Россия: Европа или Азия?

EA

Сегодня уже ни для кого не секрет, что в глобальной политике украинский кризис послужил лишь спусковым крючком для проявления «вечного» противостояния держав в виде активной фазы. Судьба украинцев сейчас беспокоит только их самих, да еще сердобольных русских, которые всегда готовы прийти на помощь людям, говорящим с ними на одном языке. Остальные «игроки» стремятся выжать из конфликта наиболее весомые дивиденды: кто в виде дополнительных территорий, кто расширить свое военно-политическое влияние. Как всегда во время открытой конфронтации не обходится без жертв.

О том, как не стать жертвой и при этом таскать из огня каштаны чужими руками давно придумали китайские стратеги. В середине прошлого века, когда холодная война только разгоралась, Председатель Мао образно сформулировал принцип внешней политики молодой Китайской Народной Республики: «Два тигра и одна обезьяна». В смысле, пока два тигра дерутся, обезьяна спокойно наблюдает за баталией с ветки, и затем присоединяется к победившему, либо же продолжает оставаться на безопасном расстоянии.

При этом если в былые времена «Державами» были СССР и США, то теперь таковыми по праву считаются Америка и Китай, который может выступить в роли «старшего брата» для России. Политикам США и в страшном сне не снилось, что Китай всерьез, а не в дипломатических терминах, подружится с Россией. А в сложившейся ситуации России больше некуда идти, кроме как на поклон к китайскому императору. Вот и получается, что противостояние носит не локальный, а глобальный характер, и далеко не факт, что Россия, в ее нынешнем беспромышленном и зависимым от импорта состоянии, из этого кризиса с честью выпутается.

Надежда остается только на Китай, который, как бы этого нам ни хотелось, продолжает разыгрывать карту обезьяны, сидящей на ветке, и ограничивается общими рассуждениями о добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве. А по российским вопросам при их обсуждении в ООН сохраняет неизменный нейтралитет. В отличие от отечественной бравады в отношении перспектив российско-китайских отношений, в КНР ни о каком «потеплении» речи не идет. Наоборот, как только дух санкций в отношении РФ начал материализовываться, китайское Министерство экономики спустило циркуляр, адресованный всем участникам внешнеэкономической деятельности, имеющим партнеров в России. Документ настолько показателен, что позволим здесь привести его перевод дословно:

«…устанавливая деловые связи с российскими партнерами, необходимо учитывать следующее:

1. В России вскоре лопнут раздутые цены на недвижимость. В связи с санкциями Запада резко ускорится отток денег из РФ, и, как следствие, рухнут непомерно выросшие цены на недвижимость (например, стоимость квартиры в Москве в два раза дороже, чем цена аналогичного жилья в Берлине). Предвестником этого является резкий скачек курса доллара по отношению к рублю. Между тем в Китае расположено достаточно большое число предприятий, экспортирующих в Россию строительные и отделочные товары. Именно эти компании находятся под угрозой сокращения заказов и неплатежей со стороны российских контрагентов.

2. Отток зарубежных инвестиций из России, обесценивание рубля и усиление валютного контроля. Если Америка и ЕС предпримут в отношении России меры, подобные тем, которые введены против Ирана, стратегической целью Америки станет атака именно на финансовую систему РФ, в результате чего многие банки мира могут отказаться от корреспондентских связей с российскими финансовыми структурами, что затруднит для России трансграничные сделки, а также приведет к усилению валютного контроля, и, как следствие, возможные срывы оплат по сделкам с китайскими компаниями.

3. Сбои в функционировании банковской системы РФ приведут к массовому банкротству предприятий, создающих реальный сектор экономики, и неизбежное нарушение ими своих контрактных обязательств. Уже сейчас многие китайские компании сигнализируют, что у российских покупателей появились трудности с аккредитивами и другие проблемы финансирования внешнеэкономических сделок.

4. Если в ответ на санкции Запада Россия прекратит поставки нефти и газа, то это серьезно ударит по всем компаниям, связанным, например, с производством полимеров и изделий из углеводородов, а также предприятиям, выпускающим запорную арматуру, фитинги и т.п.

5. Единственным плюсом от украино-российского противостояния и связанных с ним санкций со стороны США и ЕС является возможное прекращение поставок автомобилей, автозапчастей, промышленного оборудования из Европы в РФ. Предприятия данных отраслей могут использовать этот шанс для продвижения своей продукции в Россию. Однако и в этом случае нужно соблюдать осторожность и учитывать риски, о которых говорилось выше…

…Рекомендации:

1. Всем экспортёрам необходимо внимательно следить за развитием ситуации в России и на Украине.

2. Если это позволяют условия контрактов, следует временно воздержаться от производства товаров по российским контрактам или же затягивать сроки поставки, ожидая разрешения конфликта.

3. Особенно важно всеми мерами ускорить проведение оплат по уже открытым сделкам, а также требовать полной предоплаты по контрактам только открываемым».

Не знаю как там, в области политики, но в сфере экономики это больше похоже на санкции, чем на дружбу!

В результате предсказанных (правда, не совсем точно) в циркуляре трудностей в российской экономике, многие средние и мелкие импортеры частично потеряли платежеспособность, и в виду сокращения спроса, оказались под угрозой затоваривания. А китайские поставщики, в свою очередь, послушно исполняя волю верхов, перестали предоставлять льготные условия по российским контрактам, например, давать отсрочку платежей. В итоге, по некоторым оценкам, товарооборот между Россией и Китаем упал за первое полугодие 2014 года почти на 50%.

Однако провал этот следует рассматривать исключительно как временное явление, естественное для сложившейся кризисной ситуации.

Мы проходим стадию шаткого равновесия, когда чаша весов начинает медленно, но уверенно склоняться в пользу импорта товаров из Азии, главным образом, из Китая. Причем касается это не только традиционных товаров, так называемого, народного потребления, но и, к примеру, станков и оборудования, которые традиционно завозились в Россию из Европы. При этом многие, даже относительно стабильные импортеры китайских товаров по указанным выше причинам вынуждены покидать рынок, а поставщики товаров из Европы будут вынуждены отказаться от услуг западных поставщиков в пользу того же Китая, исходя из логики ответных российских санкций против Европы и США. И чтобы встать на их место нужно поторопиться!

Повторяю, что России больше некуда идти за импортом, кроме как в Китай, и объемы торговли с Поднебесной будут только расти. Предвестником чего стал успешный визит В. Путина в КНР в мае текущего года, когда был подписан всем известный «газовый контракт».

ЕС в ближайшие годы будет с удвоенной энергией реализовывать политику диверсификации поставок энергоносителей и снижения доли России. Уже через несколько лет эта политика начнет приносить реальные результаты. К этому времени Россия обязана будет иметь альтернативный рынок — а значит, строительство соответствующей инфраструктуры надо начинать прямо сейчас. Это стало очевидно и для российского руководства, поэтому контракт, о котором велись вялотекущие переговоры с 2007 года, был подписан ударными темпами. Конечно, китайцы воспользовались моментом, и «продавили» льготные цены (чего они, собственно, и добивались последние семь лет). Но факт остается фактом, экспорту энергоносителей в Европу в кратчайшие сроки найдена серьезная альтернатива.

При этом большие газовые и нефтяные сделки — это только вершина айсберга. В разных стадиях обсуждения находятся десятки менее крупных инфраструктурных и сырьевых проектов, которые тормозились из-за бюрократизма с обеих сторон и обычной для русско-китайских торговых переговоров практики изматывания партнера с целью выбить максимально выгодные условия. Речь идет также о строительстве мостов и других объектов транспортной инфраструктуры (китайцы уже предложили свои услуги по строительству транспортного тоннеля под Керченским проливом, с пропускной способностью в два раза выше, а по стоимости в два раза ниже, чем российский проект моста); увеличении экспорта угля в Китай; новых проектов сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Растущим направлением сотрудничества может стать экспорт российского угля в КНР (в 2013-м — около 20 млн. т.), что потребует значительных инвестиций в добычу и транспорт.

Американские санкции в отношении российских банков, хотя и нанесли некоторый ущерб экономике, зато привлекли внимание политиков в Москве к уязвимости российской финансовой системы. Уже начались переговоры о расширении присутствия в России китайской системы China Union Pay. Имеющаяся договорная база уже позволяет России и Китаю торговать в национальных валютах, хотя пока доля таких расчетов остается незначительной. Есть основания полагать, что в ближайшей перспективе (2-3 года) наши страны перейдут исключительно на прямые платежи по торговым контрактам в юанях и рублях, минуя недружественный в нынешней ситуации доллар.

Очевидно, можно ждать снятия многих из существовавших ранее политических ограничений на экспорт технологий военного и двойного назначения в Китай. Эти ограничения были главным образом обоснованы политикой балансирования России между США и Китаем, и в нынешних условиях теряют всякий смысл.

Затянувшееся на годы согласование контракта на поставку в КНР истребителей Су-35С будет ускорено и, вероятно, завершится подписанием контракта в текущем году.

Новый характер взаимоотношений России с Западом в посткрымский период отразится и на поведении бизнеса. В нашей практике встречается все больше примеров, когда российские, не только торговые, но и промышленные компании, в срочном порядке озаботились заменой европейских поставщиков материалов и комплектующих китайскими. Бизнес более не сможет исходить из положения о том, что в отношениях России с Европой действуют неизменные правила игры. Угроза перекрытия каналов поставок оборудования или материалов, запрета на поставки технологий, ареста активов и других санкций должна теперь учитываться любой российской компанией, особенно если она регулярно имеет дело с государством.

Современный Китай может заменить западных партнеров по многим направлениям. Разумеется, душевой ВВП КНР более чем вдвое меньше российского и Китай по-прежнему зависит от иностранных, в том числе российских технологий для выпуска некоторых видов наиболее сложной военной и гражданской продукции. Но с точки зрения потребностей массового производства благодаря гигантским масштабам китайской промышленности в КНР можно найти почти все необходимые виды материалов, комплектующих и оборудования. Важно также помнить, что под контролем КНР находится Гонконг — один из ведущих финансовых центров мира с первоклассной судебной системой британского образца. Российские компании и ранее проявляли растущий интерес к Гонконгу (IPO «Русала» и IRC), но теперь его значение, очевидно, возрастет.

Украинский кризис может на какое-то время привести к весьма тяжелым последствиям для российской экономики. Но в долгосрочной перспективе он может оказаться полезным, поскольку откроет перед нами дверь в будущее, а будущее мировой экономики и политики — это Восточная Азия.

В ближайшие годы наши экономические связи с Китаем будут гораздо меньше подвержены политическим рискам, чем отношения с Западом. Россия занимает одно из центральных мест в китайской стратегии развития; считается, что долгосрочное партнерство с Москвой позволит гарантировать энергетическую и ресурсную безопасность КНР, укрепить позиции Китая перед лицом возможного давления Запада. Наоборот, переход России под западное влияние может закончиться для КНР стратегическим окружением и крахом надежд на ведущую роль в мире. Современный мир во все возрастающей степени начинает определяться большой игрой между Китаем и США, а Россия — один из главных призов в этой игре.

Фото аватара

Автор: Константин Тюрьмин

Родился и проживал в Москве до тех пор, пока не поступил в Институт стран Азии и Африки, и доучился в нем до 4-го курса, когда и открыл впервые свое собственное дело — совместное предприятие с пекинским партнером. В результате, мы были одними из первых, кто начал возить пуховики с Ябаолу цивилизованно, продавать их с арендованной фуры на рынке в Лужниках. Кончилось дело ужасной, но, увы, обычной для девяностых историей — супруга моего партнера вместе с подругой были жестоко убиты в Москве представителями китайской диаспоры, покусившимися на деньги, которые женщины пытались обменять «с рук» («обменников» тогда еще не было).

Затем меня швырнуло в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого, где под мудрым руководством митрополита Питирима (Нечаева) я занимал должность эконома (исполнительного директора) в течение четырех лет. Поэтому я на практике знаю, что значит «уйти в монастырь»

После этого несколько лет я восстанавливал квалификацию, работал над кандидатской, посвященной современной китайской литературе, и параллельно трудился над российско-китайскими проектами для ряда компаний — экспортеров медицинской техники и препаратов из КНР. Последние 5–6 лет я плотно сижу в консалтинговом бизнесе, работая в основном в Пекине и Шанхае.

14 комментариев

  1. Россия – это не Азия и не Европа.

    В этом уникальность и в определенном смысле трагедия или миссия (это как повернуть) России.
    Россия/Русь веками была между молотом и наковальней. Она может себе позволить всё, кроме слабости.
    Сила же – это не трясение “бубенчиками”.
    Это уважением к себе, своей истории, своей культуре. И жизнь своим умом, а не заёмным.

    1. Простите, но Вы написали глупость.
      Осталось еще добавить пару синагогальных пассажей про “Азиопу”.

      Россия – это Россия.
      Она никогда не будет на 100% ни Азией, ни Европой.
      Она сама по себе уже континент.

      1. Простите, но такого континента нет ни в одной континентальной модели.

  2. Так вот почему “заблудившиеся” российские окуппанты умерли от инфарктов – оказывается сердце у них болело за Украину.

  3. А что за циркуляр такой, который Вы цитируете? Можно ссылку на оргинал?

    1. у меня есть оригинал из провинции Чжецзян
      2014年第4期(总第4期)
      【关注乌克兰危机下我省出口俄罗斯的风险】
      一、乌克兰危机的演变及现状
      此次乌克兰危机导火索源自2013年11月21日乌克兰政府宣布暂停与欧盟签署联系国协定。该决定引起国内亲欧盟民众大规模抗议示威活动,抗议示威活动很快演变成警察与民众的暴力冲突,冲突共造成77人死亡,近600人受伤。冲突以总统亚努科维奇逃亡俄罗斯,反对派组建临时政府暂告一段落。
      至此,乌克兰危机还属其国内事件,但随着俄罗斯军队(由于军队身着没有标志的军服,俄罗斯方面至今不承认是俄罗斯军队,因此普京也被西方媒体讽刺在玩克格勃时期的把戏)迅速介入和控制乌克兰克里米亚地区,美欧纷纷强烈谴责,西方和俄罗斯形成紧张的对峙局面。
      3月6日,克里米亚议会通过决议,决定于3月16日就加入俄罗斯进行全民公投,该决定使得乌克兰紧张局势陡然升级。奥巴马总统当日宣布授权财政部对入侵克里米亚应负责任的个人和组织进行制裁,措施包括冻结资产、拒发签证等。英国首相卡梅伦也表示如果会谈没有进展,也将考虑采取类似制裁措施。在布鲁塞尔欧盟领导人会议后,被认为最不愿意对俄罗斯进行制裁的德国也强调,美欧的团结是他们的首要目标,关于德国对俄罗斯的经济利益和能源依赖被过分夸大了。
      北约秘书长在当天表示乌克兰危机是冷战以来对欧洲安全的最大威胁。当天六架美军的F-15战斗机和两家军用加油机飞达立陶宛。
      二、乌克兰危机的发展预测
      在度过一个表面平静的周末后,本周一开始美欧与俄罗斯将继续隔空喊话,
      进一步互相探底,3月16日克里米亚公投是摊牌的关键时刻,此后走势将趋明朗化。
      乌克兰危机目前已经成为美国、欧盟、俄罗斯三方势力的角力场,由于其背后涉及复杂的政治、经济、军事利益,最终结果如何以目前情况很难预测,但无外乎以下三种可能。
      1.互相让步,达成一个各方利益平衡的结果
      克里米亚宣布独立,但是不加入俄罗斯,俄罗斯承认乌克兰新政府。此种情况已有先例,2008年格鲁吉亚的南奥塞梯宣布独立,俄罗斯进入南奥塞梯与格鲁吉亚进行战争。最后双方签订停火协议,南奥塞梯脱离格鲁吉亚获得独立。
      美国前国务卿基辛格博士在3月6日的华盛顿邮报上撰文称乌克兰危机的解决不可能是各方绝对的满意而是各方不满意的平衡。
      2.俄罗斯拒不让步,美欧联合制裁
      克里米亚公投后,如果俄罗斯将其兼并,美国和欧盟一定不会坐视不管,必然会对俄罗斯采取严厉的制裁措施。因为西方观点担心如果采取这种绥靖政策,将会开创一个非常坏的先例,俄罗斯会进一步得寸进尺,并鼓励其他国家以后采取类似行为。
      3.冲突升级,爆发战争
      以上三种结果,第一、二种可能性都很大,第三种可能性虽然很小,但是这类后果极其严重的小概率“黑天鹅”事件也不能掉以轻心。21世纪以来短短十几年时间,9.11事件,金融危机,日本海啸就以极其出人意料的“黑天鹅”姿态出现于世人面前。
      三、乌克兰危机对我省出口俄罗斯的影响
      鉴于乌克兰危机的紧张局势,目前我省出口企业对出口乌克兰的业务已经引起了足够警惕,做出了各种防范措施。但是对于出口俄罗斯业务的风险还未引起足够的警惕,考虑到俄罗斯在世界经济中的分量以及与中国的贸易量,出口企业更应重视俄罗斯的风险。从数据看,2013年中国与乌克兰双边贸易约110亿美元,中国与俄罗斯双边贸易为881.6亿美元;就浙江而言2013年浙江(不含宁波)出口乌克兰约23亿美元,同期出口俄罗斯约93亿美元。我省企业应关注俄罗斯下述风险可能对出口带来的影响:
      1.俄罗斯房地产泡沫破灭,相关出口行业风险加大
      2012年俄罗斯房地产行业占GDP比重达到9%,与日本房地产泡沫最高峰时相当。莫斯科房价是柏林的两倍,国际热钱涌入是俄罗斯的高房价主要原因之一。
      乌克兰危机只要一天不缓和,国际投资者担心制裁和战争的风险,热钱会加速流出俄罗斯,刺破俄罗斯房地产的泡沫。3月3日俄罗斯央行抛售了100亿美元以对卢布提供支撑,成为市场中唯一卖出美元买进卢布的参与者。2014年以来,卢布兑美元汇率已经下跌近11%。这些都是外资撤离俄罗斯的重要信号。
      我省出口俄罗斯的产品与俄罗斯的房地产业息息相关。杭州、湖州的电缆,温州的低压电器,温州、金华的门锁,杭州、湖州的家装板材,绍兴的窗帘布,嘉兴的沙发,杭州、台州、金华的卫浴水暖等相关出口可能受到的影响会比较大,包括收汇风险和订单减少等问题。
      2.外资撤离,卢布贬值和外汇管制的风险增大
      2012全年,俄罗斯外商投资金额累计为3804亿美元,一旦外资因制裁或者战争撤出,必然重挫卢布对主要货币汇率。1998年卢布曾贬值70%,2008年时,尽管俄罗斯央行抛出1700亿美元的外汇储备阻止卢布下跌,但卢布依然在三个月里下跌超过15%。
      若欧美特别是美国对俄罗斯采取类似伊朗的经济制裁,俄罗斯的银行成为美国制裁的目标,全球其他地区的银行也可能随之终止与俄罗斯的业务,切断与美国金融系统的联系和跨境汇兑交易。
      卢布贬值或者外汇管制必然加大我省出口俄罗斯的企业的收汇风险。
      3.银行的系统性风险上升,增加实体企业破产和违约的风险
      一旦发生制裁或者战争,俄罗斯银行在乌克兰、美国、欧盟以及其他国家的资产将全部被冻结或者征收。俄罗斯四大国有银行俄罗斯联邦储蓄银行、俄罗斯外经银行、俄气银行和VTB仅在乌克兰的风险敞口就有280亿美元。
      银行的风险必然会向下游的实体企业传递,造成大量的企业因融资困难而破产倒闭,从而给上游的供应商造成巨大损失。
      目前我们出口俄罗斯的客户已经有向我们反映,其买家原来通过俄罗斯银行进行保理业务发生了困难,需要转投出口信用保险。
      4.俄罗斯切断油气供应,油气下游行业及配套产业受到严重打击
      一旦制裁升级或者爆发战争,俄罗斯切断天然气供应,必然造成国际市场油气价格飙升,造成下游产业的原材料成本大幅提升,对于已经产能过剩的一些行业打击更大。杭州、嘉兴、绍兴地区的化纤企业应该引起足够重视。
      天然气管道一旦停止运行,对于为其配套的温州工业阀门企业,嘉兴的紧固件企业影响较大,应提前做好新市场开发准备。
      5.美国和欧盟企业的退出,对于整车、汽配、工程机械行业将是大的利好
      美国和欧盟,尤其是后者,对于俄罗斯的出口主要是整车、汽配以及工程机械,一旦制裁或者升级,这些企业的退出,对于我国相关企业是极大的利好。杭州、台州、温州、金华的整车及汽配企业,可以加强对俄罗斯市场的关注和开发力度。
      四、相关建议
      1.出口企业应密切关注本周乌克兰局势的发展,尤其是3月16日克里米亚公投,根据局势发展及时作出调整和应对。
      2.在合同允许的期间内,本周尽量延迟发货和备货,等待局势明朗后再做相应决策。
      3.对于已经发货的,通知买家尽早提货;已到付款期的,抓紧催促买家付款。

      1. эмм… а какой точно статус этого текста? Точно циркуляр Министерства Экономики? По стилю больше на газетную заметку похоже, довольно таки неформальную…

        1. дайте почтовый адрес, я Вам пришлю оригинал. Он мне достался от одного из наших давних поставщиков мототехники из Юнкана. В открытых источниках (Интернете) этой информации нет.

          1. да ладно, не утруждайтесь. Байду же еще у нас не забанили, сам нашел:
            http://swj.ruian.gov.cn/zwgk159/zwdt162/233539.shtml

            Источник: городская торговая палата г.Жуйань.
            Ну, молодцы, чо. Но не Министерство Экономики, однако.

          2. Вы думаете местные власти сами до этого догадались? Просто центральная власть декларирует дружбу с РФ, потому что это выгодно, а втихомолку проводит политику “двух тигров и одной обезьяны”. Обезьяна должна получать только выгоду при любых раскладах

  4. Серьезная статья.
    Обезьяна на дереве, видимо за тиграми, на заднем плане, не в резкости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *