гроза. В комнате плотно закрыты тяжелые шторы, которые приглушают шум дождя. На большом дубовом столе, уже изрядно потертом от времени, с проступившими кое-где следами чернил и жира, оставшегося после неаккуратных обедов, стоит печатная машинка марки «Москва» и настольная лампа с круглым салатовым абажуром.
      В круг света, шаркая тапками, входит согбенный человек. Он идет не спеша, и что-то бормочет, но слов разобрать нельзя. Засаленный халат из того, что на китайских рынках называют шелком, изрядно помят и засален – настолько, что изначальный цвет его определить невозможно.
      Человек садится за стол, протирает очки с толстыми стеклами, нахлобучивает их на нос. Подумав минуты три, он перемещает каретку на середину страницы, и начинает писать:
      «Председателю отдела Идеологии и Пропаганды ЦК КПСС
      Тов. Хрущеву Н.С.
      Давненько я не читал более антинаучного пассажа… Думаю редакторам ‘Магазеты” нужно тщательнее выбирать контент.Лженауке тут не место… В вашем комментарии не хватает цифр и ссылок… У вас обывательское понятие о науке… намеренное введение в заблуждение с целью приобретения профита… меня насторожили ваши ‘стратагемы”,а теперь все стало ясно… Я вам еще раз обьясню-нет никаких стратагем… Никаких ссылок,жуткая стилистика… Вопросы конечно к редакторам Магазеты,и к пониженному уровню образования в принципе… Сие словоизвержение можно было предвидеть.Как всегда адепты лженауки разражаются гейзером словес… Вместо этой лабуды могли бы просто написать:”покупайте мою книгу и ходите на мои семинары.”… я гербалайф не люблю… Я не вижу ничего плохого в еврейско-нацистском заговоре… Ууууу…….клиника
      Член партии с 193 года.
      (не подписываюсь потому, что опасаюсь преследований со стороны редакции Магазеты)»
      Еще раз читает написанное. На лице человека скользит скорбная ухмылка – странное сочетание превосходства и обреченности.
      Через неделю человек открывает почтовый ящик, достает письмо в необычно плотном и снежно-белом конверте, на обратной стороне которого приложена сургучная печать. Человек замер, руки его затряслись еще сильнее, чем обычно. По толстым стеклам близоруких очков скатилоась то ли слеза, то ли капелька пота.
      Он спешно открывает дверь. Руки не слушаются, ключ падает на пол…
      Наконец он у стола, открывает заветный конверт…
      На гербовой бумаге – бланке Отдела пропаганды ЦК КПСС он прочитал только два слова:
      «Вердикт:мулдашевщина».
      Он прочитал еще раз. Потом – еще. И подумал: «Ничего не понимаю, кто Мулдашев-то?» И еще: «Надо бы компьютер купить»

      1. Очень милое эссе.Вам бы книжки писать.Желательно романтического плана.Гюго,Шатобриан,Кольридж.А наукообразные опусы вам не идут-грамотешки не хватает.
        Будем считать что вы этим эссе ответили на мои вопросы.В принципе все с вами ясно.Советую вам поработать над теорией,иначе перманентное озалу…ливание гарантировано.
        P.S.Хрущев в своей жизни занимал массу постов-от партсекретаря техникума до члена военного совета.А вот с идеологией у него как-то не получалось.Это вы с Ильичевым путаете.Или с Сусловым.

        1. Вы заметили, что я успешно применил против Вас китайские стратагемы, в существование которых Вы не верите? Критерием научности все-таки являются не цифры, а практика. Полагаю, что мне удалось Вам это примерно доказать.

  6. Мнения пухнут…
    Мне вспомнилось, что о многом, если не о всем из здесь упомянутого и оспоренного написал в свое время гениальный Лу Синь, он же Лу Сюнь, в своем “Подлинная история А-Кью”. Написал разоблачительно и безжалостно. Впрочем, нам все же стоит быть снисходительными…

  7. Уважаемые дамы и господа! Я должен внести некоторую ясность. Когда я пишу всякие «страшилки» про китайский бизнес, я имею в виду лишь проблемные части, то, что с Вами может случиться, но не обязательно случится. У меня есть десятки знакомых, которые совершенно спокойно подписывают контракты, состоящие из трех пунктов, прямо на кантонской ярмарке, и получают вполне приличный товар, причем происходит это годами. В этой связи показателен мой однокашник, который в течение трех лет размещал на шеньчженьском заводе ОЕМ заказы на мелкую электронику. Производитель ставил там принадлежащий моему товарищу торговый знак. По истечении трех лет, уже перед самой отправкой очередной партии, китаец вызвал заказчика в Шеньчжень, и предъявил ему Свидетельство о регистрации ТМ на свое китайское имя. Несмотря на инициированное нами арбитражное разбирательство, марка осталась за китайцем. Выкупить ее удалось только через 4 месяца за 30 000 долларов. С тех пор этот товарищ меня сказочником уже не называет…

  8. Мой друг – китайский бизнесмен, живущий в России и отлично владеющий русским языком, тоже, одно время, накупил кучу книг типа: “Как увеличить продажи в …”, “Убойная техника ведения переговоров”, чуть ли не “Как привлечь богатство и удачу”. Сейчас вроде понял, что эта литература не имеет к реальной российской жизни никакого отношения

  9. Александру Мальцеву:Я не вижу ничего плохого в еврейско-нацистском заговоре.Проблема в том что я о нем никогда не говорил.Приписывать оппоненту вещи которые он не говорил,а потом опровегать их–это демагогия.

    1. “И когда человек пытается выдуманные из выдуманных «стратагем» вывести закономерности-это лженаука.”
      О чём это Вы с такой серьёзностью? Речь разве шла о научных изысканиях и ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ?

  10. 1) Санька Недайхлеб – класно придумано!
    2) А по сути дисскусии:
    С китайцами я пока мало общалась, потому и читаю все, что поможет найти общий язык. Очень понравился пример про чиновника, который 3 года старательно работал, но император хотел его наказать, а потом 3 года бездельничал, а император собрался его наградить.
    Предположим, могла ли быть такая ситуация в России? Наверняка, нет. Во-первых царь не дал бы повторно три года, во-вторых, если человек хотел выбиться в верхушку, то мысли о народе у него были бы самые последние, а прежде всего он старался бы больше общаться с царем. Выводы: у китайцев больше терпения, а планы более долгосрочные. Мы к такому не привыкли. Отсюда могут возникнуть разные проблемы. Но, если хорошо все обдумать, то, возможно, и переговоры пройдут легко.

    1. Марина, Вы верно подметили разницу между Россией и Китаем. Российские элиты, начиная с Петра, и даже раньше, смотрели только на Запад. Идея о том, что жизнь человеку дается однажды, и прожить ее надо там, где слаще, отнюдь не нова в нашей истории. Именно поэтому все ценное из России перемещается в Европу и США. Конечно, всему этому способствуют Законы и сам факт принадлежности власти к этой же самой элите. В Китае – наоборот. Китайцы, как Вам должно быть известно, нигде не ассимилируются в силу своего культурного своеобразия и нежелания терять уже не раз помянутую мной китайскость. Поэтому китайцы вынуждены создавать комфортное для существования пространство вокруг себя, а не искать его где-то на стороне. А формируя приятное ради себя, они (властьимущие китайцы) волей-неволей работают для всех. Например, в КНР за 3 дня строится столько дорог, сколько в РФ – за год. А по дорогам не только Бентли ездят. Для вящей эффективности они придумали Гонконг – “карманный оффшор китайской элиты”, как я его обычно называю на лекциях. Этот самый Гонконг является центром хранения денег и реинвестирования их на Материк. Но это уже другая тема…

      1. “Китайцы, как Вам должно быть известно, нигде не ассимилируются”
        Никогда не говорите “никогда”. Насколько мне известно, история не знает этносов, которые нигде не ассимилировались, если были такие условия.

      2. Константин,меня насторожили ваши ‘стратагемы”,а теперь все стало ясно.
        1.’Российские элиты смотрели на Запад”-что значит сия фраза? В чем выражается “смотрение на Запад?” Обесните.
        2.”Все ценное из России перемещается в Европу и США”.
        Что значит “ценное”,что значит “перемещается?”Где цифры? Что вы имеете ввиду?
        3. “Китайцы, как Вам должно быть известно, нигде не ассимилируются в силу своего культурного своеобразия и нежелания терять уже не раз помянутую мной китайскость.”
        Ууууу…….клиника.Китайцы не ассимилируются? А в чем выражается уровень ассимиляции? Принятие христианского имени? Изучение языка страны пребывания? Хождение в “несвоем” районе?И господи,обьясните наконец что значит термин “китайскость?”
        4.”Поэтому китайцы вынуждены создавать комфортное для существования пространство вокруг себя, а не искать его где-то на стороне”-абсолютно непонятно.Вы что-то хотели сказать,но что?
        5.”А формируя приятное ради себя”-Константин,вы во время учебы в ВУЗе писали хоть один доклад,курсовую работу? Вам не стыдно? “Китайскость”,бог с ней……но ,”формировка приятного”-запредел.Вопросы конечно к редакторам Магазеты,и к пониженному уровню образования в принципе.
        6.Для вящей эффективности они придумали Гонконг — «карманный оффшор китайской элиты», как я его обычно называю на лекциях.
        Кто придумал? Китайцы? Элита?И вы оперируете такими терминами на лекциях? Вы читаете лекции?????Господь всемогущиий!!!Никаких ссылок,жуткая стилистика.Где вы читаете лекцик,сударь.Я хочу послушать!

        1. Насчет западничества и славянофильства слышали? В этой старой полемике уже все сказано, нет необходимости повторяться, тем более для человека, который так высоко ценит науку.
          Цифры о перемещении активов из РФ в Европу сейчас как раз открылись, причем лишь малая часть. Почитайте новостные ленты последних двух недель, сколько денег вывели на Кипр из России? Там и цифры найдете.
          Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Вот «китайскость» – это и есть языковая и культурная аутентичность китайской нации.
          На семинары приглашаю: http://www.wugroup.ru/ru/seminars Заходите, пообщаемся, а то за аватарами и никами просто прятаться, мне тоже очень хочется узнать, чему Вы в жизни, помимо критиканства, научились.

          1. Охоохонюшки.Сие словоизвержение можно было предвидеть.Как всегда адепты лженауки разражаются гейзером словес.Итак:
            1.Вопрос был:фраза”Российские элиты смотрели на Запад”-в чем это выражается.
            Напомню в вашем тексте следующая фраза была: “Именно поэтому все ценное из России перемещается в Европу и США”
            Вы путаете течения западников/славянофилов и банальное передвижением капиталов.Нет слов.
            2.”Там цифры и найдете”.Кгхм….как я понимаю сами вы никаких цифр не знаете,но смело утверждаете что сей факт имел место.
            3.”Ассимиляция”…охохонюшки.Друг мой я и без вас знаю значение термина “ассимиляция”.Мой вопрос был:в чем заключается смена/сдвиг/уровень ассимиляции? Китаец взял себе англоязычное имя? Это ассимиляция? Китаец празднует Пасху-это ассимиляция? Сколько таких китайцев? Где ваши ссылки на источники? Вы владеете вопросом?
            4.На семинары приглашать меня не надо,я гербалайф не люблю.Новый вид активных продаж меня тоже не интересует

  11. Думаю редакторам ‘Магазеты” нужно тщательнее выбирать контент.Лженауке тут не место

    1. А о какой науке речь? По-моему, Магазета вовсе не научный, и даже не научно-популярный журнал, а просто площадка для авторов – не профессионалов, а просто могущих заинтересовать читателя своим материалом. Этот материал заинтересовал многих, а что до объективности, то истина, как известно, рождается в споре.

      1. Соглашусь, что тут о науке речи и не идет. Godzira слишком близко к сердцу принимает. Все эти стратагемы, все давно уже все поняли, каждый сделал свои выводы. Нет, Godzira же хочет сюда приплести еврейско-нацисткий заговор шанхайских масонов, которые глупых лаоваев учат стратагемам, которые изобрел украинский засланец Сунь Цзы (настоящее имя Санька Недайхлеб).

      2. У вас обывательское понятие о науке.Наука-это не диаграммы с цифрами.Наука-кратчайший путь определения истины.И когда человек пытается выдуманные из выдуманных “стратагем” вывести закономерности-это лженаука.Или просто ложь.Или намеренное введение в заблуждение с целью приобретения профита.

        1. Александр,если вы поклонник теории еврейских заговоров-я здесь не при чем,уверяю вас.Где в моих постах вы видели ссылки на какие-то заговоры?Вы адекватны?

        2. Давайте всё-таки “определимся с терминами” – стратегемы, несомненно, занимают достойное место в науке. В военной науке – тактике и стратегии военных действий. Этот факт не отменяет спорности проведения аналогий с отдельно взятыми эпизодами сферы коммерческих “военных действий”. С другой стороны, если определённые принципы действуют в одной сфере, то они могут, как минимум частично, действовать и в другой сфере со схожими целями, методами и задачами – а именно в плоскости разрешения конфликтов. Более того, изучение стратегем уже является частью академических программ на Западе, в основном по (международному) менеджменту и политике.

    2. Уважаемый godzira! Уж очень задели меня ваши комментарии. Не удержалась вот, даже ответ решила написать.
      Скажите пожалуйста, раз уж вы так доверяете наукам, то слышали ли вы когда-нибудь о Кросс-культурном менеджменте (Cross-cultural management) – одном из направлении менеджмента, как науки? Столько исследований и научных работ на эту тему написано, столько журналов издается ежегодно. И все они вам могут доказать, что разница между народам как раз есть, и довольно большая. И в деловом мире эта разница проявляется очень ярко.

  12. “Почти никто из современных китайских бизнесменов не изучает эти техники специально, они применяют искусство войны неосознанно, естественно, просто в силу своей китайскости.”

    Давненько я не читал более антинаучного пассажа.То есть каждый китаец неосознанно применяет стратагемы? Сия мысль еще круче нацистских тезисов о “природной испорченности” евреев.А если китаец родился в Цюрихе и всю жизнь прожил в Эмиратах,будет он пользоваться стратагемами?

    1. Скорее всего, да. Вернее, «да» настолько, насколько останется в нем его «китайскость». Вы были где-нибудь в чайна-таунах? Очень рекомендую, чтобы сделать вполне научное (статистически подтвержденное) заключение, что в приведенном Вами примере, китаец, родившийся в Цюрихе, а потом всю жизнь проживший в чайна-тауне в Эмиратах, в 8 случаях из 10-ти будет все-таки китайцем, со всеми вытекающими.

      1. В вашем комментарии не хватает цифр и ссылок.Ваш пример не имеет смысла,поскольку термин ‘китаец” вами не определен.Кто такой китаец? Тот у кого мать китаянка? Отец? Поддерживающий КПК? Гоминьдан? И при чем здесь стратагемы? Вы школьник?

  13. откровенно надоели статьи типа “китайцы – боги переговоров” и отсылки к великим китайским полководцам. перво-наперво надо запомнить: китай (вместе со всеми его стратегемами) неоднократно завоевывали все кому не лень и хорошие воины больших стен не строят.
    теперь насчет самих переговоров – научитесь их вести в конце концов! и никакой китаец со своими уловками из детского сада вам не страшен.

  14. У бедных китайцев не осталось шанса на оправдание))
    На самом деле их поведение в в современности иногда изумляет – но чаще по-хорошему. Мне вспоминается пример из “лихих 90-х”, они же “бум российско-китайской торговли”: В приграничье китаец взял деньги у китайских бандюков на бизнес с русскими. И влетел на хорошую сумму от чеченов. Отбить деньги не смог. Что бы сделали в то время в такой ситуации наши кримы? Замочили бы и забыли. Китайские рассудили совершенно здраво – что с покойника денег им никогда уже не взять. Поэтому они его слегка пожурили не до смерти, а после дали еще больше бала на другой бизнес, с условием, что будет им выплачивать большой процент. По итогу наш герой неплохо поднялся.

  15. Хорошая статья. Мне кажется тут эти вещи подходят к людям которые стоят у высших эшелонах власти страны. Которые на практики все могут применить эти вещи в виду большего понимания этих стратегий. А сам лично не люблю торговаться лицом к лицу…когда они говорят заоблачные цены даже не знаю какую цену назвать самому…сложно. Поэтому в основном веду торговлю по интернету. Где много информации и есть с чем сравнить.

  16. Очень интересно и познавательно.

    Однако, мне кажется, что автор несколько возвеличивает подлецов и обманщиков, приписывая им какие-то сверхъестественные способности и доскональное знание старинных трактатов.

    Таким образом, осуществляется подмена понятий и манипуляция: хитрец, а то и просто обманщик и мерзавец превращается в интеллектуала и обманутый уже не просто обманут, а страдает исключительно по причине собственного невежества. Хотя всё это легко решается простым заключением договора в письменном виде, соответствующим образом подтверждённого противной стороной. Да, в таком документе разумно уточнить всё важное. В принципе, автор говорит об этом – но лишь вскользь.

    Ещё один хороший рецепт – отсеивать обманщиков до момента торжественной передачи денег. В этом тоже можно обойтись без знания древних трактатов, достаточно обычного разума и минимальной юридической грамотности.

    Странно, что в биографии автор пишет о “синофобии”. На мой взгляд, больше похоже на “синофилию”.

    1. Многие из китайских стратегов не учились в военных институтах, и знают о самом трактате не больше, чем мы с Вами, но это не лишает их мышление стратагемности. Почти никто из современных китайских бизнесменов не изучает эти техники специально, они применяют искусство войны неосознанно, естественно, просто в силу своей китайскости. В больших городах уже встречаются китайцы, которые ментально и культурно не вполне китайцы. Эти могут отступать от общего правила, но являются пока исключением. Кроме того сами стратагемы весьма поучительны, и применимы не только в переговорах с китайцами, но и в других, порой самых неожиданных обстоятельствах. Об этом много написано в помянутой выше книге Воеводина.

      1. Один из моих вопросов был в том, не стоит ли назвать “обманщика” и “кидалу” – обманщиком и кидалой? Без попыток придания его “талантам” ореола древнего сакрального знания или впитываемой с молоком матери пятитысячелетней мудрости?

        А все торговые уловки: посмотрите любую книгу по технологиям продаж. НЛП – так это вообще, по сравнению со стратагемами – просто ядерное оружие.

      2. Если эти прeмудрости НЕ изучaются китайскими бизнесменами, то почему в любом книжном магазине Поднебесной можно легко найти несколько книжек, а то и целый подраздел(от детских в картинках до “взрослых” для решения проблем управления) по этой тематике? Их пенсионеры чтоль читают?

  17. На самом деле иероглиф “计” некорректно переводить как «стратагема», скорее это «план», «хитрость», «техника», т.е. тактика, применимая в конкретных обстоятельствах.

    То есть все, кто переводил так и употреблял термин до этого – ошибались?

    1. Стратагема и есть “военная хитрость”. И мне кажется это очень корректное, яркое и подходящее слово, которое известно нам еще с Древней Греции. Переводить 计 говоря о трактате Сунь Цзы, как “стратагема” – уже традиция.

  18. Иллюстрация действия стретегемы 拋磚引玉 на примере ситуации на Кипре, возможно, несколько преждевременна, ведь эта стратегема относится к категории “атакующих”. С чего бы Кипру атаковать РФ?

    Кроме того, игра игрой, но нужно понимать, на чьем поле ведутся подобные “игры” в стратегемы. В Китае стратегемы, и соответственно стратегемное мышление, прививается с детства. А на чем вырастают дети в России? Отсюда и РЕАЛьНАЯ разница в мышлении – это для камрада godzira.

    1. Я вам еще раз обьясню-нет никаких стратагем.Это обычные примери из истории.Берем любую ситуацию из современной жизни,тут же подыскиваем подходящую легенду-опа,”стратагема” готова.В России таких стратагемусов можно налепить миллион-успевай только подыскивать примеры,и придумывать цветастые названия.Беда в том что никакой особенной китайской специфики в них нет,и никакого особенного алгоритма тоже.Еще раз-мулдашевщина.Дивный восток,третьий глаз,и прочий чудесный шаолинь.Как Брюс Ли который никогда не дрался (и учился у Ип Мэна,который тоже никогда ни с кем не дрался).

      1. Согласен – в современной жизни РАСОВО китайских стратегем не существует.
        Независимо от этого существуют различные механизмы разрешения конфликтов и китайцы традиционно склонны рассматривать реальные ситуации через призму стратегем, а не, например, сказок про Иванушку-дурачка. Также согласен с тем, что зачастую неверно “натягивать” стратегемы на реальные события.

  19. Еще один материал на тему”какие сложные эти люди-китайцы”.Уж сколько раз твердили миру-нет никакой разницы между народами,и все равно все свято уверены что русские-лентяи,евреи-жадины,а китайцы…а китайцы такие сложные,что прямо оторопь берет.Особенно смешат параллели между современными китайскими бизнесменами и героями древних легенд.Все равно что обьяснять действия Абрамовича на основе ‘Слова о полку Игореве”.Вердикт:мулдашевщина

    1. Разница между народами есть, но водораздел проходит не в сфере бизнеса, а в области культуры. Бизнес в этом смысле является проявлением культуры. Чтобы стать человеком данной культуры, нужно жить в этом народе, дышать его воздухом, понимать его идеалы, ценить традиции. Меня часто обвиняют в синофобии, и мне, поверьте, эти обвинения оскорбительны. Я всю сознательную жизнь занимаюсь Китаем и люблю китайцев, большинство моих друзей и соратников – ханьцы. Прежде чем высказываться публично, я делюсь с ними своими идеями, а многие из них прямо навеяны этими беседами. Я никогда не утверждал, что китайцы плохие, но то, что они другие, на мой относительно просвещенный взгляд, – факт несомненный.

    2. А я думал я один такой. Все верно. Тех китайцев которые писали 三十六计 и т.п. давно нет. А от прокуренных, пьющих по 2 литра в день китайской 70 градусной водки (специально уточнял сколько пьет лаобань у самого лаобаня) ожидать хитрых, коварных планов, просто, ну скажем, удивительно. Также как и хитрых психологов и прочее, прочее…
      От прошлой статьи у меня вообще осталось впечателение, что это компиляция из трудов Малявина чуть ли не с прямыми цитатами из “Китай управяемый”.
      А вот за интересные истории, спасибо. Очень живописно и интересно.

  20. Спасибо автору!
    Кстати, на это тему несколько лет назад вышла книжка под авторством Воеводина.

      1. А.И.Воеводин. «Стратагемы – стратегии войны, манипуляции, обмана». Но в этой книжке речь идет не совсем о Китае, тут рассматривается применение стратагем в широком – социальном, историческом, политическом, военном и даже криминальном аспектах. Работа несомненно достойна того, чтобы быть прочитанной.

  21. ЕСЛИ БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ, ТО ЭТО БЫЛО БЫ ПРОСТО ЗДОРОВО. КСТАТИ МАГАЗЕТА В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПОДНЯЛА КАЧЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ СТАТЕЙ.

    1. Дорогой REZNIK, спасибо за добрые слова, но не могли бы выписать строчными буквами, иначе буду вынужден удалять ваши комментарии написанные полностью с включенным CAPS-LOCK.

  22. Вот есть такая фраза, она мне очень сильно нравится, я думаю, что это одна из старатагем для меня: “Как всегда на Востоке – чем ближе вы к цели, тем туманнее способы её достижения.”
    Спасибо! Потрясающе интересная и точная статья. :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *